Татьяна Кузнецова
Конспект НОД в средней группе «Звуковая культура речи: звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе «Звуковая культура речи : звук «Ш»
Реализация ОО «Речевое развитие»
Цель - учить чётко произносить звук ш (изолированно, в слогах, в словах).
Задачи:
Образовательные:
1. показать детям артикуляцию звука «ш»; учить детей различать слова со звуком «ш»;
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Звуковая культура речи: звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
1. Развивать связную речь, координацию речи с движением, слуховое внимание, фонематическое восприятие;
Воспитательные:
1. воспитывать звуковую культуру речи, умение слушать других.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная.
Ход ОД:
I. Мотивационная - вступительная часть.
Цель - вхождение в занятие.
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», в процессе общения взрослого и детей.
В. : - Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
В-ль. : Вот как крепко мы держим за руки друг друга, потому что мы – дружные ребята. И всё делаем вместе, дружно. И наши язычки тоже будем вместе дружно учить говорить.
В-ль. : Посмотрите, к нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает). Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так. Ребята, давайте, вспомним, какую песенку поёт шарик, когда сдувается?
Д. : Ш-Ш-Ш
В-ль: Мы сегодня с вами будем учиться красиво и чётко произносить звук «Ш». но сначала поиграем с язычком, подготовим его.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»
Образовательная область «Речевое развитие», в процессе общения взрослого и детей при выполнении артикуляционной гимнастики.
Цель: подготовить речевой аппарат к артикуляции звука «ш».
- К нам в гости пришел веселый Язычок и предлагает с ним поиграть.
- Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает.
Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распушил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. (показ)
Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.
Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показ). Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показ). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.
- А теперь поиграем так. Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»
2. Артикуляция звука «ш».
Цель: показать детям артикуляцию звука «ш»; учить произносить звук «ш» отчётливо, развивать речевое дыхание.
Образовательная область «Речевое развитие», в процессе общения взрослого и детей при выполнении артикуляции звука «ш».
В-ль. : Вот мы и размяли наши язычки. Сейчас я покажу вам, как надо правильно произносить звук «ш». При произнесении звука «Ш» - язык поднимаем за верхние зубки так, как мы прятали хвостик лисички, зубы сжаты, а губы округлены.
В-ль. : Давайте произнесём звук коротко, на выдохе.
В-ль: Если вы правильно произносите звук, то, если поднесёте ладошку ко рту, вы почувствуете на ладошке ветерок.
В-ль: Сейчас мы проверим. Для этого на ладошку положим пушинку. Если вы произносите правильно, то пушинка будет шевелиться, а может даже и улетит с ладошки.
Подвижная игра «Метель»
Цель: упражнять в произнесении звука «ш» с разной силой голоса.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие», в процессе игровой деятельности.
Игровое правило: снежинки летят, тихонько шуршат, ветер подул сильнее, снежинки зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стихает, снежинки шуршат всё тише и тише.
Проговаривание чистоговорок. (презентация, слайды 1-4)
Цель: упражнять в произнесении звука «ш» в слогах, словах.
Образовательная область «Речевое развитие», в процессе произнесения чистоговорок.
- Язычок любит чистоговорки, давайте вместе с ним повторим:
Ш а - ша - ша - наша Маша хороша.
Шу – шу - шу дали кашу малышу.
Ши – ши - ши съели кашу малыши.
Шо – шо - шо нам гулять хорошо!
Дидактическая игра «Поймай звук» (презентация, слайды 5-6)
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие
Образовательная область «Речевое развитие», в процессе игровой деятельности.
В-ль: Слов, которые начинаются со звука ш, очень много. Смотрим на экран и называем слова, выделяя первый звук.
В-ль: А теперь я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши, если услышите звук «Ш». Если его нет, то руки прячем за спину.
Музыкальная игра «Шапочка»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», в процессе музыкально – художественной деятельности.
Презентация (слайд 7)
Дидактическая игра «Давайте посчитаем»
Цель: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.
Образовательная область «Речевое развитие», в процессе познавательной деятельности.
Стихотворение «Новые штанишки» (презентация, слайд 10)
Цель: упражнять детей в произношении звука «ш» в фразовой речи.
Образовательная область «Речевое развитие», в процессе коммуникативной деятельности.
Маша Маша нашему малышке
Сшила новые штанишки.
Сшила шубу, сшила шарф
Для Мишутки малыша.
На малышкиной рубашке
Шелком вышла кармашки.
Наш Мишутка так как хорош,
Краше Миши не не найдёшь.
Он шагает по по дорожке
В шитой Машею одежке.
III. Заключительная часть.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Подведение итогов.
В-ль: - - Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались с веселым Язычком?
- Что вам понравилось больше всего?
- А с каким звуком мы сегодня познакомились?
- Вы сегодня молодцы!
Рефлексия. Презентация (слайд 11)
В: - Посмотрите, на экране появилось много шариков. Как вы думаете, почему?
В: - Шарику понравилось, как вы занимались, и он хочет вам подарить красивые воздушные шарики.