Светлана Зонова
Логопедическое занятие «Эмоции, речь, движение. Загадки осеннего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ №3 «ЗАГАДКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА».
(Осень)
Оборудование: Осенние листочки с загадками, увядший цветок, пиктограммы
с изображением различных эмоций
Логопед читает детям стихотворение И. Бунина. Дети отгадывают, о каком времени года идет речь.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Публикация «Логопедическое занятие „Эмоции, речь, движение, Загадки осеннего леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Над лесом держат перелет.
Логопед. По лесу осенью шагаешь,
Как будто в сказку попадаешь.
А ветер, листья обрывая,
Полянку ими укрывает.
1. Упражнение на развитие дыхания «Ветер».
Цель: выработка длительного плавного выдоха, развитие силы голоса.
Ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на листочки пестрые
Подул, подул, подул. Дети произносят тихим голосом: «Слабый ветерок» и нежно дуют; произносят протяжно, громко: «Сильный ветерок» и дуют продолжительно, с натугой.
Логопед : Осенний лес, дружок, припас
Загадки разные для нас.
Давай по лесу погуляем,
Их соберем и разгадаем.
- Согласны? Тогда пойдем.
2. Динамическое упражнение «Прогулка в осеннем лесу».
Цель: обучать различным видам ходьбы, развивать ориентацию в пространстве, воображение.
Дети идут «змейкой» между деревьями, перешагивают через «кочки», отмахиваются от назойливых мошек. Идут тихо, чтобы не испугать лесных жителей (двигаются тихой поступью).
Логопед. А вот и желтый листок с первой загадкой, которую приготовил нам осенний лес :
Летом в платьицах нарядных нам дарили аромат,
Осенью глядят уныло, праздничный увял наряд.
(Цветы)
- Давайте вспомним, какими красивыми были цветы весной!
3. Упражнение «Цветок» Т. Ткаченко.
Цель: совершенствовать мелкую моторику, внимание и память.
Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении, ладони
друг к другу, развести пальцы и слегка
округлить их.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцами вместе –
врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони опустить вниз и тыльной стороной
прижать друг к другу, пальцы развести.
- Посмотрите, ребята, какими стали цветы осенью (показывает увядший цветок).
Сейчас мы покажем, что происходит с цветами осенью.
4. Пантомима «Цветок».
Цель: обучение выразительным движениям тела, элементам саморасслабления, умению выражать различные эмоциональные состояния.
Выполняется из положения «сидя на коленях».
Цветок весной растет, тянется к солнышку, радуется теплу и ласковому ветру. (медленно поднимают руки и корпус вверх, осенью вянут вначале цветочки, потом листочки, потом стебелечки (попеременно расслабляют, «роняют» голову, руки, корпус на пол). Цветок увял, нам грустно.
Дети идут дальше по тропинке и находят еще один желтый листок с загадкой.
Клином летят,
Жалобно кричат. (Журавли).
Логопед. Какие еще птицы улетают в теплые края? Как они называются?
5. Упражнение на координацию движений «Отлет птиц» М. Картушиной.
- Гуси, утки! Сгибают руки в локтях, сжав пальцы в кулаки.
- Кря-кря-кря! Поднимают и опускают локти.
- Летим в теплые края!
Будем крыльями махать, Делают легкие взмахи руками.
Будем крылья разминать.
Правым крылом взмахнем, Поднимают и опускают правую руку.
Левым взмахнем потом, Левую руку.
Поворот направо: Поворачиваются направо.
- До свиданья, зайка! Кланяются.
Поворот налево: Поворачиваются налево.
- До свиданья, белка! Наклоняют голову вперед.
Летим вперед за вожаком Бегут на носках по кругу.
И покружимся потом. Кружатся
Повернулись кругом: Поворачиваются на 360.
До свиданья, милый дом! Машут рукой.
Вперед полетели, Бегут по кругу.
А как устали – сели. Приседают.
Логопед. Вот и мы отдохнем, посидим на полянке, послушаем музыку П. И. Чайковского об осени «Октябрь».
Цель: помочь детям войти в нужное эмоциональное состояние.
Логопед. Отдохнули, ребята? Пошли дальше. А вот и следующая загадка.
Добрая волшебница все переиначила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Ю. Капустина.
6. Упражнение «Осень».
Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния, используя пиктограммы.
Осень бывает разная : веселая и грустная. Вечером мы видим красивое, желто-красное дерево (восхищаются, утром проснулись, а оно без листьев (удивляются). А тут и холодный дождь по крышам застучал (огорчаются). А ведь в дождик можно по лужам побродить (радуются).
7. Ритмическое упражнение «Дождик» (смотри занятие №1).
Логопед, Вот мы и под дождиком побывали. Пойдем дальше. А вот и еще одна загадка :
Смотрю с небес
На поле и на лес.
