Приложение МААМ

Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок» (6 фото)

Ольга Лысенко
Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с многообразием дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (характерными элементами и цветосочетаниями); какая по характеру (весёлая, праздничная).

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, практический (роспись бумажных силуэтов, игровой.

Публикация «Конспект занятия по эстетическому развитию „Знакомство с дымковской росписью, Роспись лошадок“» размещена в разделах

Задачи:

Познавательное развитие:

• познакомить с историей дымковской игрушки;

• закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

Социально – коммуникативное:

• формировать позитивные установки к творчеству;

• воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

Речевое развитие:

• учить детей отвечать на поставленные вопросы;

• воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

• формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

• учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

• учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

• развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Физическое развитие:

• снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера-народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно-прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; изготовление тычков;

Словарная работа: слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия.

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими. Ласковое название дымковской игрушки-дымка.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают.

Воспитатель: Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Потешка про «индюка»

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок

Да алеет гребешок

Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»

Потешка про «петушка»

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Ты подай голосок

Через темный лесок

Через лес, через реку

Прокричи «Ку-ка-ре-ку».

Фото «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»

Потешка про «барыню»

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа

Щечки алые горят

Удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывает

Песню тихую поет.

Конспект занятия по эстетическому развитию - фото

Потешка про «лошадку»

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил

И за хвост не удержаться

Если гриву отпустил!

Фото №1 Цель Познакомить детей с многообразием

Воспитатель: Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг-это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии-вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку?

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Физкультминутка «матрешки»

Хлопают в ладошки. (Хлопок в ладоши перед собой,

Дружные матрешки. Повторить хлопки еще раз).

На ногах сапожки, (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)

Топают матрешки. (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны вправо-влево.)

Всем знакомым поклонись (Наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные, (Наклоны головы вправо-влево)

Матрешки расписные. (Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)

В сарафанах наших пестрых (Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, (Хлопок в ладоши перед собой.)

Веселые матрешки. (Наклоны вправо-влево.)

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать бумажные силуэты «лошадок». Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки-ватной палочкой, линии-кисточкой.

Фото №2 Дымковская игрушка

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

• Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?

• Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?

• Из чего изготовлены дымковские игрушки?

В конце занятия устраивается выставка.

Фото №3 Знакомство с Дымкой дымковской игрушки из чего как кем сделана как украшена характерными элементами и цветосочетаниями какая по характеру весёлая праздничная

Литература:

1. Уткин П. И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. заведений. - М. : Высш. шк., 1992. - 159 с.

2. В. Б. Косминская, Н. Б Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»./ Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1987. — 128 с. Пособие иллюстрировано таблицами, схемами, примерными образцами студенческих работ.

3. Ю. Г Дорожин «Дымковская игрушка»./ Учебное издание. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2016.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки. Хвост индюка»Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки. Хвост индюка» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Методические задачи:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект мастер-класса «Знакомство с городецкой росписью» по художественно-эстетическому развитиюКонспект мастер-класса «Знакомство с городецкой росписью» по художественно-эстетическому развитию тема: «Знакомство с Городецкой росписью» Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов-участников.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство с народной росписью «Золотая Хохлома»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство с народной росписью «Золотая Хохлома» Цель. Познакомить детей с хохломской росписью, её историей, дать понятие, для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик»Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОДпо художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему: "Роспись дымковской глиняной игрушки "Козлика"".

Конспект занятия по рисованию «Укрась юбку дымковской росписью» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Укрась юбку дымковской росписью» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для закрепления знаний детьми о дымковской росписи. Задачи: - Продолжать знакомить детей с народным декоративным.

Конспект занятия «Ваза для мамы». Знакомство с хохломской росписьюКонспект занятия «Ваза для мамы». Знакомство с хохломской росписью Цель: продолжить знакомство с хохломской росписью Задачи: учить рисовать волнистые линии, короткие завитки слитным, плавным движением; -упражнять.

НОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группыНОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группы Цели: Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группеЗнакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: Просмотр презентации.

Конспект занятия по пластилинографии «Знакомство с Урало-Сибирской росписью»Конспект занятия по пластилинографии «Знакомство с Урало-Сибирской росписью» Цель занятия: Знакомство с Урало – Сибирской росписью, посредством пластинографии. Задачи: - Продолжать знакомить детей с нетрадиционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»
Опубликовано: 12 сентября 2020 в 16:19
+247Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лысенко (УИ 1635751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД