Вера Цепляева
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «В гости к сказке «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: вырабатывать у детей учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого; расширять активный словарь детей; способствовать развитию связной речи - развивать умение драматизировать сказку; развивать творчество – сочинять концовку к сказке.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по развитию речи „В гости к сказке „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем мире, пополняя словарный запас, знакомить с новыми словами : колодец, колодезный журавль, коромысло, родник, напёрсток, русская печь;
Развивающие :
продолжать развивать фонематический слух : учить дифференцировать часто смешиваемые шипящий и свистящий звуки ч – ц, сходные по артикуляции и звучанию.
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, упражнять в составлении вопросов описательного характера, подводя к пониманию и умению составлять загадки.
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать сказку, драматизируя ее.
Развивать у детей креативность, способность к творческому рассказыванию.
Воспитывающие:
Развивать положительные качества личности - уверенность в себе, смелость, развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми во время игр и во время драматизации сказки.
Ведущая область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическая культур
План.
1. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказке «У страха глаза велики» с использованием ИКТ.
2. Знакомство с новыми словами: коромысло, наперсток, печка, колодец, колодезный журавль, родник с использованием ИКТ.
3. Зарядка для глаз.
4. Дидактическая игра «Скажи ласково» (упр. в подборе слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
5. Дидактическая игра «Угадай, какой звук в слове».
6. Дидактическая игра с мячом «Угадайте, какой предмет я задумала?»
7. Слушание сказки «У страха глаза велики» .
8. Дидактическая игра «Собери сказку из геометрических фигур» (мнемодорожка).
9. Инсценировка сказки детьми.
10. Придумывание новой концовки к сказке «У страха глаза велики».
Оборудование.
Интерактивная доска, подборка иллюстраций разных художников к сказке «У страха глаза велики»,иллюстрации с изображением коромысла, колодцев, наперстка, русской печи, родника.
Карточки с изображением коромысла, колодцев, наперстка, русской печи, родника (с другой стороны карточки маленький кружочек);
Мяч.
Геометрические фигуры: большой синий квадрат, большой красный треугольник, поменьше желтый овал, такого же размера белый ромб, зеленая трапеция и маленький серый круг, голубой прямоугольник.
Шапки-маски: мышке, курочке; бабке платочек; ведерки большие, поменьше, еще меньше и совсем маленькие; полянка, домик, колодец.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель просит детей подойти к экрану, на котором иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».
Воспитатель:
-Ребята, вы знакомы с героями этой сказки? Как она называется? Дети рассматривают иллюстрацию.
Основная часть.
Воспитатель:
-Обратите внимание на ведра у мышки. Они маленькие - с наперсточек. Показать фото наперстка, объяснить для чего он нужен. (палец-перст, перстень)
В ходе рассматривания воспитатель обращает внимание на русскую печь,
Показывает фото настоящей русской печи, объясняет ее назначение.
- Художник нарисовал героев этой сказки так, как он представил их себе. Но другие художники совсем по-другому представили персонажей этой же сказки. Давайте посмотрим, как по-разному видят эту сказку разные люди.
-На первой иллюстрации наши герои несут ведра в руках, а на этой картинке- на коромыслах.
Что такое коромысло? (показ фото). Как вы думаете, как легче нести воду: в руках или на плечах?
Дети пытаются объяснить.
Воспитатель:
- Коромысло – это изогнутая палка с крюками на концах. Для чего нужны крюки?
Сейчас такого предмета не встретишь, а раньше люди ходили за водой далеко - к колодцу или даже на речку, а еще в родник.
Столько много новых слов. Давайте поговорим о них. А откуда вообще мы берем воду? (из крана, речки, в море много воды,но она соленая)
-Глубоко, глубоко под толстым – толстым слоем земли течет вода, ручьи и даже реки. Если рыть яму глубокую-глубокую, то докапаешь до воды. Вставим в яму трубу, подсоединим насос и будем качать, вода поднимется по трубе наверх. А если без трубы, а просто обложить эту яму камнем, кирпичами или бревнышками, то получится колодец. А наверху над колодцем люди делают приспособление на цепях или длинных шестах (журавль, чтобы опустить ведро в воду, зачерпнуть и достать из колодца.
Показать фото колодцев.
Но не везде вода находится под землей так глубоко. Иногда вода выходит близко к поверхности земли и вытекает из нее ручейком или фонтанчиком, а иногда и целым водопадом. Люди оборудуют родники камешками, плитами, беседками и оберегают их. Показ фото.
Ребята, мы долго смотрели на экран, наши глаза устали, давайте сделаем зарядку для глаз.
(из методики Э. С. Аветисова)
Сидя, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть(5 р.,
(по методике Базарнова)
Посмотрели на точку вблизи, потом вдаль (5р.)
Воспитатель предлагает поиграть со словами и звуками.
-Ребята, послушайте песенку ветра : ц - с с с, ветер свистит в деревьях;
А теперь послушайте другой звук- ч, как ветер, т. е. воздух шипит из спущенного колеса: ч – ш ш ш ….
-Давайте мы с вами договоримся, если вы услышите звук ц, то помашете вверху руками, как будто ветер колышет деревья.
А если услышите звук ч, то помашете руками внизу, как будто воздух выходит из колеса. Воспитатель вперемешку произносит звуки, а дети показывают характерные движения. Сначала работает вся группа, затем упражнение выполняют только девочки, а мальчики наблюдают и анализируют результаты, далее задание выполняют только мальчики.
Воспитатель раздает детям карточки с картинками, и просит назвать словом, что изображено (печка, родничок, заяц, внучка, цветок, колодец, чай-чашка, курочка, цапля, огурец). Дети определяют,какой звук в слове ч или ц.
- А теперь становитесь в круг, мы поиграем в игру с мячом, которая называется «Скажи ласково».
Воспитатель стоит в центре круга, бросает мяч ребенку и называет слово :
- родник
ребенок должен ответить: «родничок», (каблук - каблучок, колпак- колпачок, вода-водичка, наперсток-наперсточек, заяц- зайчонок, курица-курочка, кот-котенок-котеночек, внучка- внученька, яблоня-яблонька».
-А теперь отгадайте, какое слово, вернее какой предмет (объект, явление) я задумала? Вы можете задавать вопросы.
-Это живое существо?
-Это животное?
-Дикое животное?
-С рогами?
-На нем можно ездить?
-Большое, маленькое?
-Пятачок есть?
-Какие уши?
-Какого цвета?
-Какой формы?
-Что еще есть?
-Где находится (вверху, внизу, на стенке, на шкафу?
Что ест? (если животное).
Кто первым отгадает загадку, тот становится в центр круга вместо воспитателя и загадывает свое слово.
Воспитатель предлагает сесть на полянку и послушать сказку «У страха глаза велики».
После прослушивания воспитатель предлагает воссоздать последовательность сказки с помощью геометрических фигур, выложить мнемодорожку.
Большая синяя трапеция – бабушка, поменьше красный треугольник- внучка, еще меньше желтый круг- курочка, серый маленький овал- мышка, белый ромб- зайчик, большой зеленый прямоугольник – яблонька, среднего размера голубой квадрат- колодец.
Воспитатель предлагает сыграть сказку. Помогает детям распределить роли.
Выбирают героев: бабушку, внучку, курочку, мышку, зайчика,яблоньку, 4 ребенка озвучивают ветер, произнося 2е шипящий звук ч-шшш, 2е-свистящий звук ц-ссс. и звук воды, каждый свой :
Трех- плёх;
Трех- плех, трех -плех;
Трех-трех-трех, плех- плех- плех;
Трех- плех, трех- плех, трех- плех.
В конце воспитатель предлагает придумать новый конец к сказке. Наводящие вопросы :
-Что же случилось дальше с зайчиком? С мышкой? Может она побоялась здесь жить и ушла в лес?
-Кого она там встретила?
-За кого она приняла зайчика, может за кота?
-Зайчик успокоил ее? Как? Он объяснил
ей, чем отличаются зайцы от котов?
- Мышка скучала по своим друзьям?
- Что случилось потом?
- Ребята, а вы знаете, а ведь название сказки «У страха глаза велики»- это начало рус. нар. поговорки. Кто знает продолжение? («У страха глаза велики ….,чего нет и то видят».Как вы понимаете эту поговорку?
Воспитатель подводит к тому, что не надо бояться, нужно быть храбрыми.
Итог.
Воспитатель интересуется у детей, какая игра понравилась им больше, чем им понравилось заниматься.