Алина Жужма
Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация предлогов «на» и «под». Прогулка по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Учить детей различать значение предлогов «НА» и «ПОД» и правильно употреблять их в речи.
Учить подбирать слова-предлоги, пользоваться их символами.
Учить детей составлять предложения по опорным предметным картинкам с пропущенными предлогами «НА» и» ПОД».
Закреплять умение изменять форму слова в зависимости от употребляемого предлога.
Уточнять и дифференцировать пространственные понятия вертикальной плоскости «высоко», «низко», «выше», «ниже».
Развивать внимание, память, тактильную чувственность.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе для детей с ОНР „Дифференциация предлогов „на“ и „под“, Прогулка по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование. Мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, дистанционная мышь, карточки со схемами предлогов по количеству детей, шишки натуральные по количеству детей, беличьи следы, вырезанные из бумаги, листы с заданием «Рисунок по клеточкам «Елочка» по количеству детей, цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу около логопеда. На экране слайд с текстом загадки.
Логопед. Ребята, хотите узнать, к кому мы отправимся сегодня в гости? Тогда отгадайте загадку:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
На экране появляется слайд с изображением рыжей белки.
Логопед. Правильно, это белка. Она, приглашает нас к себе в гости. Хотите отправиться к белке в гости?
Основная часть.
Логопед. Где живёт белка? (В лесу. )
- Значит это, какое животное? (Дикое. )
- Как называется дом белки? (Дупло. )
- Как называются детёныши белки? (Бельчата. )
- Значит, мы идем в лес! А вот и лесная полянка!
На экране появляется слайд с изображением зимней лесной полянки.
Логопед. Какое время года сейчас в лесу? (Зима.)
- Как вы догадались, что это зима? (Снег идет, дерево и ветка без листьев, снег лежит на пеньке, на ветке, на полене, на земле, на дереве. )
- А вот и наша белочка появилась! Только тут она немного другая. Белочка летом рыженькая, яркая, а зимой она меняет шубку и становится какой? (Серенькой, менее заметной. )
- Хотите узнать, что делает белка зимой в лесу? Ну, тогда внимательно смотрите! Анимационная белка плавно перемещается по экрану, занимая место на предметах зимнего пейзажа или под ними. Дети составляют предложения по демонстрации действий на экране с использованием предлогов «НА» и «ПОД».
Логопед. Мы рассказали о том, что делает белка в лесу. И нам в этом помогали маленькие слова. Какие это слова? (На и под. )
- Если предмет находится наверху другого предмета, мы говорим маленькое слово «НА». Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «ПОД».
- Какой схемой обозначается маленькое слово «НА» («ПОД»? Покажите схемы этих слов.
- Сегодня мы с Вами будем учиться различать эти маленькие слова.
Дыхательная гимнастика «Погреемся».
Логопед. - Зимой в лесу очень холодно и я что-то немного замерзла! А вот и костер! Давайте погреемся около него.
Дети встают около экрана. На экране появляется слайд с изображением костра.
Очень холодно зимой,
Дует ветер ледяной.
Мы замерзли и пора
Нам погреться у костра.
Мы протянем две руки –
Пусть нас греют огоньки.
Ножками потопаем,
По плечам похлопаем.
Гори, гори веселей,
Ребятишек обогрей.
Т. В. Нестерюк
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Разводят руки в стороны (глубокий вдох) и быстро скрещивают их перед грудью, обнимая себя за плечи (выдох). Произносят «ух-ух» на выдохе и энергично хлопают себя ладонями по плечам.
Упражнение «Чего не хватает?»
Логопед. Наша веселая белочка составляла предложения по картинкам. Но у нее не очень хорошо получалось. Она пропустила маленькие слова «НА» и «ПОД». Хотите помочь ей исправить ошибки. Вставьте символы маленьких слов в пустые рамки. Что получилось?
- Сосчитайте слова в предложениях. Детям раздаются карточки со схемами предлогов «НА» и «ПОД». На экране появляются макеты предложений с пропущенными предлогами. Дети должны подобрать подходящий предлог и проговорить предложение целиком.
Физминутка.
Логопед. Белочка зовёт всех ребят поиграть.
Ели высокие стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх. )
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд. )
Белки на ветвях сидят.
(Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают. )
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки. )
Мы под ёлками сидим,
И на белочек глядим. (Присели. )
Упражнение «Высоко-низко».
На экране изображения елки, белки и шишки, расположение которых меняется в соответствии с текстом.
Логопед. Шишка высоко висит. Белка низко сидит.
- Где висит шишка? (Высоко. )
- Где сидит белка? (Низко. )
- Белка – прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку.
- Куда забралась белка? (Высоко. )
Самомассаж пальцев рук с помощью шишек.
Логопед. Для нас белочка достала с елки шишки. Возьмите по одной и покатайте между ладошками.
Белка прыгает по ёлкам,
Собирает белка шишки.
Не пугают ее иголки —
Белка — ловкая малышка.
Упражнение «Будьте внимательны».
Логопед. Как готовится белка к зиме? (Запасает орехи, сушит грибы, ягоды.)
- Белка заготовила на зиму разные припасы и спрятала их на полянке. Но когда пришли холода и выпал снег, белка позабыла, где они лежат. Хотите помочь белке отыскать ее припасы? На экране появляется зимняя полянка, на которой «спрятаны» беличьи припасы. Дети, используя полные предложения и предлоги НА и ПОД, рассказывают, где лежат грибы, орехи и шишки.
Логопед. Какие маленькие слова вам помогали рассказывать?
Упражнение «Подарок белочки». Развитие мелкой моторики.
Логопед. Сложила белочка свои припасы в узелок и отправилась к себе в дупло. А мы по ее следам, оставленным на снегу, вернемся в детский сад.
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба по беличьим следам. )
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за столы. )
Логопед. Белочка приготовила для вас подарок. Хотите узнать, что это?
Педагог раздает детям листы с заданием, в котором необходимо по клеточкам нарисовать елочки.
Логопед. Мы будем рисовать большой еловый лес для белки.
Рефлексия, подведение итогов.
Логопед. Кто позвал нас в гости?
- Куда мы ходили?
- Вам понравилось в лесу? Что вам понравилось больше всего?
- Белка попросила нас помочь найти ее припасы и составить предложения об этом. Мы смогли ей помочь?
- Что было трудно? Почему?
Список литературы.
1. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М. : Книголюб, 2005.
2. Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика. – М. : Издательство «Книголюб», 2007.
3. Новикова Е. В. Секреты предлогов и падежей: Учебно-практическое пособие. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
4. Чистякова И. А. 64 игры для формирования грамотной фразы у дошкольников. – СПб. : КАРО, 2006.
5. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М. : Издательство «ГНОМ т Д», 2007.