МААМ-картинки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства сахара и соли»

Куксенко Светлана
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства сахара и соли»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Повышение продуктивного сотрудничества педагога и детей.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами сахара, соли (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.

2. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.

3. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и солью.

4. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Свойства сахара и соли“» размещена в разделах

5. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Виды деятельности: социально – коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Оборудование:

У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, соль, чайные ложки, тарелочки, лупы, листы черной бумаги на каждого ребенка, формы для конфет, дольки лимона.

У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.

Мольберт, карты - символы.

Предварительная работа.

Чтение стихотворения А. Ивич. «Про сахар», ознакомление с процессом изготовления сахара, соли, рассматривание иллюстраций, опыты с водой, дидактическая игра «Свойства предметов», беседы о технике безопасности при работе в лаборатории.

Ход деятельности.

Формирование положительной мотивации.

Воспитатель.

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

К нам в группу сегодня пришла необычная посылка от Фиксиков.

Показывает банку с компотом.

Воспитатель.

Как, вы, думаете, что в ней?

Дети.

Напиток, компот, сок.

Воспитатель.

Что нам сделать нужно, чтоб узнать?

Дети.

Попробовать!

Дети пробуют, оказывается компот соленый!

Воспитатель.

Почему в банке соленый компот?

Дети.

Вместо сахара Фиксики положили соль. Они все перепутали!

Воспитатель.

Чтобы помочь Фиксикам во всем разобраться предлагаю отправиться в настоящую лабораторию, где мы свами станем настоящими исследователями.

Дети одевают маски героев мультфильма «Фиксики».

Воспитатель.

А кто из вас знает, что такое лаборатория?

Ответы детей.

Воспитатель.

В лаборатории есть всё необходимое для опытов.

Давайте вспомним правила работы в лаборатории: нельзя шуметь и мешать друг другу; нужно отвечать на вопросы; делиться своим мнением.

Воспитатель.

Что станет предметом наших исследований мы узнаем, отгадав загадки.

Что же это за песочек

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

(Сахар)

Без неё, ребята, повар, просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались.

Ну конечно это (соль).

Воспитатель вывешивает рисунки сахара и соли на доску.

Воспитатель.

Я приглашаю занять свои места.

Планирование, непосредственное выполнение действий.

Воспитатель.

Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию свойств сахара и соли, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Опыт № 1

Воспитатель. Положите перед собой черный лист бумаги. Возьмите по ложечке из каждого стаканчика отдельно соль, затем сахар и насыпьте на разные стороны листа. Что вы заметили, когда выполняли это действие? Какой вывод можно сделать из этого опыта? Дети. Сахар и соль сыпучие вещества.

Вывод: Сахар и соль – сыпучие вещества. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара и соли)

Опыт № 2

Воспитатель. Что мы можем сказать о цвете?

Дети: Сахар с желтоватым оттенком, соль – белая.

Вывод: Соль и сахар – разные по цвету. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара и соли)

Опыт №3.

Воспитатель. Юные исследователи, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Но прежде, я хочу вас предупредить! Так как это сыпучие вещества, нюхать нужно осторожно. Почему?

Дети. Частицы могут попасть в нос и привести к раздражению кожи.

Воспитатель. Чем пахнет вещество желтоватого цвета (Сахар?

Дети. Карамелью.

Воспитатель. Чем пахнет белое вещество (Соль?

Дети. Ничем.

Воспитатель. Мы можем сказать. Что эти вещества разные по запаху. Сахар пахнет карамелью. Соль не имеет запаха.

Вывод: Соль и сахар разные по запаху. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара и соли)

Опыт №4

Воспитатель. Поскольку соль и сахар – очень маленькие частицы, нам будет тяжело их рассмотреть. Что нам в этом поможет?

Дети. Лупа.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети. Лупа увеличивает частицы в несколько раз.

Воспитатель. Давайте рассмотрим под увеличительным стеклом (лупой) какой формы частички соли и сахара.

Дети рассматривают через лупу частицы соли и сахара.

Вывод. Сахар и соль – разные по форме. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара и соли)

Воспитатель.

