Эльмира
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР 6–7 лет «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР 6-7 лет. «Дифференциация звуков [С - Ш]»
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
- Закреплять навык различения гласных и согласных звуков; дифференциации звуков [С-Ш].
- Формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части);
- Упражнять в составлении предложений с заданным словом;
- Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;
- Формировать умения обобщать, классифицировать;
- Закрепить умение использовать все части речи;
2. Развивающие:
Развивать навыки диалогической и монологической речи
развивать зрительное и слуховое восприятие;
способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, учить давать полные ответы на вопросы;
- развивать коммуникативные способности, внимание, память;
-развивать речевое дыхание.
3. Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения.
- воспитывать желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: беседа, логические вопросы, загадка; дидактические игры, речевые игры, иллюстрации, сюрпризный момент.
Здоровье сберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись (шум моря, наглядный материал, предметы для речевой игры, мячики су-джок, мяч, презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
- Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, скажите, здравствуйте, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.
- Ребята, для чего нужно правильно говорить? Дети. — Чтобы общаться с другими людьми, - Чтобы общаться друг с другом, - Чтобы понимать друг друга. Да, дети, красивую речь приятно слушать.
Сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в страну Красивой и правильной речи.
- Прежде, чем отправимся дальше в путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
- Страна «Красивой и правильной речи» находится, за высокими горами за глубокими морями, на другом краю земли, на острове. И поплывем мы в эту чудную страну на корабле. Приглашаю вас на корабль. (Слайд- картинка корабля).
Мы отправляемся в плавание. Согнули руку и делаем волну, сначала одной рукой потом двумя. (Включается шум моря). И вот корабль уже плывет по волнам. На море полный штиль и корабль плывет не очень быстро. Ребята, а как нужно помочь нашему кораблю поплыть быстрее? Дети: Сделать ветер.
Работа над речевым дыханием «Ветерок»
- Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.
По волнам корабль плывёт. Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай, и кораблик подгоняй. (Слайд- корабль плывет)
(Дети делают вдох и выдох по 3 раза. - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; - выдох должен быть длительным, плавным; - ребенок не должен надувать щеки;)
- Молодцы ребята! Вы старались, и у вас получился сильный ветер.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли на остров. (Слайд – остров)
Чтобы продолжить дальше, нужно подготовить наши язычки.
Артикуляционная гимнастика.
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы красим потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – на качелях качаться будем.
Девять – на барабане мы играем.
Десять – ротик закрываем.
Вот наши язычки подготовлены.
- Ребята, пока мы плыли, посмотрите, что я выловила из воды. Тут бутылка.
-Ой, ребята, а здесь письмо!
- Откроем, посмотрим, что там написано?
Письмо.
«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам!
Злой волшебник заколдовал всё вокруг и жителей страны Красивой и правильной речи. Теперь они не знают, что такое радость и смех. Помогите нам расколдовать нам нашу страну!»
Ребята тут и подпись есть. (Жители страны красивой и правильной речи).
-Нужно помочь жителям. Поможем ребята? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце. (Солнце на доске)
-Только почему-то оно грустное?
- У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали. -Чтобы расколдовать солнце нужно выполнить задания.
(Логопед зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, кладёт лучики к солнышку).
- Сначала давайте вспомним, что мы знаем про звуки и буквы.
-Ребята, а из чего состоят слова?
- Из звуков.
-На какие две группы делятся все звуки русского языка?
- На гласные и согласные.
- Как произносятся гласные звуки?
- Легко, свободно, поются, тянутся, воздух не встречает преград.
-Сколько гласных звуков? -Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э
-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки (зубы, язычок, губы мешают воздуху выходить свободно) –Какие бывают согласные звуки?
1. Луч – Д/игра «Выдели звук»
-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
• Сад, сани, коса, слон, оса, слово
• Шуба, шар, шишка, мыши, Маша, малыш
И/упр «Рифмы». Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами
• Са-Са-Са – В лесу живет лиса
• Сы-сы-сы – не боимся мы лисы
• Су-су-су – Мишку видели в лесу
• шок-шок-шок — разбудил нас петушок
• ошка-ошка-ошка – сидит на окошке кошка
Артикуляция звука [С]:
• – губы в улыбке; – зубы сближены;
• – кончик языка у основания нижних зубов;
• – струя воздуха, идущая по средней линии языка, холодная;
• «Ветерок (насос) свистит: сссссссссссс…»
Артикуляция звука [Ш]:
• – губы округлены; – зубы сближены;
• – язык в форме «чашечки» поднят к верхним альвеолам;
• – струя воздуха, выходящая изо рта, тёплая;
• «Змея шипит: шшшшшш…»
2. Луч - Д/Игра «Топни – хлопни» Слуховая дифференциация звуков [С-Ш].
- Топни, если услышишь в словах звук [С], хлопни один раз в ладоши – на звук [Ш].
- слон, кошка, собака, лошадь, лиса, кашалот, касатка, носорог, мишка.
- Поделите этих животных на группы.
(дикие, домашние, животные севера и животные жарких стран).
3. Луч – Д/игра «Кого не стало?» с карточками животных (на внимание и память)
-Давайте, немного отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Ежик» (су-джок мячами)
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку —
Оказалось…это еж!
(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)
4. Луч – Д/игра «Замени звук»
- «Послушай слово, замени в нём звук [Ш] на звук [С], повтори новое слово». Взрослый называет слова со звуком [Ш], а ребёнок – со звуком [C]:
крыша – …крыса, башня – …басня, шутки – …сутки, кашка – …каска, мишка – …миска, штук – …стук, наш -… нас, шок -…сок, шкала -…скала.
5. Луч - Д/игра «Путаница»
- Помоги правильно закончить предложения. Если я «запутаюсь», поправь меня, подскажи правильное слово.
Положили в плошку …каску,
Надевал пожарный … кашку!
Сочинял писатель … башню,
Из песка я строю …басню!
Сладко спит в берлоге …миска,
На столе с салатом …мишка!
6. Луч - Д/игра «Найди и исправь ошибки» (задание на внимание и сообразительность).
Злой волшебник перепутал слова в предложениях. Послушай предложения, найди и исправь ошибки.
• Письмо пишет дедушку.
• Наша мышка поймала кошку.
• Катушка ниток купила бабушку.
• Камешек нашёл Пашу.
• На шубу вешают вешалку.
• Саша лает на собаку.
• В картошку положили мешок.
7. Луч - Д/игра «Поймай звуки»
- Я бросаю звуки, а вы должны поймать их и составить слово:
м, а, к (мак); с, о, к (сок); с, л, о, н (слон, н, о, с (нос); к, а, ш, а (каша); м, а, ш, а (Маша). д,о,м (дом)
Физминутка:
Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце)
Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер)
Хорошо идти с друзьями! (шагают)
Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя)
Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны)
Хорошо там, где наш дом! (изображают дом)
Хорошо кружиться в танце! (кружатся)
Хорошо, что все мы вместе (выставляют большие пальцы)
- Скажите, чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)
8. Луч – Д/упр. «Буквы рассыпались». «Звуковой анализ слова»
- Ребята рассыпались буквы, помогите их собрать и получить новое слово – домашнее животное. (КОТ)
- Сколько звуков в этом слове? Назовите гласные и согласные звуки?
- Давайте сделаем звуковой анализ слова КОТ.
(дети из букв собирают слово и на карточках делают звуковой анализ)
- Из чего состоят предложения? (из слов) Как вы думаете, что это за схема?
9. Луч - И/упражнение «Составь предложение».
- Составь, предложения по картинке и соотнеси со схемой:
(Логопед выставляет схемы предложений и карточки)
Индивидуальный подход. Детям, имеющих высокий уровень в обучении использовать дополнительные задания.
-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? (Слайд- солнышко с лучами) (Музыка релаксационная)
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали всё.
- Ребята смотрите, мы расколдовали страну красивой и правильной речи.
3. Итог.
-Молодцы ребята, жители нашей необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!» за то, что расколдовали всё вокруг и за это вам подарок от всех жителей. До свидания ребята.
-Отправляемся домой в детский сад. Погружаемся на корабль и плывём. (Шум моря). (Слайд- корабль)
-Вот и прибыли мы в детский сад. Ребята, где мы были. В какой стране?
Какие мы выполняли задания? Что вам больше всего понравилось?
- Мы будем с вами стараться, чтобы в нашей группе была слышна только правильная речь.