МААМ-картинки

Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками

Алия Бахмач
Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени в системе непрерывного образования.

ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.

В связи с этим наибольшую актуальность на современном этапе развития образования приобретает «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы  Георгиевны Петерсон.

Основы деятелъностной теории ученья, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л. С. Выговским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.

 Под деятельностным  подходом  – понимается такая организация образовательного процесса, при которой ребенок осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной  деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

психологической комфортности,

деятельности,

минимакса,

целостности,

вариативности,

творчества,

непрерывности.

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система.

Принцип психологической комфортности является основополагающим для дошкольного возраста, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Для этого в группе создается доверительная атмосфера, минимизируются все стрессообразующие факторы образовательного процесса.

Общение с воспитанниками строю доброжелательно, ориентировано на ребенка, его интересы и потребности. Стараюсь выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Моя задача - побуждать и поддерживать живой интерес детей, развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы. Каждый ребенок должен чувствовать себя нелишним, нужным, активным участником в больших и малых общих делах.

Стремлюсь, чтобы дети видели свою «детскую» цель (открывали смысл) -никакая деятельность не должна им навязываться. Сутьмоей работы заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, свободно рассуждает, находит и исправляет свои ошибки, причем вся эта деятельность сосредоточена в русле его  собственных интересов.

Осуществляя системно-деятельностный подход, стараюсь не ограничиваться отношениями «взрослый - ребенок». Очень важно приучать детей заботиться друг о друге. Доброжелательная атмосфера взаимопомощи и поддержки позволяет каждому ребенку ощутить себя в психологически безопасных, комфортных условиях.

А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество -  необходима соответствующая развивающая предметно пространственная среда.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе руководствуемся основными принципами:

Содержательность и насыщенность

Трансформируемость

Полифункциональность

Доступность

Базовость

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Для развития познавательной активности воспитанников в группе оборудована зона экспериментальной деятельности. Все в ней доступно детям. Ребенок может заняться интересующей его деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовать их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики и т. д.

Живой интерес у детей вызывает совместная деятельность в «Огороде на окне». Вместе с воспитанниками мы готовим семена к посадке, сеем семена, дети охотно ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

С большим интересом дети участвуют в проектной деятельности. Работа над проектами ««Народная игрушка Болховского района», «Наш веселый снеговик», «Новоселье у скворцов», «Что такое солнечная система» заинтересовала, увлекла и объединила в качестве равноправных партнеров и детей, и педагогов, и родителей. Это способствует эмоциональному сближению детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности. Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним.

Участие дошкольников в проектной деятельности способствует освоению окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» детьми и освоение в активной деятельности (под умелым руководством взрослого). Давно замечена высокая эффективность «открытий» для усвоения человеком культурного опыта и развития его творческого потенциала. «Образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой» (Д. Дьюи).

Поэтому очень важно коренным образом изменить позицию взрослого: я учусь не быть транслятором знаний, информатором, а стать организатором и помощником детей в их познавательной деятельности.

Используя различные методические приемы, стараюсь создавать такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого поощряю детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т. е. создаю условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали открытие. «Устранить себя» и ненавязчиво организовать деятельность ребенка - высший пилотаж современного педагога.

Использование системно-деятельностного подхода изменил мой  взгляд не только на позицию педагога, но и  на роль воспитанника в образовательном процессе. В связи с этим в работе с дошкольниками руководствуюсь «золотыми правилами» деятельностного подхода:

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

Будь не «НАД», не «РЯДОМ», а «ВМЕСТЕ»;

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

Учи анализировать каждый этап работы;

Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Изменения роли педагога и ребенка ведут за собой введение новых форм организации образовательной деятельности: творческие мастерские, детская лаборатория, игры-занятия, творческая гостиная, интегрированное занятие и т. д. В основе этих форм образовательной деятельности лежит технология «Ситуация» - один изинструментов технологии деятельностного метода, адаптированного для работы с дошкольниками.

В рамках правильно сконструированной образовательной ситуации ребенок:

учится видеть учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее решении;

выступает в качестве субъекта деятельности, при этом у ребенка будет собственная цель и мотив;

учится планировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленяются общие способы действий;

учится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.

Основные этапы образовательной ситуации:

Технология «Ситуация» ни в коей мере не является единственным инструментом формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности. Сделать образовательный процесс увлекательным, результативным, повысить детскую познавательную активность помогают и другие педагогические технологии, которые я использую в своей педагогической практике:

здоровьесберегающие;

технология проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровые технологии.

Таким образом, осуществление системно-деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста способствует:

формированию у детей элементов учебной деятельности,

становлению субъектной позиции ребенка в образовательном процессе,

возникновению в совместной партнерской деятельности позиции взрослого как регламентатора форм и содержания детской деятельности,

первоначальному овладению дошкольниками знаково-системными формами мышления.

Автор: Бахмач Алия Хасановна

Публикации по теме:

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами»Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками
Опубликовано: 15 февраля 2025 в 14:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология деятельностного метода в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Алия Бахмач (УИ 2812831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 февраля 2025 воскресенье
Играем в домино!
Сегодня дошкольник - завтра избиратель!
Хвала русскому валенку!
Совушка - мудрая головушка!
17 февраля 2025 понедельник
Доброта спасет мир!
Агния Барто – всем детям ровесница!
Вернись, лесной олень, по моему хотенью!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД