Оксана Смирнова
Конспект НОД в средней группе «Как зимуют дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать расширять у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Задачи: Систематизировать знания детей о диких животных (заяц, ёж, медведь, белка, их особенности жизни в зимний период; прививать любовь к братьям нашим меньшим – продолжать экологическое воспитание. Закрепить правила поведения в лесу.
Закрепить знания о свойствах снега и льда; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Как зимуют дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные способности.
Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж», учить детей изображать различные явления нетрадиционными методами рисования; продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.
Ход ЗАНЯТИЯ:
С утра в группе на подоконнике лежит ком снега, с прикреплённым письмом. Дети, обращая внимание, спрашивают про него. Педагог предлагает посмотреть что это.
Дети рассаживаются вокруг воспитателя. Педагог предлагает прочитать письмо, оказывается –это сказка «Любопытный ежонок». Чтение.
Педагог: Как вы думаете, почему сказка называется «Любопытный ежонок»?
Дети: Потому, что ежонок хотел узнать, что такое зима.
Педагог: Совершенно верно. (Воспитатель раскрывает снежный ком и показывает игрушечного ёжика). Он никогда не видел снега, не знает, какая погода бывает зимой и вообще не знает, что такое зима. Как вы думаете, почему ёжик не знает ничего о зиме?
Дети: Потому что ежик зимой спит.
Педагог: А как вы думаете, какие времена года знает ежонок?
Дети: Весна, лето, осень.
Педагог: Как же ежонок узнает, что такое зима? (предположения детей – расскажем ему)
Педагог: После какого времени года к нам приходит зима?
Дети: Зима приходит после осени.
Педагог: Как мы узнаём о приходе зимы? (выставляется мнемотаблица «Зима»)
Дети: Солнце не греет, а только светит, поэтому на улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются льдом, выпадает снег.
Педагог: Без чего не бывает зимы?
Д: Без снега.
Ё жик: А что такое снег?
Педагог: Сейчас мы с детьми покажем и расскажем тебе о снеге. (Свойства снега. Опыты. Опыт с ветром)
Опыт №1. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).
Опыт №3. «Метель»
Педагог: Как называется снег с ветром?
Ё жик: Я знаю, что такое ветер, но не знаю, что такое ветер со снегом.
Педагог: Давайте покажем ежику, как ветер может поднимать снег и кружить его. (включается звуки метели, дети делают опыт)
Игра «Кто больше слов придумает» (Какой бывает снег? (прилагательные)
- Какой бывает снег?
Подумай, вспоминай.
Своё словечко
Быстро называй
Педагог: Что делает снег? (глаголы)
Вывод: Давайте теперь расскажем ёжику всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).Как из воды получить лёд? (Ответы).
Педагог: Снег очень важен. Он укрывает от мороза растения. Насекомых и зверей в норках. Под снегом тепло и уютно. Вот ежонок, что происходит зимой.
Ежонок: Значит, все мои друзья звери спят зимой?
Педагог: Нет, ежонок.
Выставляет на фланелеграфе картину зимнего леса.
Педагог вместе с детьми рассматривает дерево и замечает, что там есть дверца. Дети высказывают предположения, кто там может быть.
Открывают дверцу и видят белочку.
Ежонок: (удивленно) Почему белочка стала серой, ведь я помню, что она летом была рыженькой. (Ребята объясняют)
Педагог: Как называется жилище у белки? Почему она там спряталась?
Педагог сначала слушает предположения детей, затем объясняет: наступила зима, стало холодно, морозно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. А белка живет только в тех лесах, где растут ели и сосны. Голодно стало, но белочка — заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, теперь шкурка у белочки стала такой же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовую, ее даже не будет видно её врагам. Какие вы знаете врагов белки? Да шерсть стала густой и теплой.
Затем все рассматривают картинку, на которой изображена ледяная горка. Она тоже необычная — это берлога медведя.
Дети вспоминают, чем питаются медведи (ягодами, медом, травами). Осенью и зимой пищи для них нет, поэтому медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести.
Следующая картинка — пенек, только уши торчат.
Ежонок: А то же там спрятался?
Дети загадывают загадку про зайца. Открывается окошечко, но ежонок не узнает зайца.
Ежонок: Нет, это не заяц – он серый.
Дети рассказывают, почему заяц поменял цвет шерсти.
Ежонок: А как называется жилище зайца?
Педагог обращает внимание на небольшой бугорок. Для кого он приготовлен? Дети загадывают загадку про ежа.
Недотрога весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
Ё жик: Это же я!
И объясняют ему, почему он должен спать. Ежик колючий, вот он свернулся в клубочек и приготовился спать. Питается он мышками, змеями, грибами, лягушками, жуками. Еду добывать стало трудно, и ежик зимой спит.
Ежонок: Спасибо, ребята, то рассказали, что такое зима.
Педагог: Что может рассказать ежонок своим друзьям о зиме? (модель зимы)
Ежонок: Только вот мои друзья ежата никогда не видели снега!
Педагог: Не переживай, ежонок. Наши дети нарисуют красивые снежинки,
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка)
(рисование снежинок техникой граттаж) Звучит музыка.