Ольга Лысенко
Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с многообразием дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (характерными элементами и цветосочетаниями); какая по характеру (весёлая, праздничная).
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, практический (роспись бумажных силуэтов, игровой.
Публикация «Конспект занятия по эстетическому развитию „Знакомство с дымковской росписью, Роспись лошадок“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Задачи:
Познавательное развитие:
• познакомить с историей дымковской игрушки;
• закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.
Социально – коммуникативное:
• формировать позитивные установки к творчеству;
• воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.
Речевое развитие:
• учить детей отвечать на поставленные вопросы;
• воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
Художественно – эстетическое развитие:
• формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;
• учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);
• учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;
• развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Физическое развитие:
• снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.
Предварительная работа: организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера-народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно-прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; изготовление тычков;
Словарная работа: слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.
С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия.
А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими. Ласковое название дымковской игрушки-дымка.
Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей
Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».
Как же изготовляется дымковская игрушка? Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают.
Воспитатель: Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).
Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Потешка про «индюка»
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост
Точно солнечный цветок
Да алеет гребешок
Потешка про «петушка»
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Ты подай голосок
Через темный лесок
Через лес, через реку
Прокричи «Ку-ка-ре-ку».
Потешка про «барыню»
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа
Щечки алые горят
Удивительный наряд
Сидит кокошник горделиво
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывает
Песню тихую поет.
Потешка про «лошадку»
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил
И за хвост не удержаться
Если гриву отпустил!
Воспитатель: Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг-это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии-вода, прямые линии- дорога.
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку?
Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.
Физкультминутка «матрешки»
Хлопают в ладошки. (Хлопок в ладоши перед собой,
Дружные матрешки. Повторить хлопки еще раз).
На ногах сапожки, (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)
Топают матрешки. (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны вправо-влево.)
Всем знакомым поклонись (Наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные, (Наклоны головы вправо-влево)
Матрешки расписные. (Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)
В сарафанах наших пестрых (Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, (Хлопок в ладоши перед собой.)
Веселые матрешки. (Наклоны вправо-влево.)
Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать бумажные силуэты «лошадок». Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки-ватной палочкой, линии-кисточкой.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.
• Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?
• Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?
• Из чего изготовлены дымковские игрушки?
В конце занятия устраивается выставка.
Литература:
1. Уткин П. И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. заведений. - М. : Высш. шк., 1992. - 159 с.
2. В. Б. Косминская, Н. Б Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»./ Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1987. — 128 с. Пособие иллюстрировано таблицами, схемами, примерными образцами студенческих работ.
3. Ю. Г Дорожин «Дымковская игрушка»./ Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2016.