инна гладких
Конспект тренинга для детей и родителей подготовительной группы «Учим детей разрешать конфликты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выработка конструктивных форм поведения, способов реагирования в конфликтах.
Задачи:
1. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях.
2. Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание доброжелательного отношения к друг другу.
Психолог: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые взрослые!
Публикация «Конспект тренинга для детей и родителей подготовительной группы „Учим детей разрешать конфликты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Жизненный опыт каждого человека показывает, что в процессе личностного и эмоционально значимого общения довольно часто возникают конфликты. Отношения людей проходят проверку на прочность с помощью ссор и конфликтов.
Ссоры, конфликты, драки - неизбежное явление и в жизни детской группы. Одни дети ссорятся изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками. Вообще сфера взаимоотношений в детском коллективе, в семье представляет собой источник глубоких психологических проблем. Об этом мы сегодня постараемся и поговорить.
Эмоциональная разминка.
(Приглашаю всех встать в круг и выполнять мои команды).
Психолог: Мы сейчас пойдем направо: раз, два, три!
-А сейчас пойдем налево: раз, два, три!
-Мы в кружочек соберемся: раз, два, три!
-Из кружочка разойдемся: раз, два, три!
-Весело потопаем: раз, два, три!
-Дружно все похлопаем: раз, два, три!
-А теперь попрыгаем: раз, два, три!
-Ножками подрыгаем: раз, два, три!
А сейчас можно всем занять свои места.
Нас сегодня пригласили в театр. Хотите, попасть на представление? (Ответы детей). Но я слышу какой-то шум. А, это девочки так громко разговаривают.
Игра «Поссорились»
Ребенок читает стихотворение А. Барто «Поссорились».
Мы поссорились с подружкой и уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки! Помириться нужно нам.
Я ее не обижала - только мишку подержала,
Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам».
Психолог: (вопросы к детям)
Как вы думаете, из-за чего поссорились девочки? (не поделили игрушку).
Как можно назвать эту ситуацию? (Ссора).
Давайте изобразим подружек, которые поссорились.
Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему?
А ссорились вы когда-нибудь? Почему? Можно ли обойтись без ссор?
(После небольшой дискуссии психолог предлагает ребятам подумать и высказать свои предложения о том, как девочки могут помириться. После ответов детей ссорившийся ребенок зачитывает конец стихотворения)
Я с подружкой помирюсь, дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай».
Психолог: Все у нас ребята на месте и успокоились. Вы ребята, вспомнили, куда мы с вами собрались сегодня (дети отвечают, что в театр). Сядем удобнее и поехали.
(На каждую строчку песни движение).
Ручками по коленкам хлопаем, ножками по полу топаем,
Поезду помогаем и петь не забываем.
Психолог: Пока едем, давайте ребята, вспомним мирилки.
А мирилки нам для чего нужны, а как вы думаете, ребята?
(Ответы детей). Правильно, они нам помогают мириться, жить дружно.
Игра «Кто знает больше мирилок».
(Ребята соревнуются, рассказывают мирилки).
Психолог: Вы, ребята, просто молодцы. Знаете много мирилок.
А в театре вместо билетов нам нужно сказать лишь вежливые слова, чтобы попасть на представление. Ребята, вы вежливые слова не забыли, давайте потренируемся пока еще едем.
Поезд набирает скорость, мы скоро будем на представлении.
Ручками по коленкам хлопаем, ножками по полу топаем,
Поезду помогаем и петь не забываем.
Игра «Вежливые слова»
1. Встречая гостей, мы говорим… (здравствуйте).
2. Провожая гостей, мы говорим… (до свидания).
3. Утром говорим … (доброе утро).
4. Вечером… (добрый вечер).
5. Днем… (добрый день).
6. В неловкой ситуации лучше попросить прощения, и сказать … (извините).
7. Если о чем-то просите, не забудьте добавить слово… (пожалуйста).
8. Если за что-то благодарите, то говорите… (спасибо).
Психолог: Вспомнили добрые, вежливые слова. Тогда – внимание! Как только я досчитаю до трех, вы громко крикнете свое любимое вежливое слово.
Один, два, три! (дети произносят вежливые слова.) Молодцы! Нас ждет вежливая сказка. Она такая вежливая, что позволила играть вам самим. У меня есть цветные колпачки. Это шапочки гномов, героев сказки. Их получит тот, кто может показать мне сказку.
Жили-были четыре очень вежливых гнома. Самого старшего звали - Здравствуйте. Кто станет его играть? Как зовут твоего героя? (Ответы ребенка.) Громко скажи его имя. (Ребенок говорит.)
Следующий по старшинству гномик носил имя - Пожалуйста. (Выбирает ребенка на роль гнома - Пожалуйста.)
Третьим был Спасибо. (Те же действия.) И самый младший – До свидания. (Те же действия.)
Гномы были очень дружны. Пойдут они, бывало, в магазин самый старший громко скажет: «Здравствуйте».
«Пожалуйста» подхватит: «Дайте нам конфет, пожалуйста».
Следующий гном поблагодарит и скажет спасибо».
А последний гномик попрощается и скажет до свидания.
И все у них было хорошо. Но однажды друзья поспорили.
-Я самый старший. Вы без меня и сделать-то ничего не сможете! - заявил гном по имени - Здравствуйте.
-Ничего подобного,- обиделся гном по имени - Пожалуйста.
-Самый важный и самый вежливый в нашей компании я.
