Полупанова Елена Ивановна
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Весеннее настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно — образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
МК ДОУ Детский сад №1 «Аист»
Подготовила и провела
воспитатель высшей категории
Полупанова Е. И
с. Труновское
2013 год
Тема «Весеннее настроение»
Цели:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Весеннее настроение“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
познакомить дошкольников с поэзией поэтов Т. А. Гонтарь, А. Е. Екимцева,c творчеством художника П. М. Гречишкина,с музыкой П. И. Чайковского, развивать художественно-творческие способности детей, создать радостное осеннее настроение.
Обучающие задачи:
продолжать знакомить с творчеством поэтов Ставропольского края, учить детей изображать картину осени, учить воспринимать художественное слово в сочетании с живописью и музыкой, приобщать к изобразительному искусству,
Развивающие задачи :
выбирать самостоятельно детали для создания коллективной работы, учить оценивать результат коллективного труда.
Воспитывающие задачи:
развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы, воспитывать любовь к родной стране, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Приемы и методы работы:
Словесный: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы;
музыкальное сопровождение;
Наглядный: использование наглядных материалов (репродукции картин, использование обучающей мультимедийной презентации,
Игровой: динамическая пауза;
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за осенними проявлениями в природе,
составление рассказов по ним, чтение и разучивание стихотворений о осени,
рассматривание картин с осенними пейзажами
Материалы:
Иллюстрации о весне, ноутбук, проектор.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: осенний, время года, прохладный, теплый, холодный, красивый
Способ получения изображения:
Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении стихотворений, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по стихотворениям, интересуется изобразительной деятельностью.
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
1. Организационный момент
Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.
-Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем гостям свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? О чё м моя загадка:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я - красивая желтая.
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Правильно.
Вы же знаете приметы осени? Назовите их, пожалуйста. Свой ответ начинайте со слова «осенью».
Осенью дни становятся прохладными.
Осенью часто дует холодный ветер и идет дождь.
Осенью листья меняют свой цвет с зеленого на желтый, красный, оранжевый.
Осенью птицы улетают в теплые края.
Осенью бывают первые заморозки.
Осенью выпадает первый снег.
Воспитатель: Молодцы, вы много знаете примет наступления осени.
Воспитатель: А вот какие народные осенние приметы существуют:
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
В октябре до обеда осень, а после обеда зима.
В ноябре зима с осенью борется.
Облака редкие - будет ясно и холодно.
Орехов много, грибов мало - зима будет снежная и суровая.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
В осеннее ненастье семь погод на дворе : сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.
Воспитатель: Молодцы, вы много знаете примет наступления весны.
2. Презентация " Прекрасная моя (Труновская)Ставропольская земля"
Воспитатель: Ребята, я к вам приехала из села Труновского Ставропольского края. Село Труновское - моя малая Родина. В нем я родилась, училась, а теперь работаю в детском саду воспитателем. Как наше село прекрасно осенью! С высоких холмов можно любоваться очень долго живописными картинами природы. Труновское расположено на берегу реки Терновочка, вокруг простираются прекрасные поля и луга, покрытые бархатом трав. Полюбуйтесь сами этой красотой! (показ слайдов с видами села Труновского)
Воспитатель читает стихотворение Владимира Авдеева “Ставрополье мое”.
Ставрополье мое, ты на Юге России
Пролегло среди двух синеоких морей.
Улыбаясь глядишь в небеса голубые,
И добреет душа от улыбки твоей.
Косяки журавлей над тобой пролетают,
Унося в дальний край запах пашен родных.
Только я от тебя улетать не желаю,
От полей и лесов, от раздолий твоих.
Эту землю еще наши деды пахали.
Словно мать от врагов защищали ее.
И потомкам беречь край родной завещали,
И храним мы тебя, Ставрополье мое!
Воспитатель: Вам понравилось?
Воспитатель: На деревьях в садах и рощах появляются яркие краски осени. Мы с ребятами Детского сада " Аист" приготовили вам небольшой осенний подарок, панно из осенних листьев, которые каждый год с наступлением осени радуют нас свое красотой и изысканностью. Это - прекрасный осенний ковер. Пусть это панно создаст осеннее настроение в вашей группе.
3. Игровая деятельность
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру "Какое время года?"
На столе вы видите картинки с изображением времён года. Рядом находятся их модели. Каждая модель соответствует одному времени года: синий круг-зима, зелёный - весна, красный - лето, желтый - осень.
Возьмите по две картинке, внимательно рассмотрите их, определите какое время года изображено и положите рядом с соответствующими моделями. Давайте закрепим. (ответы детей)
2 вариант. Почему сейчас мы не слышим пение птиц? (Птицы улетели на юг.)
- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
(Перелётные)
- Почему они улетают на юг? (осенью становится мало корма, нет насекомых, вода замерзает) .
Дидактическая игра «Перелётные птицы».
- Найдите среди этих птиц тех, что улетают на юг.