Представьте себе такую ситуацию: сахар и соль оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром и солью?

Предположения детей.

Воспитатель.

Давайте проверим это в нашей лаборатории.

Опыт № 5.

Воспитатель. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой сахар, соль, всыпьте в каждый стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром, солью?

Дети. Сахар и соль растворились.

Воспитатель. Вода изменила свой цвет?

Дети. Нет.

Воспитатель. Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменили сахар и соль вкус воды?

Дети. Вода стала в одном стакане сладкой в другом соленой, но осталась прозрачной.

Вывод. Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара и соли)

Воспитатель.

Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем.

Проводится игра на внимание. (Дети встают из-за столов).

Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.

Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха.

Воспитатель.

Мои любознательные помощники, что мы с вами делали в нашей лаборатории?

Дети.

Сегодня мы сахар пересыпали, растворяли.

Воспитатель.

Но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? Предположения детей.

Воспитатель. Я хочу пригласить вас в свою лабораторию.

Воспитатель садиться за отдельный стол для эксперимента, дети сидят на стульях напротив.

Опыт № 6. Термическая обработка сахара.

Воспитатель. Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, ложку с сахаром и буду его нагревать. Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром?

Дети. Сахар расплавился, поменял цвет.

Воспитатель.

Обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару). Какой вывод можно сделать? Вывод: при нагревании сахар их твердого состояния переходит в жидкое. При охлаждении – наоборот.

Воспитатель. Давайте все подумаем, как человек использует это свойство сахара?

Дети. Делает конфеты – леденцы.

Воспитатель.

Все конфеты получаются одинаковыми на вкус и цвет? Почему?

Дети. Конфеты разноцветные, есть сладкие, кислые.

Воспитатель. Я предлагаю вернуться в нашу лабораторию и самим сделать леденцы.

Дети подходят к столам, самостоятельно смешивают сахар с соком лимона, пищевыми красителями, засыпают в формы для леденцов.

Воспитатель. Я вижу вы все справились с работой. Пора отправлять наши будущие леденцы на кухню для дальнейшего приготовления.

Пальчиковая гимнастика «Повар».

Повар готовил обед, (ребром ладони бьют по коленям)

А тут отключили свет. (имитируют отключение)

Повар рыбу берет

И опускает в компот (загибают большие пальцы)

Бросает в котел поленья (загибают указательные пальцы)

А в печку кладет варенье. (загибают средние пальцы)

Мешает суп кочережкой, (загибают безымянные)

Угли берет поварешкой. (загибают мизинцы)

Сахар сыпет в бульон (изображают, как сыплют сахар)

И очень доволен он! (опускают руки, пожимают плечами)

Рефлексия.

Воспитатель.

Пока мы ждем готовые леденцы, я хотела бы спросить: понравилось вам в нашей лаборатории исследовать свойства сахара и соли?

Что вам больше всего запомнилось?

О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?

В конце детям раздают готовые леденцы на палочке.

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительные свойства воды» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительные свойства воды» Возраст воспитанников: средний (пятый.

Конспект «Свойства сахара, муки и соли» Тема: «Свойства сахара, муки и соли» Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар и муки) и их свойствами. Задачи: 1. Расширить и углубить.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства воздуха» Лилия Хафизова Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства воздуха» Цель: Способствовать развитию.

Конспект опытно-экспериментальной ОД в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Свойства магнита» Конспект «Опытно — экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности» Образовательная.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка» Программное содержание: - повышать уровень развития ребёнка 1. Развивать.

«Свойства воды». Конспект занятия по организации опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Кораблик» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Ладушки» КОНСПЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Наблюдения любопытного лягушонка. Свойства воды» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Конспект занятия «Свойство муки, сахара и соли» Тема: «Свойства сахара и соли» Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар и муки) и их свойствами. Задачи: 1. Расширить и углубить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух и его свойства» Тема занятия: «Воздух и его свойства» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства сахара и соли»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 16:30
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства сахара и соли»» (включая файлы) размещена пользователем Куксенко Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД