Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе «Сказки кота Мурлыки»

Ирина Апликаева
Конспект НОД в старшей группе «Сказки кота Мурлыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование представлений о жизни, быте русского народа и его традициях.

Задачи:

1. Познакомить детей сизбой -жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, ухват, чугунок).

2. Обогатить словарь детей с народными поговорками, загадками, играми, новыми словами (ухват, чугунок).

3. Упражнять детей в умении разыгрывать сценки (представления) по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Сказки кота Мурлыки“» размещена в разделах

4. Создать благоприятные условия для развития коммуникативных навыков детей, воображение и творческую активность, логическое мышление, память.

5. Воспитывать уверенность в умении взаимодействовать друг с другом.

Словарная работа: ухват, чугунок.

Методы и приемы:

1. Словесные:

• чтение русских народных сказок «Жихорка», «Хаврошечка», «Сказка про попа и работницу»;

• беседы;

• знакомство с поговорками и загадками о русском быте;

рассказывание детьми о сказке, которую прочитали дома с родителями.

2. Наглядные:

• Рассматривание старинных русских предметов (ухват, чугунок, самовар, коврики, ложки);

• Рассматривание иллюстраций.

3. Практические:

• Русская народная игра «Игра с ленточками»;

• Обыгрывание сказки пантомимы.

Формы организации совместной деятельности:

Вид детской деятельности Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая Приветствие

Музыкальная Музыкальное сопровождение из русских народных мелодий

Двигательная Игра с ленточками

Коммуникативная Беседа о русском быте.

Разгадывание загадок.

Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками.

Разыгрывание несложных представлений по знакомым литературным сюжетам.

Предварительная работа:

Взаимодействие с детьми:

• чтение русских народных сказок : «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Жихорка», «Каша из топора»;

рассказывание русских народных сказок, беседа о сказках, просмотр мультфильмов по данной теме, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;

дидактические игры: «Собери картинку», «Угадай из какой сказки отрывки»;

• отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками;

• обыгрывание сюжета русской народной сказки.

Взаимодействие с родителями:

• чтение русских народных сказок;

• рисование на тему «Моя любимая сказка»;

• совместная творческая деятельность (придумывание собственной сказки, изготовление книжки – сказки собственными руками);

• изготовление атрибутов к сказке (костюмы, маски, шапочки).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Под русскую народную мелодию входят дети вместе с воспитателем и делают круг.

-Ребята, а Вы любите сказки?

-Да!

-Тогда я Вам предлагаю отправиться в волшебный мир сказок, где мы поговорим о русском народном быте.

Дети рассаживаются по своим местам. Играет музыка. Сказка начинается.

Хозяйка: Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тело и радостно.

- Ой, хорошо!

Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают волшебные сказки друг другу. От печки теплый пар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают.

Печка – деревенская кормилица. Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печку большие чугунки.

- под музыку Василиса проходит танцевальными шагами вдоль печки.

- ой, печи, печи, печи,

Всем на радость калачи!

От жаркой смолы

Тепло по всему дому.

Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печет для всей семьи. Печь избу согревает и освещает. А совсем маленьких детей даже купали в печке. Да, да – не удивляйтесь.

В печке настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой – и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

ГОЛОС ИЗ-ЗА ПЕЧКИ: (Ворчливо). Сама то печка добрая, всем найдет кусок пирога да куриную ножку. А вот люди сами все съедят, а мне ничего.

Хозяйка: Кто это из-за печки со мной разговаривает?

ГОЛОС: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?

ГОЛОС: Зовут меня –известно, как. Зовусь я Домовой.

Хозяйка Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты любишь пугать людей и животных? Правда это, а?

ГОЛОС: (Обиженно). Вот и напрасно, хозяюшка так я совсем обидеться могу.

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется Вам увидеть настоящего Домового?

- Да!

Тогда давайте дружно позовем его все вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать:

Домой, домовой

Приходи к нам домой.

А ну, повторяйте вместе со мной, да подружнее!

ДОМОВОЙ: (неуверенно). Здра-а-а-сте. Это вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Проходи, Домовой, садись к печке – здесь тебе уютнее будет.

