Приложение МААМ

Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения

Наталья Карпова
Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения.

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. Сухомлинский

Дошкольное детство - время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Хотя период дошкольного детства относительно недолог, ребенок много усваивает в эти годы жизни. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.

Публикация «Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Обучение и воспитание в учреждениях длядетей с нарушением зрения имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.

Важно развивать целостное и полное восприятиеу детей с нарушениями зрения. При их обучении необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка.

Коррекционная направленность процесса обучения слабовидящих детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности.

Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Этот принцип был сформулирован еще в трудах Я. А. Коменского, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими.

На сегодняшний момент есть чёткое разграничение понятия принципа наглядности и наглядных методов обучения.

Наглядный метод характеризуется как способ реализации этого исходного положения, заключающийся в построении системы обучения и воспитания с использованием средств наглядности.

Средства наглядности используются при изложении обучающего материала тифлопедагогом, в ходе самостоятельной деятельности воспитанников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и педагога, и воспитанников.

Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности в непосредственно-образовательной деятельности может дать и отрицательный эффект.

В связи с этим, необходимо соблюдать ряд правил при использовании средств наглядности :

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям воспитанников.

Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент НОД.

Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.

Детально продумывать руководство по восприятию воспитанникомпособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т. п.).

Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

Привлекать самих воспитанников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Необходимо рационально сочетать различные формы и методы сообщения обучающего материала с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

В обучении слабовидящих детей необходимо иметь в виду ряд специальных факторов, учитывающих состояние органов зрения дошкольников, уровень развития их чувствительности. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы:

Состав и структуру нарушенных функций детей.

Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.

Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.

Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.

Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учеников при изучении основ наук.

Тифлопедагог может использовать различные средства наглядности : реальные объекты (предметы, явления, процессы, их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, видеофильмы, с помощью которых можно сделать понятными для детей события, явления, процессы, не доступные их непосредственному наблюдению; модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность тифлопедагогу творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям обучающего материала.

Формы использования тифлопедагогом речи для создания наглядных образов у воспитанников с нарушениями зрения различны. Это могут быть словесные объяснения без привлечения средств наглядности. К ним прибегают в тех случаях, когда объекты изучения абстрактны или для них невозможно создать какие- либо средства наглядности. Здесь важное значение имеет опора на жизненный опыт и знания детей, а также последующая работа над содержанием изложенного материала. Словесные объяснения могут сопровождаться показом наглядных пособий с использованием технических средств обучения (ТСО).

Речь тифлопедагогадолжна выполнять следующие функции:

побуждающую и направляющую наблюдение воспитанников;

уточняющую направление наблюдений;

организующую анализ результатов наблюдения;

объясняющую устройство, назначение и функцию наглядных пособий.

В настоящее время мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Однако необходимое программное обеспечение часто либо отсутствует в ДОУ, либо по тем или иным причинам не удовлетворяет педагога. В этих случаях незаменимым помощником может оказаться PowerPoint. Это приложение позволяет педагогу самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к непосредственно-образовательной деятельности со слабовидящими детьми. При этом от тифлопедагога не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на НОД зависят, конечно, от цели и задач, которые ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства:

полисенсорное восприятие материала;

демонстрация различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, что облегчает ее усвоение;

возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка-дошкольника;

Таким образом применение современных технических средств в ДОУ компенсирующего вида является важнейшим условиемв обучении и воспитании детей с нарушениями зрения.

Литература

1. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. // Собрание сочинений в 6-ти томах под ред. Т. А. Власовой. — Т. 5. — М. : Педагогика, 1983.

2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе обучения [Дидакт. материал для мат. заданий слабовидящим детям подготовительной группы дет. сада]. — Калуга: Адель, 1998.

3. Потёмкина А. В. Современные подходы к использованию средств изобразительной наглядности на коррекционных занятиях со слабовидящими дошкольниками. // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению : Материалы Всерос. юбил. науч. -практ. конф., посвящ. 70-летию каф. тифлопедагогики Санкт-Петербург, 3-5 нояб., 1999. — СПб. : 1999. — С. 28-32.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М, 1946.

5. Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики. — М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2004.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность и развитие эстетического восприятия у детей в условиях ДОУ компенсирующего вида ЛИТЕРАТУРА 1. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова,.

Конспект индивидуального занятия для детей с нарушениями зрения «Автоматизация звука [р]» Цели: 1. Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях. 2. Развивать зрительные функции: развивать фиксацию взора, локализацию, прослеживающую.

Конспект занятия по развитию речи в группе компенсирующего вида «Где гуляло солнышко» Конспект (конструкт) занятия по развитию речи в группе компенсирующего вида. Тема: «Где гуляло солнышко» Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зренияКонспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения Тема: «Волшебные конверты». Форма проведения: подгрупповая. Цель: Развитие зрительного восприятия. Задачи: 1. Формировать умение локализовать.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующего вида «Дом и его части» Тема: «Дом и его части» 1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о разных домах и их частях; закрепить знание домашнего.

Конспект открытого занятия в группе кратковременного пребывания компенсирующего вида по программе «Математические ступеньки» Ход занятия. Вводная часть. - На доске картинка животного – козлёнка, карточки с цифрами от 0 – 8. - Козлёнок хочет поиграть с вами в игру.

Новогодний сценарий для старшей группы дет. сада Компенсирующего вида. «Сюрпризы деда мороза» Сюрприз от Деда Мороза (Сценарий новогоднего праздника для детей старшей группы) (В зал входят трое детей с бубенцами в руках) 1й ребёнок:.

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующего вида в МБДОУ с детьми с ОВЗ Наше будущее - дети, и мы пред будущим в ответе. Трудно с ними, ну и пусть Это радость, боль и В наших детях - наша сила, Внеземных миров.

Сценарий к 8 Марта Маму поздравляют малыши. Средний возраст — 8 детский сад компенсирующего вида Маму поздравляют малыши. Средний возраст – 8 детский сад компенсирующего вида Дети входят в зал под музыку в г. з., с колокольчиками в руках.

Сценарий к 23 февраля в детском саду компенсирующего вида «Юные защитники» Спортивное мероприятие рассчитано для детей старшей и подготовительной группы. Цели: 1. Расширять представления детей о государственном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 29 июня 2015 в 12:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Карпова (УИ 352763) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД