Наталья Карпова
Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения.
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. Сухомлинский
Дошкольное детство - время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Хотя период дошкольного детства относительно недолог, ребенок много усваивает в эти годы жизни. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
Публикация «Использование современных средств наглядности в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Обучение и воспитание в учреждениях длядетей с нарушением зрения имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.
Важно развивать целостное и полное восприятиеу детей с нарушениями зрения. При их обучении необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка.
Коррекционная направленность процесса обучения слабовидящих детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности.
Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Этот принцип был сформулирован еще в трудах Я. А. Коменского, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими.
На сегодняшний момент есть чёткое разграничение понятия принципа наглядности и наглядных методов обучения.
Наглядный метод характеризуется как способ реализации этого исходного положения, заключающийся в построении системы обучения и воспитания с использованием средств наглядности.
Средства наглядности используются при изложении обучающего материала тифлопедагогом, в ходе самостоятельной деятельности воспитанников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и педагога, и воспитанников.
Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности в непосредственно-образовательной деятельности может дать и отрицательный эффект.
В связи с этим, необходимо соблюдать ряд правил при использовании средств наглядности :
Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям воспитанников.
Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент НОД.
Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.
Детально продумывать руководство по восприятию воспитанникомпособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т. п.).
Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
Привлекать самих воспитанников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Необходимо рационально сочетать различные формы и методы сообщения обучающего материала с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
В обучении слабовидящих детей необходимо иметь в виду ряд специальных факторов, учитывающих состояние органов зрения дошкольников, уровень развития их чувствительности. При реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы:
Состав и структуру нарушенных функций детей.
Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.
Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.
Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.
Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учеников при изучении основ наук.
Тифлопедагог может использовать различные средства наглядности : реальные объекты (предметы, явления, процессы, их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, видеофильмы, с помощью которых можно сделать понятными для детей события, явления, процессы, не доступные их непосредственному наблюдению; модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность тифлопедагогу творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям обучающего материала.
Формы использования тифлопедагогом речи для создания наглядных образов у воспитанников с нарушениями зрения различны. Это могут быть словесные объяснения без привлечения средств наглядности. К ним прибегают в тех случаях, когда объекты изучения абстрактны или для них невозможно создать какие- либо средства наглядности. Здесь важное значение имеет опора на жизненный опыт и знания детей, а также последующая работа над содержанием изложенного материала. Словесные объяснения могут сопровождаться показом наглядных пособий с использованием технических средств обучения (ТСО).
Речь тифлопедагогадолжна выполнять следующие функции:
побуждающую и направляющую наблюдение воспитанников;
уточняющую направление наблюдений;
организующую анализ результатов наблюдения;
объясняющую устройство, назначение и функцию наглядных пособий.
В настоящее время мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Однако необходимое программное обеспечение часто либо отсутствует в ДОУ, либо по тем или иным причинам не удовлетворяет педагога. В этих случаях незаменимым помощником может оказаться PowerPoint. Это приложение позволяет педагогу самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к непосредственно-образовательной деятельности со слабовидящими детьми. При этом от тифлопедагога не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на НОД зависят, конечно, от цели и задач, которые ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства:
полисенсорное восприятие материала;
демонстрация различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, что облегчает ее усвоение;
возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка-дошкольника;
Таким образом применение современных технических средств в ДОУ компенсирующего вида является важнейшим условиемв обучении и воспитании детей с нарушениями зрения.
Литература
1. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. // Собрание сочинений в 6-ти томах под ред. Т. А. Власовой. — Т. 5. — М. : Педагогика, 1983.
2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе обучения [Дидакт. материал для мат. заданий слабовидящим детям подготовительной группы дет. сада]. — Калуга: Адель, 1998.
3. Потёмкина А. В. Современные подходы к использованию средств изобразительной наглядности на коррекционных занятиях со слабовидящими дошкольниками. // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению : Материалы Всерос. юбил. науч. -практ. конф., посвящ. 70-летию каф. тифлопедагогики Санкт-Петербург, 3-5 нояб., 1999. — СПб. : 1999. — С. 28-32.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М, 1946.
5. Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики. — М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2004.