Ляйсан Гилязева
«Весна. Автоматизация звука [Л]». Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе.
Весна. Автоматизация звука [Л].
Программное содержание:
Продолжать автоматизировать умение правильно и четко произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях.
Закрепить артикуляционный уклад звука [Л], характеристику звука.
Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных слов;
Упражнять в согласовании существительных с числительными;
Развивать координации речи с движением;
Формировать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;
Формировать положительную установку на участие в занятии;
Оборудование: Воздушный шар- солнышко, цветы на каждого ребенка, картинки для составления предложения, картинки лужи 5 шт, зеркала на каждого ребёнка, карта,, фишки красного, синего и зеленого цвета, карточки для определения места звука в слове на каждого, паровоз для определения места звука в слове, мяч, контейнер с водой.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, беседа с детьми на тему: «Весна». Разучивание с детьми стихотворений. Проведение занятий по рисованию на тему «Весна», работа с календарем природы. Разучивание чистоговорки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в группу.
Учитель-дефектолог: Доброе утро дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Звучит красивая, радостная мелодия.
Учитель-дефектолог: Кажется я что-то слышу. Кто это к нам в гости пришел? (Вносит воздушный шарик - солнышко с прикрепленной посылкой. В посылке письмо)
- Ребята это красавица Весна прислала нам сообщение и посылку (читает сообщение).
«Дорогие ребята, я посылаю к вам в гости своего друга и помощника, ласковое весеннее Солнышко с подарками. А подарки мои получат самые старательные и активные из вас, удачи вам на занятии!».
Учитель-дефектолог: Присаживайтесь на свои места.
II. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-дефектолог: Сегодня мы отправимся в путешествие, с нашим помощниками весны. Но к путешествию нужно как следует подготовиться.
Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться
(упражнение “Лопата”).
А блинчик горячий, давай его остудим.
(“Остуди блинчик”).
К блинам возьмем с собой вкусный, ароматный чай и разольём его в чашки
(упражнение “Чашка”).
После еды почистим зубки
(упражнение “Почистим верхние зубки”).
Учитель-дефектолог: Дети, дети наше солнышко заскучало, попрошу вас встать и вместе со мной проговорить солнышку нашу чистоговорку.
Ла-ла-ла- к нам пришла весна.
Ло-ло-ло- на дворе тепло.
Лу-лу-лу- встречаем мы весну.
Лы-лы-лы- долго ждали мы весны.
Ла-ла-ла- хороша весна.
Учитель-дефектолог: Посмотрите как наше солнышко заулыбалось. Присаживаемся на свои места.
III. Акустико-артикуляционная характеристика звука.
Учитель-дефектолог: Дети, какой звук чаще встречался в чистоговорке?
(Звук [Л]).
Учитель-дефектолог: Когда мы произносим звук [Л], губы улыбаются, язычок находится за верхними зубами. При произнесении звука Л воздух встречает преграду - зубы.
- Звук [Л] согласный или гласный? (Звук [Л] согласный).
- Правильно, звук [Л] согласный, потому что воздух встречает преграду - зубы.
- Звук [Л] твёрдый или мягкий? (твёрдый). Какой фишкой мы обозначаем согласный твёрдый звук? (синий)
- Звук [Л] звонкий или глухой? Давайте, проверим. Приложите тыльную сторону ладони к горлышку и произнесите звук [Л]. (Звонкий)
- Звук [Л] согласный, твёрдый, звонкий.
IV. Автоматизация звука [л] в слогах.
Учитель-дефектолог: Предлагаю вам встать с места и подойти к нашей карте, которая нам поможет в нам путешествии.
Учитель-дефектолог: Солнышко попало в правый верхний угол (на указательный и средний пальчик ребёнка одевается игрушка – Солнышко). Солнышко наше перелетело через реку, а нам нужно переплыть.
Чтобы перед нами появился волшебный транспорт произнесите заклинание: «Ла-ло-лу-лы, пла-пло-плу-плы». Давайте, вместе произнесем (произносят хором, индивидуально).
Добавьте к слогу «пло» звук «т». Какое слово получится? (Плот). А поплывем мы с вами на плоту. Закройте глаза, произнесите «лу-ло-ла-ла-ла». Взяли в руки вёсла. Гребите. Откройте глаза. Наш плот помог нам добраться до берега, а здесь задание от нашей весны.
Д/и «Скажи ласково»
Учитель-дефектолог: Весной хочется говорить только ласковые слова. Садимся на ковер, я буду катить вам мяч и говорить слово, а вы возвращаете и говорите это слово ласково.
Солнце-солнышко
Лужа-лужица
Облако-облачко
Луч- лучик
Луг-лужок
Белка- белочка
Волк-волчок
Лужа-лужица
Игра «Лужи»
Учитель-дефектолог: Сейчас садимся на плот и возвращаемся к нашей карте. До следующей остановке нас проводит облако. Облако попало в левый верхний угол. Пока облако летело, лил дождь и ямки наполнились водой и образовались лужи. Чтобы не промочить ноги, перепрыгивай через лужи и считай их (одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж.) сколько всего получилось луж?
Садимся на свои места.
Перед вами следующее задание от весны, на проталинах раскрываются первые весенние цветы, а вот наши еще не раскрылись. Но они у нас не простые, в них спрятаны различные предметы. Сейчас каждый берет свой цветок и кладет его в воду. Скажите, что вы нашли. (ландыш, ласточка, облако, солнце, сокол, дятел). Отвечаем полным предложением (Я нашел ландыш и тд.).
V. Определение места звука в слове.
Учитель-дефектолог: Быстро добраться до следующей остановки нам поможет быстрый паровоз, если мы выполним следующее задание. А паровоз поедет в левый нижний угол. (Помощь 1 ребенка, остальные на местах)
Возьми картинки, и размести их по вагонам: в первом вагоне поедут слова, в которых звук [Л] в начале слова, во втором - те слова, где звук [Л] в середине, а в третьем вагоне поедут те слова, где этот звук в конце (ландыш, ласточка, облако, солнце, сокол, дятел).
Зрительная гимнастика.
Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Лучик вправо посмотри
Лучик влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.
VI. Автоматизация звука [Л] в предложениях.
Учитель-дефектолог: Вот мы на поезде добрались до следующей станции. Нам предстоит пройти последнее испытание. Весна случайно заколдовала предложения и слова в них перепутались. Помоги весне. Найди и исправь ошибки.
Лодочка бежала за Володей. (Володя бежал за лодочкой).
Лужа плыла по лодочке. (Лодочка плыла по луже).
Облака смотрят на Лолу. (Лола смотрит на облака).
Ландыши положили маму на стол. (Мама положила ландыши на стол).
Жук искал дятла. (Дятел искал жука).
Ёлка сидела на белке. (Белка сидела на ёлке)
Учитель-дефектолог: Дети, мы все задания весны выполнили. Закроем глаза и вернемся в группу. Подойдем к нашей карте. Посмотрите у нас остался сундучок. Нужно его расположить в свободный угол. Что бы это могло значить? Как вы думаете? Задания от весны больше нет. Посмотрите, а тут следы. Значит нам надо найти сундучок самим. У нас есть карточка-схема для движения. Идём по ней. Вот мы и дошли до места. Заглянем в сундучок, что же там. А здесь вам подарки от весны, весенние раскраски.
VII. Итог
Учитель-дефектолог: Кто сегодня приходил к нам на занятие? Какой звук мы сегодня продолжали учиться правильно произносить? Со всеми заданиями весны мы легко справились, вы большие молодцы.