Зарина Инглисова
Конспект НОД в подготовительной группе «Сюрпризы осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по теме : «Сюрпризы осени»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах, фруктах и хлебе.
Образовательные задачи:
- способствовать формированию умения детей анализировать результаты наблюдения и делать выводы;
- способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе познавательной и продуктивной деятельности.
Развивающая задача:
- способствовать развитию сенсорных чувств, речи, внимания.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Сюрпризы осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
-воспитывать интерес к труду и бережному отношению к хлебу, хлебобулочным изделиям;
-познакомить с процессом изготовления печенья.
Материал к занятию: макет дерева, три ярких мешочка, мультимедийное оборудование, презентация «Овощи», цветные карандаши, листы с заданием на каждого ребёнка, фартуки, тесто
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними (дети здороваются).
-Кто мне напомнит, какое сейчас время года?
-Посмотрите внимательно на рябину, чем она отличается от других деревьев? (Ответы детей.)
- Да, это осень оставила свои щедрые дары для зимующих птиц. И на нашем дереве уже нет ни одного листочка, только цветные мешочки. Как вы думаете, что осень оставила для нас с вами? (Ответы детей.)
- Давайте откроем первый мешочек и посмотрим, что же там. Но прежде чем заглянуть в мешочек, мы должны произнести волшебные слова, повторяйте за мной.
«Мешочек-мешочек, что там лежит,
Мешочек-мешочек пора нам открыть»
-Ребята, Осень оставила нам овощи!
Проблемный вопрос. А как вы думаете, зачем человеку нужны овощи?
Дети: Они полезны, в них много витаминов. Из них можно приготовить соки, салаты, супы, пироги.
Молодцы, вы много знаете об овощах. Сейчас я хотела бы рассказать вам что –то очень интересное о некоторых овощах.
Давайте присядем за столики и посмотрим на картинки.
Тыква.
Картина№2 Тыква любит тепло и яркий солнечный свет. Она родом из Мексики. Картина №3Тыква может быть разного цвета, а также разного размера: от маленького до самого большого. Слайд№4 Встречаются тыквы гигантских размеров. Вот как эта!
Когда кожура тыквы высыхает, она становится очень твёрдой. Картина №5 Люди научились делать из неё тарелки, миски, вёдра. Картина №6 Самые первые музыкальные инструменты тоже мастерили из тыквы.
В древние времена у тыквы было ещё одно применение: её использовали при строительстве плотов.
Морковь.
Картина №7 В моркови содержится витамин А. Этот витамин очень полезен для глаз. Маленьким детям дают грызть морковку, чтобы они лучше росли. Слайд №8 С древних времён морковь была фиолетовой, красной, жёлтой, белой, но не оранжевой.
Картофель
Картина №9 Трудно представить, что такой привычный на нашем столе овощ, как картошка, был когда-то редким лакомством. Картофель завез в РоссиюПетрI.
Сейчас из картофеля готовят немало блюд: его отваривают и жарят, из него делают запеканки, пюре, клёцки, пекут оладьи. Его кладут в супы и салаты, добавляют в начинку для пирогов. Из клубней картофеля готовят крахмал. Представьте себе, что в холодный зимний вечер можно сесть всей семьей за стол, поужинать, приготовив картошку и квашеную капусту с луком и пахучим подсолнечным маслом.
Капуста.
Картина №10 Это белокочанная капуста, царица наших садов и огородов. Она богата витаминами и очень полезна! Капуста часто выручала людей во время голода, поэтому и сложили про нее поговорки: "Была бы капуста, будет не пусто", «Без капусты жить не вкусно». Существует множество сортов капусты: (картина №11) цветная, брокколи, пекинская,брюссельская (слайд№12) а вот декоративная капуста, которую сажают на клумбах.
Картина №13 На Руси белокочанная капуста была одним из самых любимых овощей. Соление капусты было традицией, общесемейным делом. С 8 октября, на Сергия Радонежского, начинали рубить и квасить капусту. В старину в ее честь устраивали вечеринки, которые называли "капустниками". Нарядные девушки и парни ходили из дома в дом и помогали ставить капусту. Картина №14 Рубили капусту в деревянных корытах специальными секачами. Солили капусту и с клюквой, и с брусничкой, и с морковкой, со сладким перцем, с яблоками. Все это сопровождалось песнями, шутками, весельем. Картина №15 Радушные хозяева подавали угощение. Во главе стола были пироги с капустой.
"Капуста" - игра для развития мелкой моторики.
-А сейчас немного отдохнём и поиграем.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Картина №16 Ребята, пока мы с вами играли, овощи перемешались. Давайте, найдём, какие овощи здесь спрятались. Возьмите лист с заданием и цветными карандашами обведите контур каждого овоща, используя нужный цвет (дети выполняют задание).