ДОМОВОЙ: Спасибо, добрая хозяюшка! А как тебя зовут?

Хозяйка: Я-премудрая девица,

На все руки мастерица,

Все я знаю там и тут –

Василисою зовут.

Хозяйка: Скажи, пожалуйста, Домовой, значит ты запечный житель?

ДОМОВОЙ: Да. В каждом доме, где есть печка должен обязательно быть Домовой. Он за печкой ухаживает да сковородки серебрит.

Хозяйка: А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется – все съедено.

Говорят, Домовой съел. Потеряется в доме какая – нибудь вещь, опять говорят –Домовой утащил. Правда это?

ДОМОВОЙ: Да не проказники мы, а помощники.

Хозяйка: Говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства?

ДОМОВОЙ: Это верно. Что посуда, что веники, что скатерти всякие – никто лучше нас в этом не разбирается.

Хозяйка: Домовой, а как ты думаешь хорошо ли знают домашнее хозяйство наши ребята?

ДОМОВОЙ: А вот мы это сейчас и проверим. Отгадайте мою любимую загадку:

Мать -пузата

Сын – горяч

А внук кучеряв

Что это такое?

Хозяйка: Уж больно мудрую ты загадку загадал, Домовой. Можно, я помогу ребятам?

Мать пузата –это печка, о которой мы сегодня разговор ведем. Она со всех сторон широкая.

Сын горяч - это огонь в печке, который еду варит и тепло дает.

Внук кучеряв – дым, который клубками валит из печной трубы.

А послушайте еще загадки:

Я буду давать три варианта ответа, а Вы выберете один правильный.

Загадки:

1. Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (сковорода, чайник, чугунок). –чугунок.

2. Как называется предмет, котором мешаю дрова в печке? (кочерга, веник, лопата) - Кочерга.

3. Как называлась на Руси обувь, сплетенная из коры деревьев? (сапоги, лапти, валенки) - лапти.

4. Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка: «Внизу дыра, вверху дыра, а посередине огонь, да вода» (Самовар).

5. В какой русской народной сказке солдат варил кашу? (дубинка, топор, пила) - Топор.

6. И последняя загадка:

«Веду я внучка по всем комнатам за ручку» (утюг, пылесос, веник) – веник.

После каждой загадки ребенок показывает правильный ответ (предметы).

ДОМОВОЙ: Молодцы, с загадками вы справились. А игры вы знаете?

ДЕТИ: Знаем. Игра «Ленточка» (русская народная).

КОТ: (из-за печки) Мяу! Играете, смеетесь, а про меня забыли.

Хозяйка: Кто это опять к нам в гости пришел? Домовой, может ты знаешь?

ДОМОВОЙ: Конечно знаю, это мой ближайший сосед. Он тоже печку любит. Спать на печке – его самое любимое занятие.

Хозяйка: Я думаю, ребята догадались, о ком идет речь.

Правильно кот. Про него даже поговорка есть: «почему он гладок – поел и набок».

Выходит, кот Мурлыка.

КОТ: Слышу, больно разговор у вас приятный идет – о печке, о тепле, о домашнем уюте. А кто больше нас котов, любит тепло да ласку. Погладили котика – он замурлыкал, дали ему молока- песенку запел. Как говориться, для доброго обеда нужна и добрая беседа.

Хозяйка: Кот, мурлыка расскажи сказку.

КОТ: (Ворчливо). Вот еще. «Приходил дед овес, он и сказку унес».

ДОМОВОЙ: Расскажи.

КОТ: «Вот вам сказка про гуся – вот она и вся».

Хозяйка: Наверное, он хочет, чтобы мы вместе с ребятами его попросили?

КОТ: Не надо меня просить. Я сам знаю, когда мне сказки сказывать : «в речке щука да елец, вот и сказочке конец».

Хозяйка: Какой же конец, когда в твоей сказке еще и начала не было.

КОТ: Начало? Пожалуйста: «жил был поп, у попа был двор, на дворе стоял кол, на колу висело мочало, начинай сказку с начала».