(ласточка, скворец, галка, журавль, сорока, ворона, гуси, утки)
Воспитатель: Осень, как и любое другое время года несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей, поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – пишут свои картины.
В городе Ставрополе жили и живут многие очень талантливые люди. И с их творчеством я хотела бы сегодня вас познакомить.
Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации картин моего земляка, художника Павла Моисеевича Гречишкина. Гречишкин Павел Моисеевич - один из самых известных художников-пейзажистов Юга России П. М. Гречишкин - один из самых плодотворных пейзажистов Ставропольского края. На его счету сотни произведений, многие из которых были переданы художником в дар городу Ставрополю. В знак признания его творчества открыта картинная галерея, которая в своей экспозиции насчитывает 430 живописных произведений автора.
(Показ иллюстраций).
Воспитатель: Можно ли сказать, что на иллюстрациях изображена осень?
- Посмотрите внимательно и постарайтесь увидеть, каких же цветов в ней больше?
Воспитатель: Какое настроение эти картины вызывают у вас?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вам понравились картины?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас ребята послушайте стихотворение о осени как описывают её мои земляки Ставропольцы, поэт Екимцев Александр Ефимович и Татьяна Алексеевна Гонтарь. Ребята, я думаю, что любого поэта можно сравнить со сказочником, хотя в их стихотворениях нет волшебных палочек и магических заклинаний. Они видят и слышат больше других. Они видят то, что ускользает от нас. Вот, например, послушайте стихотворение поэтэссы Гонтарь Татьяны Алексеевны:
Осень - рыжая лиса.
Осень - рыжая лиса
Все тропинки замела.
Замела, запутала
В золото закутала.
Паучки качаются
За кусты цепляются.
Ветер гонит облака,
Утром изморозь слегка.
Осень рыжею лисой
Прибежала. Но постой!
Не забылось солнышко,
Будет ещё вёдрышко!
Дедушка Туман
Лес - в карман,поля -в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Спрятал копны, и стога,
И лужайки, и луга.
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Только он совсем забыл,
что карман дырявым был.
За рекою в гору лез -
Потерял поля и лес.
Потерял потом луга,
Копны сена и стога.
У высокого кургана,
Где дремал костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце выпало само.
Вам понравились услышанные стихи?
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Дети и зонтик” - становитесь в круг.
(Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями)
Ветерок бежит по саду,
От реки несет прохладу,
А с прохладой вместе
Радостные вести:
- Вы послушайте, цветы,
Скоро-скоро с высоты
Гром из тучи грянет,
Дождь забарабанит
По цветам, по листам,
По деревьям и кустам.
Только вы не бойтесь,
Хорошо умойтесь!
2 вариант Дождик с полным рюкзачком
Шлёпал по дорожкам,
Накрывал цветы сачком,
Брызгал по окошкам.
По карнизу шлёп да шлёп,
В луже искупался,
В парке на траву прилёг –
Да там и остался.
4. Активизация внимания. Пальчиковая гимнастика. (В кругу)
У дороги яблонька стоит.
А на ветке яблочко висит.
Сильно ветку я потряс –
Вот и яблочко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь
Ой, какой прекрасный вкус!
- Молодцы! Поиграли, отдохнули.
Воспитатель: Ребята! А ещё композиторы сочиняют о прекрасном времени года осени музыку. Давайте с вами послушаем классическое произведение «Осень», написанное композитором П. И. Чайковский. Вы можете закрыть глаза и представить себе осенние пейзажи.
(Воспитатель включает музыку, дети слушают и представляют себе различные картины осени)
Воспитатель: Что же вы представили, почувствовали, услышали?
(дети рассказывают о своих впечатлениях, чувствах)
Композитор выразил красоту осени в своей музыке. Она была светлая, прозрачная, мелодичная.
4. Художественно-творческая деятельность детей
Воспитатель: Ребята, я хочу Вам предложить выразить свои чувства, впечатления от увиденного и услышанного. Давайте все вместе создадим коллективную работу - картину о осени Я приготовила к нашей встрече заготовки, мы ими воспользуемся и посмотрим, что у нас получиться.
(Ребята выбирают заготовки для работы по желанию. Коллективная работа детей под музыку). (Педагог обращает внимание на то, как дети сидят за столом, прикрепляют заготовки, помогает советом (индивидуально).
5. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая картина у нас получились?
(Ответы детей)
Солнышко ярко светит, на деревьях прекрасные разноцветные осенние листья, ещё цветут поздние осенние цветы, улетают птицы, звери готовятся к приходу зимы.
Ребята, мне приятно, что вы постарались, и у нас получилась красивая картина, она останется в вашей группе, вы подумаете, где её расположить.
Дети, скажите, что мы сегодня с вами делали, что вам запомнилось, что узнали нового. (Ответы детей)
Я вас всех благодарю за работу, мне приятно было с вами общаться. И в память о нашей встрече хочу каждому из вас подарить магнит с изображением достопримечательностей села Труновского и моего любимого города Ставрополя. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу и природе. До свидания!