-Ребята, сколько же здесь овощей?
-У каких овощей есть вершки и корешки (Ответы детей).
-Вам интересно узнать, какие, еще сюрпризы оставила для вас осень? Давайте, пройдем на ковёр к нашему дереву и откроем следующий мешочек. Вспомним волшебные слова:
«Мешочек-мешочек, что там лежит,
Мешочек-мешочек пора нам открыть»
Да, это же фрукты!
Проблемный вопрос. А что будет, если вдруг все фрукты исчезнут?
( Предполагаемые ответы детей: будет мало полезных продуктов для питания людей, людям не будет хватать витаминов, некоторые животные и птицы питаются фруктами, фруктовые сады не порадуют своей красотой, кора, листья, цветы, плоды фруктовых деревьев помогают в лечении многих заболеваний).
Игра с мячом:
А сейчас я приглашаю вас поиграть и заодно проверить насколько хорошо вы знаете фрукты?
• Назови фрукт, который похож на лампочку?
• Самый кислый фрукт?
• Круглое, румяное растёт на ветке, его любят взрослые и детки?
• Фрукт на букву «а»?
• Вкусно пахнет, сладкий, очень длинный, гладкий?
Познавательная игра «Определи по вкусу фрукт».
На шпажках кусочки фруктов. Дети с закрытыми глазами пробуют и определяют, что за фрукт. Я дам вам попробовать фрукты, а вы должны описать какие они на вкус. После сказать название фрукта.
Ребята, на дереве остался ещё один мешочек.
Вспомним волшебные слова:
«Мешочек-мешочек, что же в нём лежит,
Мешочек-мешочек пора нам открыть».
Да, это же колосок! А что из него получится? (ответы детей).
Правильно, а скажите, что можно приготовить из муки? (Хлеб, булки, торты, пироги, печенье и т. д.)
А как двумя словами можно сказать про эти изделия? Какие они? (Хлебобулочные изделия)
России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание, поэтому сложили пословицы и поговорки о хлебе.
Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много снега – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
«За обедом - хлеб всему голова».
Молодцы, дети, знаете пословицы о хлебе. Ещё с давних времен хлеб на Руси называли ЖИТОМ. Жито – это жизнь. Отсюда ещё одна пословица: Есть хлеб – есть жизнь. Хлеб всегда считался не только богатством, но и силой.
А сейчас мы с вами будем настоящими поварами и испечем печенье. Для этого надо вымыть руки и надеть фартуки.
(Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки.)
Подойдите и встаньте вокруг стола. Чтобы испечь печенье, мы возьмем муку.
- Какая она? Потрогайте (белая, пушистая, мягкая, легкая, воздушная)
Добавим сахар. Какой он? (Белый, рассыпчатый, мелкий, блестящий сладкий)
Немного соли. Посмотрите, а соль - какая? (белая, рассыпчатая, а на вкус соленая)
Немного соды. Сода - какая? (белая, рассыпчатая)
Все перемешаем, сделаем горку, а в ней ямку. Добавим яйцо, посмотрите у яйца есть: белок и желток, скорлупа, какая она: хрупкая, тонкая, нежная. Немного молока, какое оно: белое, жидкое, полезное, вкусное. Масло, какое оно: желтое, мягкое, эластичное.
А теперь замешиваем тесто. Какое получилось тесто? (мягкое, белое, доброе)
- Что мы положили в тесто? (муку, сахар, соль, соду, молоко, масло, яйцо)
Тесто готово. Сейчас нужно его раскатать, берем скалку и ровным слоем раскатываем тесто. А теперь возьмите формочки для печенья и вырезайте, обратите внимание, что один край более острый, его и нужно втыкать в тесто. Готовое печенье украшаем и выкладывайте на противень с помощью лопаточек. Печенье готово, какое оно получилось красивое.
- А что сейчас нужно с ним сделать? (Испечь)
- Где мы будем их печь? Отнесем наше печенье на кухню, а там наши повара поставят их в духовку и испекут. Это будет ещё один сюрприз, который вам оставила Осень. Многие взрослые и дети любят осень за то, что она «дарит такие вкусные и щедрые подарки».
В нашей стране есть старинный русский обычай, который называется – хлебосольством. Послушайте, пожалуйста, как звучит это слово. Хлеб и соль. Традиция встречать хлебом и солью известна давно. Гостей встречали рушником, на котором и подавался хлеб и соль. В большинстве случаев хлебом гостей встречала хозяйка — та женщина, которая и приготовила этот хлеб. Хлеб выпекался по форме кольца, неважно был это калач или каравай. Люди верили, что круглая форма означала защиту.