ДОМОВОЙ: Ой, кот, ты нас совсем запутал. Я уже и не пойму ничего. Расскажи-ка сказку про попа настоящую, смешную.

Хозяйка: Расскажи.

КОТ: Ладно уж, так и быть, расскажу. Усаживайтесь поудобнее да слушайте. Я расскажу вам сказку про то, как жадный поп работницу нанимал.

Сказка про попа (играют дети).

КОТ: Вот как-то раз пришла к попу наниматься на работу девушка. Поклонилась она ему в пояс и спрашивает.

ДЕВУШКА: Скажи, батюшка, не нужна ль тебе работница?

ПОП: Нужна, нужна. Правда работы у меня мало будет. Все только будешь спать и отдыхать.

ДЕВУШКА: Спать и отдыхать? А я слышала, что прежнюю работницу ты так замучил, что она от тебя сбежала.

ПОП: От кого ты это слыхала?

ДЕВУШКА: Да люди говорят.

ПОП: Да мало ли, что люди болтают. Говорю работы мало.

ДОМОВОЙ: Ну, а сколь мало расскажи.

ПОП: Ну вот слушай. Утром станешь, избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь и спи отдыхай! Обед сваришь, пирогов напечешь, мы все обедать сядем, а ты спи, отдыхай. После обеда посуду вымоешь, избу приберешь и спи отдыхай. Вечером коров встретишь, подоишь, травы им дашь и спи отдыхай. Мы спать ляжем. А ты весь день проспишь, отдохнешь, а ночью поработаешь. А утром белье постираешь, какое порвалось – зашьешь и спи отдыхай. Да ведь работать будешь не даром. Я тебе деньги большие платить стану. Каждый год – по рублю. Сама подумай: сто годов – сто рублей. Богатой станешь!

Хозяйка: Ой, какой жадный поп! Как вы думаете, ребята, удалось ли ему нанять работницу?

КОТ: Я вам сказку рассказал. А ребята сказки знают?

Хозяйка: А это мы сейчас и узнаем. Я буду читать по начальным строчкам, а вы вспоминать.

КОТ: Молодцы, знают ребята названия русских народных сказок!

Хозяйка: Не устали ребята? А теперь я расскажу сказку про Ивана – царевича (пантомима). Но вам придется не только слушать, но и показывать другим вместе со мной. Давайте сначала выберем исполнителей главных ролей. Начала нам понадобится Царь и Царица. Пожалуйста, кто будет играть эти роли. Вручаю вам знаки царского достоинства и короны. Прошу Царя и Царицу подойти ко мне и сесть рядом на стулья. Выберем следующих.

Царевна и Иван Царевич, вот ваши костюмы.

Серый волк и Муха – тоже получайте ваши полумаски.

Выберем - Соловья разбойника, разбойников.

И так, сказка начинается.

Тихая музыка.

Жили-были Царь и Царица. Жили они поживали в любви и согласии. И была у них дочка – красавица, звали ее Царевна, которую они очень любили. (Царевна выходит и садится рядом с родителями). Царь и Царица часто гладили Царевну по головке и никогда не бранили. А у Царевны был жених –Иван –царевич. (Иван –царевич выходит вперед и гордо прохаживается перед зрителями).

Был он парень бравый, сильный, героический. Он часто приезжал в гост к своей невесте Царевне верхом на сером волке. (Иван –царевич верхом на сером волке приезжает к Царевне и садится с ней рядом).

Сядет, бывало, Иван – царевич рядом с Царевной, глядит на нее-не наглядится. Возьмет, бывало, Царевну за белы руки, смотрит на нее – не насмотрится. Часто Иван – царевич рассказывал Царевне о своих подвигах – как он дрался браво и героически порасскажет, а потом домой уедет. (Иван – царевич уезжает «верхом» на сером волке). Но вот однажды ворвался во дворец к Царю и Царице злой Соловей разбойник со своими разбойниками. (врывается банда разбойников, они окружают Царя, Царицу, Царевну и пугают их).

Разбойники сначала напугали их всех, а потом похитили Царевну – схватили и утащили ее в дремучий лес. (идет сцена похищения).