Летом горю ярко,
Поэтому очень жарко,
К осени остываю,
Все чаще в тучках гуляю. (Солнце)
8. Упражнение «Солнышко и тучка». Музыка М. Картушиной. Слова В. Данько.
Цель: развивать чувство ритма, общую моторику, мимику.
Стоит на небе домик, Делают ладошками «крышу» над головой;
В нем Солнышко живет. складывают ладони крест-накрест над головой;
Чай из самовара «пьют чай из чашки»;
На крылечке пьет.
А Солнышко похоже прикасаются указательными пальцами к щекам;
Лицом на человечка,
И бродит у крылечка качают поднятыми руками над головой;
Облачко-овечка.
Вдруг угрюма, тяжела, медленно поднимают руки вверх, пальцы
Туча на небо вползла, слегка согнуты и напряжены;
Туча к Солнышку ползла,
Гром и молнию везла. трясут кулачками над головой;
Загремело у ворот: стучат кулачками по коленям;
- Кто тут в домике живет! топают ногами;
Солнышко не испугалось, руки «полочкой», покачивают ими;
Вышло и заулыбалось:
- Пожалуйте в гости, вытягивают руки вперед;
Только, чур, без злости. грозят пальцем;
Тут случился странный случай – пожимают плечами;
Гром умолк, не стало Тучи. прижимают ладони к щекам и покачивают
головой;
И на синие луга поднимают прямые руки вверх;
Вышла радуга-дуга, соединяют руки над головой дугой.
Вышла радуга!
Логопед, А вот и следующая загадка :
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой.
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы)
9. Ритмическое упражнение «Меж еловых мягких лап».
Цель: развивать чувство ритма, общую моторику, учить передавать отдельные эмоциональные состояния.
Речь от шепотной к громкой.
Меж еловых мягких лап Руки вытянуты вперед. Попеременно
поднимаем то правую, то левую руки.
Дождик кап, кап, кап. Стучим кулачками по бедрам.
Где сучок давно засох, Руки вытянуты вперед. Пальцы, кроме
больших, сжаты в кулаки.
Поворачиваем большие пальцы
влево, вправо.
Серый мох, мох, мох. Пальцы обеих рук «здороваются».
Где листок к листку прилип Соединить ладони на уровне груди.
Вырос гриб, гриб, гриб. Округленные руки ритмично поднять
вверх.
Кто нашел его, друзья? Указательный палец правой руки
поочередно «здоровается»
с пальцами левой руки.
Это я, я, я! Правой ладошкой ударяем себя по
груди.
Логопед. А это что еще за громадина? Да это гриб-боровик таким огромным уродился! Чудеса… (удивляемся, разводя руки в стороны).
10. Ритмическое упражнение «Гриб». Музыка Ж. Металлиди. Слова И. Демьянов
Под горою вырос гриб, Руки «шапкой» над головой.
Гриб увидел дед Архип. Ладонь правой руки на уровне бровей
(«смотрим»).
День пилил, Ладони друг к другу, двигаем вперед-назад
(«пилим»).
Два рубил, «Рубим» от плеча.
Гриб на землю не свалил. Ладони прижать к щекам, качаем головой.
Крикнул старый бабку. 2 раза мах правой рукой.
Бабка гриб в охапку. Руки округлить перед собой, покачивая
Насолила, Щепотью «солим».
Наварила, Круговые движения указательным пальцем
правой руки по ладони левой.
В гости звать к себе просила. Поманить рукой.
Все! Резко поднять руки вверх.
Логопед. Ребята, я нашла еще один листочек-загадку!
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
11. Подвижная игра «Опята». Слова Е. Гольцова.
Цель: развивать общую моторику, учить передавать различные эмоциональные состояния.
Дети сидят на стульчиках, ребенок-опенок стоит в центре зала.
На полянке одинок
На пеньке стоит грибок.
Огляделся поутру.
Опенок. Очень скучно одному,
Не с кем бегать, поиграть,
Могут грибники сорвать.
Почему, как у лисичек,
Нет ни братьев, ни сестричек?
Рассуждал грибочек вслух,
Не заметил, как вокруг,
Стало тесновато. Дети потихоньку подсаживаются сзади.
Опенок (удивленно) :
Кто эти ребята?
Опята (хором, радостно) :
Это мы – опята!
Логопед. Ну вот, ребята, мы и в осеннем лесу побывали и полные корзинки грибов набрали. Устали?
12. Упражнение на дыхание.
Цель: вырабатывать длительный плавный выдох, учить передавать различные эмоциональные состояния.
Дети садятся, «вытирают пот». Глубокий вдох носом, длительный выдох ртом со словом «Ух!». 3 раза.
- Красиво в осеннем лесу? Глубокий вдох носом, длительный выдох ртом со словом «Ах!». 3 раза.