Екатерина Хрущёва
Консультация «Ориентировка детей в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Детей четвертого года жизни учат различать пространственные направления : от наблюдателя (от себя);вперед (впере-ди);назад (сзади);вверх, вниз; различать правую и левую руки; пользоваться обозначением пространственных направлений.
Особенностью формирования пространственной ориентировки в младшей группе является опора на чувственную основу, накопления практического опыта. В обучении широко используются объяснения, указания, упражнения, игры-занятия, дидактические и двигательные игры. Ознакомление со взаимообратными направлениями осуществляется попарно: «вверх— вниз»; «слева—направо» т. д.
Публикация «Консультация „Ориентировка детей в пространстве“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Вследствие многократных восприятий одних и тех же про-странственных свойств, становится возможным отделение про-странственных способностей от самих предметов. Под влиянием обучения у детей формируется способность воспринимать группу предметов во взаимосвязи их разных размеров.
Необходимым условием успешного обозначения простран-ственного размещения предметов является их территориальная общность.
В процессе ознакомления детей младшей группы с про-странственным размещением предметов применяются игры-занятия типа «Прятки» с игрушками, флажками и другими предметами. Так, в игре- занятии «Где медведь искал свой мяч?» место действия ограничено групповой комнатой. Основная цель игры состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к разным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи использование предлогов: под, на, за, около. Во время занятия воспитатель организует диалог, обращается к ним с вопросами : «Что медведь делает? Где он садит? Куда пошел медведь? Где он ищет мяч?»
Воспитатель уточняет детские ответы, учит их менять окончания существительных при использовании разных наречии глаголов.
После того как мяч найден, воспитатель предлагает детям вспомнить и самостоятельно рассказать, где же медвежонок искал мяч.
Оправдывают себя и игры-занятия типа инсценированных рассказов. Примером может быть инсценированние рассказа «Куриное семейство»(Т. А. Мусейибова). Сначала воспитатель читает рассказ: «Петушок и курочка приходят на зеленую поляну. Они ходят по траве, а потом зовут цыплят». Рассказывая, педагог вызывает отдельных детей к столу и предлагает разместить игрушки: поставить курочку впереди петушка, а между ними цыпленка и т. д.
Удачным может быть выбор приема установления связи между чувственным и логическим в обучении детей пространственной ориентировке. Например, ребенку предлагается разместить игрушки так, чтобы напомнить какую-нибудь жизненную ситуацию: будто куклы идут на музыкальное занятие (поставить их одну за другой);или они встретились и разговаривают (разместить напротив друг друга); или поссорились и отвернулись одна от другой (повернуть спинами друг к другу); или они играют в «Кошки-мышки»(разместить по кругу).
Во время таких игр и упражнений дети знакомятся с разнообразными вариантами пространственных отношений, подводятся к элементарным обобщениям.
Особое внимание уделяется формированию представлений о действиях правой и левой рук. Воспитатель уточняет характер действий каждой руки: в правой руке держат ложку, а в левой — хлеб, в правой — карандаш, а левой придерживают лист бумаги. На занятиях по математике воспитатель учит детей брать раздаточный материал только правой рукой, размещать его слева направо. До того как дети начнут выполнять задание, воспитатель просит их показать левую, а потом правую руку; поддерживая левой рукой конец карточки, правой провести слева направо (как следует раскла-дывать кружочки).
Часто в конце занятия по математике предлагаются такие упражнения: возьми бумагу в правую руку, подними ее вверх, опусти вниз, протяни вперед, спрячь назад; топни правой, а потом левой ногой; левой рукой дотронься до левого уха, правой— до правого.
Почти на каждом занятии по математике дети работают карточками. Качество этой работы во многом связано с умением ориентироваться на ограниченной площади (в двухмерном пространстве). На протяжении года организуются разнообразные игры, связанные с ориентировкой :например, на верхней полочке карточки поместить кружочки, а на нижней — квадратики. С верхней полочки убрать один кружочек к поместить его на нижнюю. После таких действий дети объясняют, что вверху кружочков больше (меньше,чем внизу.
Уточнению и закреплению пространственной ориентировки способствуют физкультурные и музыкальные занятия, где в процессе активного передвижения малыши обозначают направление, учатся изменять его соответственно сигналу или инструкции воспитателя.
На занятиях по рисованию педагог называет направление движения руки: сверху вниз, слева направо и т. д.
Во время завтрака, обеда, выполнения режимных моментов воспитатель акцентирует внимание детей на таком : «На какую ногу надеваешь ботинок? Какой рукой удобнее застегивать пуговицу? В какой руке держишь чашку, а в какой — булочку?» Постепенно дети овладевают не только ориентировкой в пространстве, но и «пространственной «терминологией (активизируется словарь ребенка).Но для этого необходимо,чтобы воспитатель тщательно следил за своей речью и речью дошкольников,своевременно исправлял неточности. Таким образом, четырехлетки переходят от непосредственного восприятия и действенного отражения пространственных отношений к осмыслению их логики.
Упражнения для самопроверки
Пространственных ориентировки чувственном практического пространстве дидактические
• Утренняя;
• Конструирование;
• Изобразительной;
• Пространстве;
• Занятиях музыкальных деятельности.
Формирование. представлений у детей и их. в пространстве основывается на. восприятии, накоплении. опыта.
В конце года дети должны четко ориентироваться в.
В этом им помогают специально подобранные. игры, упражнения,. гимнастика,. , занятия по. деятельности.
Формирование у детей младшей группы представлений о. происходит систематически в процессе осуществления обучения на. по математике. и физкультурных занятиях, а также на занятиях по изобразительной. и в повседневной жизни.