Наталья Пастухова
Конспект НОД в старшей группе «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
«ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС».
Реализация ФГОС: интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цель:
• воспитывать любовь к поэзии и к родной природе;
• учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения, развивать поэтический слух.
Предварительная работа:
• беседы о приметах осени;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• просмотр презентации об осени.
• рассматривание репродукций картин: В. Серова «Октябрь», И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень»;
• чтение и заучивание стихотворений об осени : А. Пушкина «Уж небо осенью дышало.», А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы.», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы.», И. Бунина «Лес, точно терем расписной.», А. Толстого «Осень», А. Майкова «Кроет уж лист золотой.».
Словарь: заморозки, золотая осень, листопад, поздняя осень, обнаженные деревья, багряные листья, яркие убранства.
Содержание.
Придя с детьми на поляну у каштана, воспитатель предлагает отметить состояние погоды (на небе солнце, облака, тучи; цвет неба; ветер или тихо; тепло, прохладно, холодно; идет дождь или без осадков). Выслушивает ответы детей. Затем предлагает полюбоваться осенним пейзажем.
Воспитатель (загадывает загадку).
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года. (осенью зовется).
Да, ребята, осень — это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Осень вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений. У Александра Сергеевича Пушкина есть много стихотворений об этом времени года. Вот послушайте, я прочту вам одно из них:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Вам понравилось это стихотворение?
Какими словами поэт говорит об осени?
А как вы понимаете слова «очей очарованье»? (Природа становится красивой, радует глаз своей красотой.)
Что означает «увяданье»? Как можно сказать иначе? (Вянет, чахнет, засыхает.)
Что значит «в багрец и золото одетые леса»?
В солнечные, теплые дни после первых заморозков, листья деревьев окрашиваются в какие цвета? (ответы детей) и приобретают очень нарядный и красивый вид. Это время и называют золотой осенью.
Ребята, обратите внимание, на березе и липе листья становятся золотисто-желтыми, на рябине — красновато-бурые, клен окрашивается в желто-красный, оранжевый цвет, а наряд осины стал ярко-красным. Вот что значит «в багрец и золото одетые леса».
А как вы понимаете слова «мглой волнистою покрыты небеса»? (На небе серые тучи, небо затянуто облаками.)
Ребята, а как сам поэт Александр Сергеевич Пушкин относится к осени? (Он говорит «приятна мне твоя прощальная краса», «Люблю я пышное природы увяданье», ему нравится осень.)
А есть еще одно замечательное стихотворение у поэта И. Цекович «Когда ветки плачут». Вот послушайте:
Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая, пустая,
И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо все темнее,
А она — светлее.
Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают: «Осень! Осень! Осень!»
Но приходит время
Падать листьям желтым,
Выстланы тропинки
Драгоценным шелком,
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки
Плачут, плачут, плачут.
Ребята, как вы понимаете последние строки этого стихотворения? (Повторяет их.)
От порыва ветра листья легко отделяются от веток, они качаются и кружатся в воздухе, а затем опускаются на землю. Давайте вспомним всем известные слова из песни М. Красева:
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Эта пора называется ( ответ детей: «осенний листопад»). И тогда вся земля покрывается слоем сухих шуршащих листьев. Вот и поэт И. Цекович так и говорит «выстланы тропинки драгоценным шелком». А сейчас мы с вами представим, что мы листочки, и немного поиграем.
Физкультминутка
Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова:
Мы — листики осенние
На веточке висели.
Дунул ветер, полетели. (Разбежались по группе во все стороны.) И на землю тихо сели. (Селина корточки.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали. Руки вверх.)
Закружились, полетели. (Дети хаотично
бегают)
И на землю тихо сели. (Присели.)
Повторяется 2 раза.
Воспитатель. В конце октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Деревья стоят обнаженные, только на дубе можно еще увидеть засохшие листья. Ребята, а кто еще из поэтов писал об осени? (А. Майков, А. Толстой, С. Есенин, А. Плещеев.) Давайте вспомним эти стихи.
Дети читают стихи об осени.
***
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят.
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
А. Майков
***
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой
***
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
***
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
И. Бунин
Ребята, какое настроение вызывают у вас все эти стихотворения? Верно, стихи об осени чаще всего грустные, печальные, но эта грусть светлая, прекрасная. А вы заметили, что когда мы гуляем по лесу и дышим осенним воздухом, то этот воздух пахнет как-то по-особенному. Как вы думаете, чем? (Сырой землей, вялой листвой, грибами.)
Затем воспитатель предлагает детям собрать букет из красивых листьев разных деревьев.
Проводится игра «Чей листок?».
Цель: упражнять в различении деревьев по листьям.
Ход игры
Дети делятся на команды. Раздаются листья, например, березы и клена. По сигналу воспитателя дети должны добежать до того дерева, листья которого они держат в руке. Выигрывает та команда, которая быстрее собрала букет у своего дерева. Затем листья меняются.
Итог: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес. Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилась наша прогулка в осенний лес? Какие поэты в стихах восхищаются красотой осени? С какими новыми словами мы сегодня познакомились? (ответы детей).