Светлана Логинова
Конспект НОД в средней группе «Тайны и загадки осеннего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Логинова Светлана Игоревна, воспитатель, город Санкт-Петербург. В работе использовались стихи и загадки собственного сочинения. 28.02.2016 год.
Название: Тайны и загадки осеннего леса.
Цель: расширять представления детей о жизни животных в лесу осенью.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Тайны и загадки осеннего леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее характерных особенностях (становиться холоднее, идут дожди, дует сильный ветер; листья деревьев и кустарников изменяют окраску и опадают; птицы улетают в теплые края);
- уточнить представления детей о диких животных (медведь, заяц, лиса, волк, еж, белка);
- способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания;
- расширять и активизировать словарный запас воспитанников.
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность;
- совершенствовать умение слушать и отвечать на вопросы;
- развивать умение отгадывать загадки.
Воспитательные:
- воспитывать умение отвечать на вопросы по одному;
- воспитывать умения правильного поведения в лесу;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру (растениям, животным);
Методы и приемы:
Практические (дидактическая игра); наглядные (иллюстрации с изображением осеннего леса и диких животных, электронная презентация (ИКТ); словесные (беседа, загадывание загадок).
Материалы и оборудование:
- ноутбук
- проектор
- экран
Ход деятельности:
Ребята, наступила долгожданная осень. Мы все любим это немного грустное время года, но кто ни будь из вас знает, какие тайны скрывает осень? Нет? Тогда я предлагаю вам отправиться на прогулку по осеннему лесу, чтобы узнать много нового и интересного. И для начала, послушайте стихотворение об осени.
Осенний лес, как будто в сказке
Молчит. Притихло все кругом.
Деревья, солнышком обласканы,
Стоят в убранстве золотом.
Не слышно больше птичьих песен.
Сырой туман. Листва кружит.
На паутинке тонкой капля
Сверкает и едва дрожит… (сл. Логинова С. И.)
Беседа:
Лес прекрасен в любое время года, но в лиственных лисах особенно красива осень. Деревья стоят в красных, золотых нарядах. В воздухе летают паутинки. Гуляя по осеннему лесу, на первый взгляд кажется, что все вокруг тихо и пустынно. Птицы уже не поют свои звонкие песни, попрятались в норы и дупла лесные обитатели. Но если хорошенько прислушаться и приглядеться, то мы увидим, что это далеко не так.
Чтобы встретить суровую долгую зиму, лесные жители начинают свои приготовления, обустраивая жилища и делая запасы еды.
Ребята, угадайте загадку.
Хвостик рыженький пушистый,
Полушубок шелковистый,
Резво прыгает по веткам.
Кто скажите это? (белка) (сл. Логинова С. И.)
Верно, ребята, это белка!
Белка очень любит орешки и семена сосновых и еловых шишек. Она ловко распотрошит шишку, достанет из неё семена - и скоро от шишки останется только ворох чешуек. Белке нравятся грибы! Она их даже на зиму заготавливает. Наденет грибы на веточки и сучки деревьев и сушит, прямо, как заботливая хозяйка. Зимой, когда холодно и голодно, грибы ей очень пригодятся. В трескучие морозы, в одном дупле могут спать сразу несколько белок. Заткнут вход в дупло мхом, прижмутся друг к дружке пушистыми шубками – тепло, и никакой мороз не страшен!
А теперь ребята, угадайте следующую загадку:
Он шуршит и пыхтит,
Словно чайник кипятит.
Ты рукой его не трожь,
Это ведь колючий (ёж) (сл. Логинова С. И.)
Действительно, это ёж!
Еж тоже начинает готовиться к зиме. Он много ест, копит запасы жира для спячки. Выкапывает себе норку под корнями деревьев, под пеньком или ворохом веток. Ежик таскает в норку сухие листья, траву, мох и ложится спать до весны. А весной родятся ежата совсем глухие и слепые, но пройдет немного времени и с первыми весенними лучами солнца ежата вылезут из своей норки.
Предлагаю послушать следующую загадку:
Под корягами в овраге
Раздается чей - то храп.
Он сосёт зимою лапу,
Неуклюж и косолап.
Ты не вздумай туда лезть,
Там ведь спит большой (медведь) (сл. Логинова С. И.)
Конечно, это медведь!
Заранее обустраивают свое жилище и медведи. Они устраивают берлогу в пещерах, оврагах или углублениях у корней деревьев, в которые натаскивают ветки, траву, мох, а потом застилают все пушистыми еловыми ветками. Выпавший снег служит медведю добрую службу – он отлично маскирует берлогу и сохраняет внутри нее тепло. Медведь не делает запасов пищи, однако, с наступлением осени, он начинает много есть, чтобы накопить на зиму большое количество жира. Тогда он сможет спокойно проспать до весны.
А вот зайцы, лисы и волки практически не готовятся к холодам, ведь они проводят всю зиму в поисках пищи. Зайцы, правда, заранее меняют шубку с серой на белую, чтобы быть менее заметными на снегу. А мех лисицы и волка хоть и сохраняет свой цвет, но в то же время становится более густым и пушистым, чтобы не замерзнуть в лютые холода.
Вопросы:
Каких животных можно встретить в лесу?
Как звери готовятся к зиме?
Кто из лесных жителей впадает в зимнюю спячку?
Зачем меняют шубку зайцы?
Как нужно вести себя зимой в лесу?
Физкультминутка:
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте).
Дидактическая игра: «Помоги белочке собрать запасы на зиму»