ИРИНА РУЖНИКОВА
Конспект НОД в старшей группе по сенсорному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития восприятия и умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов, устанавливать их сходство и различие.
Задачи:
- развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы разной и одинаковой формы,
- учить детей размерные отношения между 5-ю предметами и более разной длины и высоты, систематизировать предметы, располагая их в убывающем порядке, отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру,
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по сенсорному воспитанию» размещена в разделах
- воспитывать интерес к играм на развитие сенсорных эталонов («блоки Дьенеша», «Танграм»)
Ход занятия:
1. Организационный момент (дети стоят в кругу) Игра «На что это похоже?», дети рассматривают карточки и определяют, на какой предмет похоже данное изображение.
2. Загадки о геометрических фигурах.
Геометрические фигуры
Весь мир устроен из фигур,
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля
И в целом вся наша Земля.
Круглый он, похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (Круг)
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду! (Треугольник)
Он похож дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка. (Прямоугольник)
Он - квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У него всегда равны. (Квадрат)
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность –
Очень странная наружность
Круг приплюснутым стал,
Получился вдруг. (Овал)
3. Найти в группе предметы, имеющие форму круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.
Игра «Каких фигур не хватает?» - использование блоков Дьенеша.
В вернем горизонтальном ряду слева направо расположены бесцветные геометрические фигуры, в левом вертикальном ряду сверху вниз цветные пятна.
Дети должны проанализировать отношения между цветом и формой фигуры и заполнить пустующие клетки.
Напомнить детям, что кроме плоских фигур существуют объемные, попросить детей назвать их (куб, конус, призма, шар, цилиндр)
Игра «Узнай геометрическую форму на ощупь» - воспитатель подает форму в руки ребенка за его спиной, ребенок определяет форму на ощупь.
- Ребята, предметы различаются не только по форме и цвету, но и по длине и высоте. Давайте узнаем, кто из ребят в нашей группе самый высокий? Воспитатель предлагает детям построиться в колонну по одному по росту. Таким образом, определяется самый высокий ребенок.
- А что можно сказать про остальных ребят? (они ниже, чем)
- А кто из ребят самый низкий? Что можно про остальных ребят по отношению к нему (они выше, чем)
- А теперь измерим с вами разноцветные ленты. Сравнивать мы их будем по длине (воспитатель просит 5 детей размотать ленты)
- Какая лента самая длинная?
- Какая лента самая короткая?
- Расположите ленты от самой длинной до самой короткой.
- Что можно сказать про желтую ленту? (она короче, чем зеленая, но длиннее, чем синяя)
- Что вы можете сказать про розовую ленту? и т. д
Далее воспитатель предлагает сесть детям за столы.
- Сегодня я познакомлю вас с новой игрой. Называется она «Танграм». У вас в конвертах находятся фигуры, достаньте и рассмотрите их. Назовите фигуры. Все ли фигуры одинаковы по величине? Из этих фигур можно собрать различные предметы, животных и даже человечков. Я вам предлагаю пофантазировать, придумать и выполнить пока то, что вы задумали. А на следующих занятиях я вас научу работать по схемам.
3. Рефлексия
- Ребята, что нового вы узнали сегодня?
- Легко ли вам было узнавать объемные формы, не видя их?
- По каким признакам можно сравнивать предметы? (по длине, высоте, ширине)
- Заинтересовала ли вас игра «Танграм»? Если да, то чем?