Царевна долго сопротивлялась. Визжала. Но разбойники увезли ее к трем заповедным деревьям и посадили на верхушку самого высокого дерева. (разбойники приводят Царевну к месту, где стоят три заповедных дерева, и прячут за ними).

Иван –царевич ни о чем не подозревая прискакал на сером волке во дворец Царя, а там родители плачут. Спросил Иван – царевич, что случилось и где его ненаглядная Царевна. Тогда родители рассказали ему о своем горе. Узнав, Иван – царевич поклялся догнать разбойников и освободить красавицу – невесту. Сел на серого волка и поскакал в дремучий лес искать Царевну. (Иван –царевич скачет к трем деревьям).

В лесу он долго искал Соловья – разбойника, но в конце концов устал, лег на траву и задремал.

Вдруг какая-то муха, которая сидела за деревом, вылетела и укусила Ивана – царевича. (вылетает муха, кружится, жужжит и кусает Ивана –царевича).

Иван – царевич проснулся, стремительно оседлал серого волка. Поскакал и увидел разбойников. Он бесстрашно налетел на них. Разбойники напугались и убежали. Затем Иван – царевич снял Царевну с дерева, сел вместе с ней на серого волка и поскакал в царский дворец. Прискакал, вручил Царевну родителям. Царь с Царицей обрадовались, стал обнимать дочку и Ивана- царевича. Царь и говорит: «Раз ты ее спас, то и женись».

И устроили они пир на весь мир.

Тут и сказочке конец, а кто ее поставил – молодец.

КОТ: Я доволен – доволен (мурлычет).

Кот Мурлыка – толстый, ладный,

Щедрый и совсем не жадный.

Мышку Вам могу словить,

Молочком всех угостить.

Я люблю в окно смотреть,

Около печи сидеть.

Позовите кис-кис-кис,

Сказку расскажу на бис!

Хозяйка: Да, как быстро время возле печки пролетело.

КОТ: Потому что беседа приятная и компания хорошая.

Хозяйка: Я думаю, что возле нашей печки –символа домашнего очага и уюта мы встретимся еще не раз, а пока до свидания, ребята.

ДОМОВОЙ И КОТ: До новых встреч!

Публикации по теме:

Итоговое занятие по математике в старшей группе «Приключения кота Леопольда» Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада. Тема занятия: «Приключения кота Леопольда» Автор занятия: Киреева.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе «В гостях у мудрого кота» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие. Задачи: Образовательные Закрепить знание.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Клад кота Леопольда»Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Клад кота Леопольда» Цель: формировать элементарные математические представления у детей через игровую деятельность. Задачи: Образовательные задачи: продолжать.

Конспект занятия в первой младшей группе «Как у нашего кота» Цель: Развивать коммуникативную компетентность детей младшего дошкольного возраста. Задачи: • развивать активный и пассивный словарь детей,.

Конспект занятия в старшей группе «Сапожки для кота» Тема: «Сапожки для кота». Цель: Расширение и закрепление представлений об обуви. Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать.

НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе «Клад Кота Леопольда» Программные задачи: • Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на единицу • Продолжать учить детей ориентироваться на ограниченной.

НОД по теме «Русские народные сказки» во второй младшей группе Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40 «Радость» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Баранова Валентина Николаевна Программное содержание.

План-конспект занятия с детьми старшей группы «Домашние животные-рисуем кота» Программные задачи: 1. Учить детей передавать в рисунке образ котенка; 2. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования.

Театрализованное развлечение «Сказки Мудрого кота» Разработчики: Гегель Ольга Леонидовна, Маурова Светлана Вячеславовна Цель: Закрепить знание русской народной сказки"Морозко", стимулировать.

Театрализованное развлечение во второй младшей группе «Сказки мудрого кота. Приключения Колобка»Театрализованное развлечение во второй младшей группе «Сказки мудрого кота. Приключения Колобка» Цель: доставить детям радость от общения с окружающим миром посредством театрализованной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные Закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Сказки кота Мурлыки»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 12:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Сказки кота Мурлыки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Апликаева (УИ 426810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД