Ирина Апликаева
Конспект НОД в старшей группе «Сказки кота Мурлыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о жизни, быте русского народа и его традициях.
Задачи:
1. Познакомить детей сизбой -жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, ухват, чугунок).
2. Обогатить словарь детей с народными поговорками, загадками, играми, новыми словами (ухват, чугунок).
3. Упражнять детей в умении разыгрывать сценки (представления) по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Сказки кота Мурлыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
4. Создать благоприятные условия для развития коммуникативных навыков детей, воображение и творческую активность, логическое мышление, память.
5. Воспитывать уверенность в умении взаимодействовать друг с другом.
Словарная работа: ухват, чугунок.
Методы и приемы:
1. Словесные:
• чтение русских народных сказок «Жихорка», «Хаврошечка», «Сказка про попа и работницу»;
• беседы;
• знакомство с поговорками и загадками о русском быте;
• рассказывание детьми о сказке, которую прочитали дома с родителями.
2. Наглядные:
• Рассматривание старинных русских предметов (ухват, чугунок, самовар, коврики, ложки);
• Рассматривание иллюстраций.
3. Практические:
• Русская народная игра «Игра с ленточками»;
• Обыгрывание сказки пантомимы.
Формы организации совместной деятельности:
Вид детской деятельности Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Приветствие
Музыкальная Музыкальное сопровождение из русских народных мелодий
Двигательная Игра с ленточками
Коммуникативная Беседа о русском быте.
Разгадывание загадок.
Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками.
Разыгрывание несложных представлений по знакомым литературным сюжетам.
Предварительная работа:
Взаимодействие с детьми:
• чтение русских народных сказок : «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Жихорка», «Каша из топора»;
• рассказывание русских народных сказок, беседа о сказках, просмотр мультфильмов по данной теме, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
• дидактические игры: «Собери картинку», «Угадай из какой сказки отрывки»;
• отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками;
• обыгрывание сюжета русской народной сказки.
Взаимодействие с родителями:
• чтение русских народных сказок;
• рисование на тему «Моя любимая сказка»;
• совместная творческая деятельность (придумывание собственной сказки, изготовление книжки – сказки собственными руками);
• изготовление атрибутов к сказке (костюмы, маски, шапочки).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Под русскую народную мелодию входят дети вместе с воспитателем и делают круг.
-Ребята, а Вы любите сказки?
-Да!
-Тогда я Вам предлагаю отправиться в волшебный мир сказок, где мы поговорим о русском народном быте.
Дети рассаживаются по своим местам. Играет музыка. Сказка начинается.
Хозяйка: Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тело и радостно.
- Ой, хорошо!
Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают волшебные сказки друг другу. От печки теплый пар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают.
Печка – деревенская кормилица. Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставят в печку большие чугунки.
- под музыку Василиса проходит танцевальными шагами вдоль печки.
- ой, печи, печи, печи,
Всем на радость калачи!
От жаркой смолы
Тепло по всему дому.
Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печет для всей семьи. Печь избу согревает и освещает. А совсем маленьких детей даже купали в печке. Да, да – не удивляйтесь.
В печке настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой – и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.
ГОЛОС ИЗ-ЗА ПЕЧКИ: (Ворчливо). Сама то печка добрая, всем найдет кусок пирога да куриную ножку. А вот люди сами все съедят, а мне ничего.
Хозяйка: Кто это из-за печки со мной разговаривает?
ГОЛОС: Это я, запечный житель.
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?
ГОЛОС: Зовут меня –известно, как. Зовусь я Домовой.
Хозяйка Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты любишь пугать людей и животных? Правда это, а?
ГОЛОС: (Обиженно). Вот и напрасно, хозяюшка так я совсем обидеться могу.
Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется Вам увидеть настоящего Домового?
- Да!
Тогда давайте дружно позовем его все вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать:
Домой, домовой
Приходи к нам домой.
А ну, повторяйте вместе со мной, да подружнее!
ДОМОВОЙ: (неуверенно). Здра-а-а-сте. Это вы меня звали?
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Проходи, Домовой, садись к печке – здесь тебе уютнее будет.
ДОМОВОЙ: Спасибо, добрая хозяюшка! А как тебя зовут?
Хозяйка: Я-премудрая девица,
На все руки мастерица,
Все я знаю там и тут –
Василисою зовут.
Хозяйка: Скажи, пожалуйста, Домовой, значит ты запечный житель?
ДОМОВОЙ: Да. В каждом доме, где есть печка должен обязательно быть Домовой. Он за печкой ухаживает да сковородки серебрит.
Хозяйка: А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется – все съедено.
Говорят, Домовой съел. Потеряется в доме какая – нибудь вещь, опять говорят –Домовой утащил. Правда это?
ДОМОВОЙ: Да не проказники мы, а помощники.
Хозяйка: Говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства?
ДОМОВОЙ: Это верно. Что посуда, что веники, что скатерти всякие – никто лучше нас в этом не разбирается.
Хозяйка: Домовой, а как ты думаешь хорошо ли знают домашнее хозяйство наши ребята?
ДОМОВОЙ: А вот мы это сейчас и проверим. Отгадайте мою любимую загадку:
Мать -пузата
Сын – горяч
А внук кучеряв
Что это такое?
Хозяйка: Уж больно мудрую ты загадку загадал, Домовой. Можно, я помогу ребятам?
Мать пузата –это печка, о которой мы сегодня разговор ведем. Она со всех сторон широкая.
Сын горяч - это огонь в печке, который еду варит и тепло дает.
Внук кучеряв – дым, который клубками валит из печной трубы.
А послушайте еще загадки:
Я буду давать три варианта ответа, а Вы выберете один правильный.
Загадки:
1. Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (сковорода, чайник, чугунок). –чугунок.
2. Как называется предмет, котором мешаю дрова в печке? (кочерга, веник, лопата) - Кочерга.
3. Как называлась на Руси обувь, сплетенная из коры деревьев? (сапоги, лапти, валенки) - лапти.
4. Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка: «Внизу дыра, вверху дыра, а посередине огонь, да вода» (Самовар).
5. В какой русской народной сказке солдат варил кашу? (дубинка, топор, пила) - Топор.
6. И последняя загадка:
«Веду я внучка по всем комнатам за ручку» (утюг, пылесос, веник) – веник.
После каждой загадки ребенок показывает правильный ответ (предметы).
ДОМОВОЙ: Молодцы, с загадками вы справились. А игры вы знаете?
ДЕТИ: Знаем. Игра «Ленточка» (русская народная).
КОТ: (из-за печки) Мяу! Играете, смеетесь, а про меня забыли.
Хозяйка: Кто это опять к нам в гости пришел? Домовой, может ты знаешь?
ДОМОВОЙ: Конечно знаю, это мой ближайший сосед. Он тоже печку любит. Спать на печке – его самое любимое занятие.
Хозяйка: Я думаю, ребята догадались, о ком идет речь.
Правильно кот. Про него даже поговорка есть: «почему он гладок – поел и набок».
Выходит, кот Мурлыка.
КОТ: Слышу, больно разговор у вас приятный идет – о печке, о тепле, о домашнем уюте. А кто больше нас котов, любит тепло да ласку. Погладили котика – он замурлыкал, дали ему молока- песенку запел. Как говориться, для доброго обеда нужна и добрая беседа.
Хозяйка: Кот, мурлыка расскажи сказку.
КОТ: (Ворчливо). Вот еще. «Приходил дед овес, он и сказку унес».
ДОМОВОЙ: Расскажи.
КОТ: «Вот вам сказка про гуся – вот она и вся».
Хозяйка: Наверное, он хочет, чтобы мы вместе с ребятами его попросили?
КОТ: Не надо меня просить. Я сам знаю, когда мне сказки сказывать : «в речке щука да елец, вот и сказочке конец».
Хозяйка: Какой же конец, когда в твоей сказке еще и начала не было.
КОТ: Начало? Пожалуйста: «жил был поп, у попа был двор, на дворе стоял кол, на колу висело мочало, начинай сказку с начала».
ДОМОВОЙ: Ой, кот, ты нас совсем запутал. Я уже и не пойму ничего. Расскажи-ка сказку про попа настоящую, смешную.
Хозяйка: Расскажи.
КОТ: Ладно уж, так и быть, расскажу. Усаживайтесь поудобнее да слушайте. Я расскажу вам сказку про то, как жадный поп работницу нанимал.
Сказка про попа (играют дети).
КОТ: Вот как-то раз пришла к попу наниматься на работу девушка. Поклонилась она ему в пояс и спрашивает.
ДЕВУШКА: Скажи, батюшка, не нужна ль тебе работница?
ПОП: Нужна, нужна. Правда работы у меня мало будет. Все только будешь спать и отдыхать.
ДЕВУШКА: Спать и отдыхать? А я слышала, что прежнюю работницу ты так замучил, что она от тебя сбежала.
ПОП: От кого ты это слыхала?
ДЕВУШКА: Да люди говорят.
ПОП: Да мало ли, что люди болтают. Говорю работы мало.
ДОМОВОЙ: Ну, а сколь мало расскажи.
ПОП: Ну вот слушай. Утром станешь, избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь и спи отдыхай! Обед сваришь, пирогов напечешь, мы все обедать сядем, а ты спи, отдыхай. После обеда посуду вымоешь, избу приберешь и спи отдыхай. Вечером коров встретишь, подоишь, травы им дашь и спи отдыхай. Мы спать ляжем. А ты весь день проспишь, отдохнешь, а ночью поработаешь. А утром белье постираешь, какое порвалось – зашьешь и спи отдыхай. Да ведь работать будешь не даром. Я тебе деньги большие платить стану. Каждый год – по рублю. Сама подумай: сто годов – сто рублей. Богатой станешь!
