Ксения Мазайло
Конспект НОД в средней группе на тему: «Ориентировка в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе на тему : «Ориентировка в пространстве»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в групповой комнате.
Задачи:
Образовательные
• Закрепить навыки счета и соотношения количества с цифрой.
• Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине.
Публикация «Конспект НОД в средней группе на тему: „Ориентировка в пространстве“» размещена в разделах
• Формировать представления о геометрических фигурах квадрат и прямоугольник.
Развивающие
• Развивать мышление и двигательную активность.
Воспитывающие
• Воспитывать навык самоконтроля.
Материал и оборудование:
• Макет грибочка, письмо, карта, карточки (медвежата и бочонки, цифровой набор, три куба разного размера, ребристая доска, обручи, плоскостной геометрический конструктор.
Предварительная работа:
• Ориентировка относительно себя, д/и «На что похоже», счет прямой обратный, д/и «Какую цифру пропустила?», д/и «Большой – маленький», работа по схемам (блоки).
Технологии:
• Теория развивающего обучения (самостоятельная мыслительная деятельность).
• Теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность).
• Технология сотрудничества (совместные игры).
• ТРИЗ технология (активизация мыслительной деятельности).
• Развивающая педагогика оздоровления (развитие физических качеств, двигательной активности).
• Физкультурно – оздоровительная технология (развитие физических качеств).
Ход занятия
Сюжет – завязка:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: Грибок.
Воспитатель: Да грибок необычный, большой какой – то. Сдается мне, что это грибок волшебный. Давайте ближе подойдем и посмотрим. А на нем письмо лежит, интересно от кого, как вы думаете? Кто у нас из животных любит грибочки?
Дети: Ежик, белочки.
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо: «Я маленькая веселая белочка. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Я шла к вам в детский сад и несла вам дары леса, а меня похитила Баба Яга. Найдите меня и спасите». Поможем белочке?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: В письмо вложена карта нашего маршрута. Нам нужно встать возле елочки.
Делаем пять шагов вперед, затем поворачиваем направо и делаем еще три шага вперед. Вот она волшебная полянка и на ней резвятся медвежата. А что больше всего любят медвежата?
Дети: Медвежата любят мед. Воспитатель: А вот они и бочонки с медом. Давайте посчитаем, сколько медвежат резвится на полянке?
Дети: Пять.
Воспитатель: Поставьте необходимую цифру возле медвежат. А сколько бочонков с медом? Сосчитайте.
Дети: Четыре.
Воспитатель: Поставьте необходимую цифру возле бочонков. Всем ли медвежатам хватит меда?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? Что нужно сделать, что бы медвежатам хватило меда?
Дети: Нужно добавить еще один бочонок с медом.
Воспитатель: Молодцы, продолжаем наш путь дальше. Нам нужно повернуть налево. Покажите мне левую руку, поворачиваем. Делаем четыре шага вперед и поворачиваем еще раз налево, делаем два шага вперед. Похоже у нас впереди препятствия (три куба разного размера). Все ли они одинакового размера?
Дети: Нет. Они разные. Большой куб, маленький и средний.
Воспитатель: Покажите мне большой куб, средний и самый большой. По карте маршрута мы должны перепрыгнуть через эти кубы и выйти на тропинку, вот и тропинка (ребристая доска). Для равновесия поднимаем руки в стороны, спина ровная и проходим по доске и спрыгиваем на две ноги. Отлично! Проверяем правильность маршрута. Сейчас мы должны оказаться на цветочной полянке. Вот она. Посмотрите, все ли цветы одинакового цвета?
Дети: Нет.
Воспитатель: А какого цвета цветы растут у нас на полянке?
Дети: Желтые, красные, голубые.
Воспитатель: Давайте мы все цветочки посадим на подходящую по цвету клумбу (обручи). Спасибо, молодцы. Смотрим карту дальше. А сейчас мы с вами поиграем в игру, нужно построить домики для белочки, а домики мы будем строить из прямоугольников и треугольников. Посмотрим, кто быстрее. Раз, два, три – начало игры. Молодцы! Славно мы ребята с вами сегодня потрудились. А посмотрите, вот она звездочка, которой отмечено местонахождение белочки. Смотрим внимательно вокруг. Молодцы нашли, спасли! А белочка вам говорит огромное спасибо.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как мы с вами сегодня искали белочку, что мы делали? Молодцы!
Игры на развитие ориентировке в пространстве для детей старшей группы
1. «Добавь слово»
Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».
Воспитатель говорит:
- Стол стоит… (называет имя ребенка).
- Позади.
- Полочка с цветами висит…
- Справа.
- Дверь от нас…
- Слева.
Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.
- Какая рука у тебя ближе к окну?
- Правая.
2. "Давайте дружить"
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве относительно другого человека.
Дети встают парами напротив друг друга. Педагог даё т задания: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте друг друга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.
3. «У кого что получилось»
На листах линованной в клеточку бумаги дети под диктовку воспитателя ведут линию. Если ребенок вел ее правильно, т. е. выполнял указания направления, точно считал клеточки, у него получился рисунок или картинка. Это и является показателем выигрыша.
4."Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".
Оборудование: -
Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
5. "Жмурки с колокольчиком"
Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.
Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.
Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.