Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Как зимуют жители водоёмов?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• формирование представлений об особенностях поведения обитателей водоёма в зимний период;
• закрепление навыков количественного счёта в пределах 7;
• развитие внимания и формирование умений коллективной работы.
Ход НОД
Воспитатель может начать занятие с загадки.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбы)
Воспитатель может задать детям ряд вопросов.
• Где живут рыбы?
• Каких рыб вы знаете?
• Что мы знаем о рыбах?
• Чем покрыто тело рыб? (чешуёй)
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Как зимуют жители водоёмов?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
• Чем дышат рыбы? (растворённым в воде кислородом с помощью жабр)
Воспитатель предлагает назвать как можно больше действий рыб в воде.
• Что рыбы делают в воде? (плавают, резвятся, охотятся, питаются, спят, дышат, живут и т. д.)
• Чем питаются рыбы?
• Где могут жить рыбы?
• Как называют рыб, которые живут в солёной морской воде? (морские рыбы)
• Как называют рыб, которые живут в реках? (речные рыбы)
Воспитатель загадывает ещё одну загадку.
Животные не водные
И не совсем земные.
Прекрасно плавают в воде,
Но сухопутные вполне.
(Земноводные)
• Что это за животные? Воспитатель рассказывает, что таких животных называют земноводными.
• Из каких двух слов состоит название этих животных? (земля и вода) Это животные, которые часть жизни проводят в воде, а часть — на суше.
Воспитатель показывает изображения лягушки и тритона. Рассказывает, что этих земноводных можно легко встретить в наших водоёмах. Кожа этих животных очень эластичная и не защищена ни мехом, ни чешуёй. Особенность земноводных состоит в том, что они дышат не только с помощью лёгких, но и через кожу.
Воспитатель предлагает отправиться на водоём и посмотреть, как его обитатели готовятся к зиме.
Щука
Хищница щука не спит даже зимой, она охотится по ночам.
Лягушка
С наступлением морозов, лягушки залезают в водоемы, закапываются в ил и там остаются на протяжении всей зимы.
Форель
Форель любит холодную воду. Осенью эти рыбы делают на дне ямки – гнезда, закладывают в них икру. Весной из этой икры появятся рыбки – детки, они называются мальками.
Карась и карп
Караси, карпы зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.
Тритон
В не глубоком водоеме можно увидеть тритона. Зимуют тритоны заползая под кучу листьев, веток, зарываясь в землю, в ходы и норы почвенных животных, иногда в погреба и подвалы.
Сом и линь
Теплолюбивые сомы и линии ложатся на дно или зарываются в ил. Они впадают в спячку до весны.
После прослушивания информации воспитатель может задать уточняющие вопросы.
• Какие рыбы зарываются на зиму в ил?
• Какие рыбы не засыпают зимой?
• Почему тритон не зимует в воде?
После работы с объектом воспитатель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Рыбка
Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)
Рыбке весело играть. (хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка спинку изогнула, (руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла. (приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (снова «плывут»)
Воспитатель предлагает выполнить задание «Кто лишний?».
Задание 1
Кто из животных на картинках зимует, зарываясь в ил на дне водоёма, но не является рыбой? (сом, щука, лягушка, карась).
Задание 2
Кто из животных на картинках зимует, зарываясь в ил на дне водоёма, но не является рыбой? (тритон, форель, линь, карп).
Воспитатель предлагает математические загадки.
Наш Кузьма кот не простой,
У него улов большой.
На рыбалку он ходил,
Рыб для ухи ловил.
Ему попались на крючок
Три ерша, лещ, окунёк.
Сколько рыбок в большой банке
Принесет наш кот с рыбалки.
После прослушивания первой загадки воспитатель предлагает посчитать рыбок в банке. Затем предлагает прослушать вторую загадку и ответить на вопросы.
Сидят рыбаки стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал двух окуней,
Рыбак Евсей четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки.
• Сколько рыбок у Корнея?
• Сколько рыбок у Евсея?
• Сколько рыбок рыбаки поймали вместе?
Воспитатель открывает видео и предлагает выполнить задание «Посчитай рыбок»
Воспитатель предлагает детям вместе посчитать рыбок. По желанию дети могут описывать и комментировать то, что происходит на видео (можно называть цвета рыбок, проговаривать счёт: в аквариуме плавает одна красная рыбка; затем приплыла ещё одна оранжевая рыбка; теперь рыбок две и т. д.).
В завершение занятия можно предложить детям упражнения с блоками Дъенеша. Это поможет закрепить знания геометрических фигур. Например, «Составь рыбку».
Ребятам предлагается составить рыбку из треугольников, из круга и треугольников, из треугольников больших и маленьких, из фигур заданного цвета и т. д.