Хозяйка: Ой, какой жадный поп! Как вы думаете, ребята, удалось ли ему нанять работницу?
КОТ: Я вам сказку рассказал. А ребята сказки знают?
Хозяйка: А это мы сейчас и узнаем. Я буду читать по начальным строчкам, а вы вспоминать.
КОТ: Молодцы, знают ребята названия русских народных сказок!
Хозяйка: Не устали ребята? А теперь я расскажу сказку про Ивана – царевича (пантомима). Но вам придется не только слушать, но и показывать другим вместе со мной. Давайте сначала выберем исполнителей главных ролей. Начала нам понадобится Царь и Царица. Пожалуйста, кто будет играть эти роли. Вручаю вам знаки царского достоинства и короны. Прошу Царя и Царицу подойти ко мне и сесть рядом на стулья. Выберем следующих.
Царевна и Иван Царевич, вот ваши костюмы.
Серый волк и Муха – тоже получайте ваши полумаски.
Выберем - Соловья разбойника, разбойников.
И так, сказка начинается.
Тихая музыка.
Жили-были Царь и Царица. Жили они поживали в любви и согласии. И была у них дочка – красавица, звали ее Царевна, которую они очень любили. (Царевна выходит и садится рядом с родителями). Царь и Царица часто гладили Царевну по головке и никогда не бранили. А у Царевны был жених –Иван –царевич. (Иван –царевич выходит вперед и гордо прохаживается перед зрителями).
Был он парень бравый, сильный, героический. Он часто приезжал в гост к своей невесте Царевне верхом на сером волке. (Иван –царевич верхом на сером волке приезжает к Царевне и садится с ней рядом).
Сядет, бывало, Иван – царевич рядом с Царевной, глядит на нее-не наглядится. Возьмет, бывало, Царевну за белы руки, смотрит на нее – не насмотрится. Часто Иван – царевич рассказывал Царевне о своих подвигах – как он дрался браво и героически порасскажет, а потом домой уедет. (Иван – царевич уезжает «верхом» на сером волке). Но вот однажды ворвался во дворец к Царю и Царице злой Соловей разбойник со своими разбойниками. (врывается банда разбойников, они окружают Царя, Царицу, Царевну и пугают их).
Разбойники сначала напугали их всех, а потом похитили Царевну – схватили и утащили ее в дремучий лес. (идет сцена похищения).
Царевна долго сопротивлялась. Визжала. Но разбойники увезли ее к трем заповедным деревьям и посадили на верхушку самого высокого дерева. (разбойники приводят Царевну к месту, где стоят три заповедных дерева, и прячут за ними).
Иван –царевич ни о чем не подозревая прискакал на сером волке во дворец Царя, а там родители плачут. Спросил Иван – царевич, что случилось и где его ненаглядная Царевна. Тогда родители рассказали ему о своем горе. Узнав, Иван – царевич поклялся догнать разбойников и освободить красавицу – невесту. Сел на серого волка и поскакал в дремучий лес искать Царевну. (Иван –царевич скачет к трем деревьям).
В лесу он долго искал Соловья – разбойника, но в конце концов устал, лег на траву и задремал.
Вдруг какая-то муха, которая сидела за деревом, вылетела и укусила Ивана – царевича. (вылетает муха, кружится, жужжит и кусает Ивана –царевича).
Иван – царевич проснулся, стремительно оседлал серого волка. Поскакал и увидел разбойников. Он бесстрашно налетел на них. Разбойники напугались и убежали. Затем Иван – царевич снял Царевну с дерева, сел вместе с ней на серого волка и поскакал в царский дворец. Прискакал, вручил Царевну родителям. Царь с Царицей обрадовались, стал обнимать дочку и Ивана- царевича. Царь и говорит: «Раз ты ее спас, то и женись».
И устроили они пир на весь мир.
Тут и сказочке конец, а кто ее поставил – молодец.
КОТ: Я доволен – доволен (мурлычет).
Кот Мурлыка – толстый, ладный,
Щедрый и совсем не жадный.
Мышку Вам могу словить,
Молочком всех угостить.
Я люблю в окно смотреть,
Около печи сидеть.
Позовите кис-кис-кис,
Сказку расскажу на бис!
Хозяйка: Да, как быстро время возле печки пролетело.
КОТ: Потому что беседа приятная и компания хорошая.
Хозяйка: Я думаю, что возле нашей печки –символа домашнего очага и уюта мы встретимся еще не раз, а пока до свидания, ребята.
ДОМОВОЙ И КОТ: До новых встреч!