Наталья Петрова
Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия у детей в условиях ДОУ компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
ЛИТЕРАТУРА
1. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. Соловьёва]. – М. ; Просвещение, 2010. – 111с.
2. Доронова Т. Н Природа, искусство и изобразительная деятельность детей : Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет 2003. – 160с.
Публикация «Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия у детей в условиях ДОУ компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
3. Филичева Т. Б, ЧиркинаГ. В Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Издательство «Просвещение», 2008. – 72с.
4. Волосовец Т. В, Сазонова С. Н Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида : Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М. ; Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 232с.
ПАСПОРТна авторскую педагогическую разработку (адаптационная, комбинаторная, радикальная)
I раздел (заполняется автором разработки)
а) Петрова Наталья Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 38»
г. Усолье – Сибирское ул. Интернациональная 32
б) изобразительная деятельность, коррекция речи
в) младший, средний, старший дошкольный возраст__
г) с какого времени разработка используется
с 2004г.
д) авторская педагогическая разработка обеспечивает успешное развитие детей в
продуктивных видах деятельности, коррекцию речи. _
II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
а) По результатам мониторинга наблюдается стойкая положительная динамика уровня_азвития детей в изобразительной деятельности, коррекции речи. У детей сформированы :
эстетическое отношение к природе, интерес к разным видам изобразительного искусства
(живопись, графика, скульптура, представления о жанрах живописи (пейзаж, натюрморт,портрет, а также умение нарисовать и вылепить то, что интересно или эмоционально значимо, владение разными приёмами работы краской, использование цвета как выразительного средства
б) учебно-методическое пособие
в) непосредственно образовательная деятельность
III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских и адаптированных
разработках)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
Специализированная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития предполагает целенаправленное обучающее воздействие взрослого, которое способствует коррекции и компенсации дефектов развития.
Одним из средств коррекции речи и психического развития является продуктивная деятельность.
В процессе рисования и лепки формируется восприятие и осознание речи, поскольку эта деятельность имеет практическую направленность, а использование проблемных ситуаций, разнообразных двигательных упражнений, тематических физминуток, пальчиковых гимнастик и пальчиковых упражнений способствует речевой активности.
Ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь. Содержание образовательного процесса в группах определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования детского сада, индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура дефекта) и выстроено в соответствии с программами:
1. «Радуга». Автор Доронова Т. Н. 2. «Программа коррекционной работы в младшей логопедической группе детского сада». Автор Нищева Н. В.
3. «Программа коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4-7 лет)». Автор Нищева Н. В.
4. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы Филичева Т. Б, Чиркина Г. В.
5. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Авторы Шевченко С. Г, Тригер Р. Д, Капустина Г. М, Волкова И. И.
Такое количество программ требует их интеграции в решении задач образования, коррекции развития речи, психических процессов воспитанников.
НОВИЗНА
В данной авторской педагогической разработке представлена система совместной деятельности педагога и детей по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования в продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность строится в непринуждённой, партнёрской форме и направлена на решение простых, доступных для выполнения изобразительных и речевых задач.
Тематика видов деятельности разработана в сочетании с лексическими темами и задачами коррекционной работы детского сада.
Авторская педагогическая разработка составлена с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес к продуктивным видам деятельности и побуждающем ребёнка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. На это указывали выдающиеся педагоги прошлого Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие педагоги и психологи.
Известный исследователь В. Г. Злотников указывает, что «…изобразительная деятельность характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Она является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства».
В. Н. Шацкая подчеркивала: «Изобразительную деятельность мы рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель данной разработки: Формирование сенсорного опыта, воображения, творческих возможностей, развитие двигательных и познавательных способностей, стремление к созидательной активности (средствами изобразительной деятельности, коррекция речи и психических процессов.
Общая цель коррекции и обучения детей дошкольного возраста конкретизируется в следующих задачах:
1. Развивать целенаправленную деятельность детей и стремление к созидательной активности:
- формировать положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, к собственной деятельности и её результату;
- формировать сенсорно-эмоциональный и нравственно-эстетический отклик на прекрасное:
- формировать позицию созидателя, удовлетворённого результатом своего труда;
2. Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства :
- учить понимать содержание произведений народного искусства и выделять характерные средства выразительности (форма предмета, элементы узора, колорит, композиция);
- обращать внимание детей на средства выразительности;
3. Развивать и корректировать речь:
- формировать активную речь ребёнка, пополнять словарный запас;
4. Корректировать психические процессы: воображение, память, внимание, восприятие.
5. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
При составлении задач обучения детей дошкольного возраста учитывались следующие особенности:
1. Дети с речевыми диагнозами и задержкой психического развития, поступающие в детский сад в большинстве своём мало знакомы с изобразительными материалами и, следовательно, не владеют техническими приёмами работы с ними.
2. При выполнении действий, требующих точности, синхронности движений (что - то брать, лепить, рисовать) дети испытывают трудности.
3. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки заставляют ребёнка отступать перед любой задачей по изодеятельности.
СТРУКТУРА
Структура авторской педагогической разработки представлена следующим образом 1. Конспекты занятий для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет с включением игр-упражнений, развивающих работоспособность, повышающих интерес к продуктивным видам деятельности и обеспечивающих результативность рисования и лепки.
2. Учебно-тематический план развития эстетического восприятия и коррекционной работы с детьми в изобразительной деятельности
3. Диагностическая программа по выявлению эффективности реализации авторской педагогической разработки.