- Разве я не важный! - обиделся гном по имени – Спасибо. Не стану с вами больше дружить.
А гном по имени - До свидания сразу сказал гномам – до свидания. Так друзья и расстались.
Тут к гному по имени – Здравствуйте, пришел знакомый. Гном радостно поздоровался с ним. (Ребенок здоровается).
-Здравствуйте,- сказал гость.
-Я принес вам подарок.
Здравствуйте очень обрадовался и снова сказал… (ребенок здоровается.)
-Не понял,- удивился гость.
-Может я не вовремя? Может мне уйти?
Здравствуйте растерялся и повторил… (ребенок здоровается). Так гость и ушел с подарком.
А в это время гном по имени - Пожалуйста, нес домой очень вкусную колбаску. Его увидела хитрая лиса.
-Можно, я пойду с тобой рядом?- спросила она.
И гном Пожалуйста ответил (ребенок говорит «пожалуйста»).
Лиса откусила полколбаски и облизнулась.
-Можно я возьму все?- обрадовалась она.
Пожалуйста тяжело вздохнул, но все ровно ответил (ребенок говорит «пожалуйста»).
Обиженный Спасибо шел куда глаза глядят и плакал. Он твердо решил уйти из дома. Его увидел еж-сосед.
-Бедный малыш! Ты заблудился,- сказал он. - Хочешь, я отведу тебя домой?
Спасибо только смог сказать… (ребенок говорит «спасибо»). И вслед за ежом пошел обратно.
А младший гном, До свидания, побежал к бабушке и постучал в дверь.
-Здравствуй внучек! – обрадовалась бабушка.
До свидания сказал… (ребенок говорит «до свидания»).
Бабушка удивилась и закрыла дверь.
Через некоторое время все гномы собрались дома, сидят и молчат. Им уже надоело ссориться, но они не знают слово, которое поможет им помериться. Ребята, помогите гномам, подскажите, пожалуйста, нужное слово. (Извините, простите).
Скажите его все вместе.
Психолог обращается к детям артистам. Скажите волшебное слово и пожмите друг другу руки.
«Извините», «простите»- очень нужные слова. Про них Леонид Яхнин написал два простых правила.
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите:- извините.
Если же хотите добиться снисхождения,
Тогда уж без сомнения
Нет лучше выражения,
Чем «прошу прощенья»!
Антракт.
В любом театральном представлении наступает важный момент-антракт, то есть перерыв, перемена для артистов и зрителей. Мы с вами тоже отдохнем и немножко разомнемся.
Встаньте, пожалуйста. Представьте себе, что вам надо поздороваться без слов.
Как вы без слов покажете слово «привет?» (ведущий машет из стороны в сторону, а дошкольники повторяют.)
Как показать «до свидания?» (Машет кистью руки вниз и вверх.)
Как показать «спасибо», «благодарю»? (Прижимает руку к груди, слегка кланяется).
Как показать «проходите, входите, пожалуйста»? (Слегка поворачивается и делает приглашающий жест рукой.)
Теперь попробуйте показать без меня. Психолог называет слова, дети обозначают жестами. Вы сможете справиться и с более сложным заданием. Мне нужен помощник.
(Вызывает одного ребенка, обращается к нему.) Задумай вежливое слово и изобрази его жестами. Остальные пусть отгадают. (Играют два-три раза).
Динь - дон, динь - дон! Звонок нас зовет на представленье.
На сцене новая сказка, печальная. Послушайте ее, пожалуйста.
Сказка (Ю. Демченко)
Шел козел упрямый прямо по тропинке через мост,
А навстречу тоже прямо шел упрямый пес-барбос.
-Уступи, - сказал рогатый, я спешу, бегу на луг.
-Вот еще, сказал лохматый, ты не родственник, не друг.
Пса козел боднул рогами, пес козлу вцепился в нос.
И с моста упали прямо, прямо в речку: рухнул мост.
Но всего б одно словечко двум упрямым помогло.
С ним никто б не падал в речку, подскажите им его.
Какое слово могло бы спасти упрямцев от падения? (Пожалуйста, будьте любезны.)
Проигрывание сказки
Сыграем эту сказку по-другому. Я кладу на пол листы бумаги. Это мостик. Идти можно только по нему. На середине вы должны разойтись, но только не так, как герои сказки, а вежливо.
(Вызывает по два человека. Играют три-четыре раза. Дети уступают дорогу друг другу со словами «пожалуйста», «будь любезен», «будь добр»). Ребята предложили использовать считалки, кому первым проходить.
Игра «Кто знает больше считалок?»
Цель: обучать навыкам позитивного разрешения конфликта.
Ведущий устраивают соревнование «Кто знает больше считалок?».
Вежливых слов много на свете. Каждое красиво по-своему, каждое поможет найти друзей и не ссориться.
Представление закончилось, принято благодарить аплодисментами. Похлопайте.
Ведущий читает стихотворение.
Конец представленью, и пусто на сцене.
Но сказку мы любим и сказку мы ценим.
И вежливой сказке вежливо мы
Без всякой подсказки сказали (спасибо).
Еще бы сказали ребята, вниманье!
Вежливо очень: «Друзья, (До свидания)»
(Ю. Демченко).
После представления ребята уходят в группу вместе с воспитателем.
Рефлексия. Психолог просит родителей рассказать про свои чувства, ощущения, над чем нужно поработать, чтобы было меньше ссор. Высказывают мысли по нашей встрече.