ирина Малкова
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с Гжельской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе
"ЗНАКОМСТВО С ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСЬЮ"
Старший воспитатель МДОУ дс №4 «Солнышко»
Малкова Ирина Валерьевна
Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи; формировать умение передавать элементы росписи.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Знакомство с Гжельской росписью“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Планируемый результат: дети знакомятся с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства – Гжельской росписью, учатся рисовать элементы гжельской росписи, знакомятся с новыми словами, расширяют свой кругозор.
Словарная работа: Гжель, фарфор, дуги, листья, завитки, сеточки, гжельской роспись, обжиг, «быль».
Предварительная работа: Беседа «Ремесла народов России», рассматривание альбома «Художественные промыслы».
Демонстрационный материал: Презентация «Сказочная Гжель», выставка изделий гжельских мастеров, образцы элементов росписи.
Раздаточный материал: альбомные листы, гуашь, кисти разных размеров, банки с водой, салфетка, палитра.
Форма проведения: в виде экскурсии и работы в «художественной мастерской».
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята вы были в творческой мастерской художников?
Хотите посетить мастерскую художников?
Посмотрите здесь много разной красивой посуды, много изящных статуэток. Мы с вами рассматривали альбомы «Художественные промыслы».
Кто догадался, как называется это декоративно-прикладное искусство?
Сегодня я приглашаю побывать в мастерской художников
гжельской росписи.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Воспитатель: Как называется наша родина?
Ответы детей: (Россия).
Воспитатель: Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.
Основная часть:
Воспитатель: Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи (показ гжельской посуды). Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?
Ответы детей: ….
Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.
И сегодня наша творческая экскурсия посвящена «Сказочной гжели» (дети садятся на свои места).
Воспитатель: Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Рассказ воспитателя: Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Гжельские узоры приятно рассматривать (использование слайдов презентации).
Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Чем отличается гжель? Да прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись!
Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран (презентация, здесь рассказывается о том, как получается посуда (процесс изготовления + работа художников).
Воспитатель: А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии? (слайды презентации)
Ответы детей: ….
(кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)
Ребята, сейчас мы немного отдохнем: Физкультминутка.
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.
Показ. Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок.
Воспитатель: Рисую концом кисти – получаются тонкие линии (можно использовать слайды презентации).
А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса.
Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок.
Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаются цветы, листья.
Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи.
Работа детей у доски (двое – трое детей).
Воспитатель: Ребята, кто хочет попробовать нарисовать эти элементы у доски? (дуги, листья, завитки, сеточки).
Воспитатель: Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.
Дети по образцу рисуют элементы гжельской росписи.
Воспитатель: А теперь работа в парах, посмотрите друг у друга правильность выполнения рисунка.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята вам понравилась работа в мастерской гжельских художников. Почему роспись называется Гжельской? Какие предмета быта расписывают гжельской росписью? Какие элементы чаще всего встречаются в этой росписи? Из какого материала сделана гжельская посуда?
Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Ребята, какие трудности встречались при рисовании узоров. Давайте разложим рисунки на один большой стол и рассмотрим, все ли элементы росписи вам удались (воспитатель предоставляет возможность детям оценить аккуратность и правильность выполнения элементов гжельской росписи). Анализ детских работ проводят дети, педагог лишь корректирует, при этом тон детей и педагога доброжелательный. Ребята, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера! Мои милые художники, давайте добавим наши рисунки в альбом «Художественные промыслы России», у нас есть уже рисунки дымковской росписи, семеновской матрешки.
Ребята вставляют рисунки в альбом.
Воспитатель: Этот альбом мы обязательно покажем родителям.
Ребята работа по знакомству с Гжельской росписью у нас продолжается, нашу мастерскую мы с вами посетим еще не раз, поэтому на следующим занятие нужно принести открытки с рисунками гжельской росписи, или посуду если есть дома, или нарисовать с родителями рисунок по мотивам росписи мастеров Гжели.