Ксения Курлович
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Путешествие в мир гласных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико-артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- закреплять понятие «гласный звук»;
- развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова.
Коррекционно-воспитательная:
Публикация «Конспект НОД в старшей логопедической группе „Путешествие в мир гласных“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Материалы и оборудование:
- телевизор;
- видео материалы (приветствие и прощание Веселого Пирата и попугая Кеши);
- магнитная доска;
- картинки с изображением артикуляции гласных звуков;
- картинки сундуков с изображением гласных звуков;
- картинки с гласными звуками (в начале, в середине, в конце);
- мяч.
Методы и приемы:
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки, показ артикуляции).
- Игровой (дидактические игры)
- Практический (упражнения).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня нам пришло письмо на электронную почту с пометкой ВАЖНО, мы решили дождаться вас и вместе его посмотреть. Ну что, вы готовы?
- (на экране включается видео Веселого Пирата и попугая Кеши)
«Здравствуйте, Фантазеры! Записываем вам видео обращение с надеждой на то, что вы нам поможете. Мы жители волшебного острова «Звукобуковия»– я Веселый Пират и мой верный друг – попугай Кеша. Мне стало скучно, и я решил научить своего попугая разговаривать. Но бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. И он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.»
- Ой, ой, ой, ребята, а ведь у Веселого пирата и попугая Кеши серьезные проблемы, но мы же с вами им поможем? Отправимся в путешествие в мир гласных и выполним все задания.
- Веселый пират отправил нам маршрут, по которому мы сегодня будем следовать, чтобы помочь попугаю Кеше разобраться в гласных звуках. Давайте посмотрим (на доску вывешивается маршрут)
- Первая станция – «Артикуляционная гимнастика»
II. Основная часть.
- Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка и губ. Давайте покажем и научим Веселого Пирата и попугая Кешу красиво и правильно ее выполнять.
1. Артикуляционная гимнастика
- Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
(на каждый звук на доску вывешивается буква)
- [А] — Откройте шире рот,
Как огромный бегемот!
Подразнить его охота –
Пошутим над бегемотом. («Окошко»)
- [И] — Улыбка, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Вот понравится лягушкам -
Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)
- [У] — Надул капризно губки,
Подними скорее руки!
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! («Трубочка»)
- [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так. («Часики»)
- [Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Язычок вдруг разленился,
На крылечке развалился. («Блинчик»)
- [О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
На качелях О катался:
Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)
- Какие вы молодцы! Выполнили первое задание, подготовили наш язычок. Готовы отправиться дальше?
2. Объявление темы занятия.
- Сегодня мы с вами расскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы.
- Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки)
- Что мы читаем и пишем? (Буквы)
- Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды)
- Каким цветом они обозначаются? (Красным)
- Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков. (Шесть)
- Молодцы, вы справились со всеми вопросами, и теперь Попугай Кеша знает все о гласных звуках и буквах.
3. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»
- Ребята посмотрите, на следующей станции комары. На острове их очень много, и они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.
- Прослушайте внимательно звуки, которые мы будем произносить и хлопните в ладоши, услышав гласный звук.
а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.
- Что-то не всех комаров вы разогнали, давайте усложним задание и тогда у вас все получится. Я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите в слове звук У.
МАК, ЛУК, РИС, ЛУГ, РЭКС, ЖУК.
- Вот и все комары улетели. Вы хорошо постарались, и теперь попугаю Кеше ничего не мешает слушать нас дальше. А мы отправляемся дальше.
4. Фонетический анализ и синтез слов.
- На своем острове Весёлый Пират нашел много картинок, которые помогут разобраться попугаю Кеше с гласными звуками, но они перемешались. Давайте поможем им навести порядок и разложить их по сундучкам.
- Посмотрите, вот сундуки, а на них написаны буквы. Прочитайте, какие буквы тут написаны? Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет и определите позицию выделенного звука в слове.
- Оххх, вот это конечно вы навели порядок, молодцы! Задание было сложным, и вы, наверное, устали? Давайте встанем и подвигаемся.
5. Динамическая пауза. Игра «Гласные звуки»
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает (тянемся ручками наверх,
[И] – на Иволге летает (изображаем самолет,
[О] – на Ослике сидит (сели на корточки,
[У] – на Улицу глядит (посмотрели вдаль,
[Э] – на Эхо отозвался (прислушиваемся,
[ы] - во внутрь слов забрался (забираемся по лестнице,
СЫром тЫкву закусил (кушаем)
И добавки попросил! (гладим живот)
- Попугаю Кеше очень нравится с вами играть, и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с этого звука.
III. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим на наш маршрут, ничего ли мы не упустили? (повторяем наши станции, и что мы на них делали).
- Верно, вы большие молодцы! Вы помогли попугаю Кеше разобраться с гласными звуками. Давай те попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуковия.
(видео обращение «Спасибо вам, Фантазеры, за то, что помогли Кеше разобраться с гласными звуками. Теперь мне будет не скучно на острове, ведь с Кешей нам есть о чем поговорить. До новых встреч»