Лариса Покидова
Конспект НОД «Идем за покупками» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Как мы играем в экономику
В изменяющихся условиях современной жизни экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с его окружающим миром. Суть экономического образования дошкольника не в организации специального обучения экономике, а в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления. Для решения этой задачи мы в своей деятельности широко используем сюжетно-дидактические и дидактические игры с экономическим содержанием, проблемные ситуации, сказки, пословицы, поговорки, логические задачи, кроссворды, что способствует развитию у дошкольников интереса к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.
Темочки:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема «Идем за покупками».
Цель: раскрыть воспитанникам покупательную силу денежных знаков.
Задачи:
- развивать умение считать, сравнивать числа, составлять число из двух меньших;
- подвести к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости;
- развивать умение понимать переносный смысл пословицы; речевую активность детей, побуждать вступать в диалог;
- воспитывать положительную мотивацию к обучению в школе; бережное отношение к вещам.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы: товары разной стоимости (ручка, портфель, тетрадь, ластик, карандаши, фломастеры, монеты (купюры) разного достоинства, ценники.
Предварительная работа: папка-передвижка для родителей на тему «Семья как начальная школа реальной экономики для детей», экскурсия в магазин, сюжетно-ролевая игра «Магазин канцелярских товаров», дидактическая игра «Сколько стоит?».
Методика проведения
1. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы с Вами отправимся в магазин за покупками, узнаем, что и сколько стоит, и для чего людям нужны деньги.
- Скажите, как Вы понимаете пословицу: «Копейка рубль бережет?».
2. Сюжетно-дидактическая игра «Интересные покупки».
Дети находятся у прилавка магазина «Канцелярские товары», у каждого монеты и купюры разного достоинства. Дети должны купить на имеющиеся деньги необходимый им товар. Роль продавца берет на себя воспитатель. «Что можно купить на 10, 50, 100, 500 рублей?». Если дети делают ошибки, воспитатель показывает, какие товары можно купить на имеющиеся у них деньги.
Задания:
- купить предмет, который стоит … рублей;
- что можно купить за … рублей;
- сколько нужно добавить к 5 рублям, чтобы купить ручку за 15 рублей; к 10 рублям, чтобы купить тетрадь за 20 рублей и т. п. ?
3. Чтение стихотворения Ш. Шалиева «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей дает: «Вот!
Купи мне самолет.
А еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маску, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…
Вопросы к детям:
- Можно купить столько товаров на три копейки? Почему?
- Как ответить маме, чтобы не обидеть сына?
Физминутка.
Шел котик по лавочке, (дети шагают на месте, стоя в кругу)
Раздавал всем булавочки. (имитируют движение в соответствии с текстом)
Шел по скамеечке – (дети шагают на месте, стоя в кругу)
Раздавал всем копеечки. (имитируют движение в соответствии с текстом)
Кому 10, кому 5,
Выходи, тебе покупать. (делают 5 шагов в круг)
4. Проблемная ситуация «Кто купит больше?».
Буратино и Мальвина пришли в магазин канцелярских товаров купить школьные принадлежности : карандаши, ручку, тетрадь. У Буратино купюра в 50 рублей, а у Мальвины - в 100.
- Кто купит больше товаров? Почему?
Для доказательства правильности ответов детей сравнивают две купюры – 50 и 100 рублей. Определяют, чем они похожи и чем отличаются. Одно из существенных отличий – достоинство монет. Число 50 меньше 100, поэтому на 50 рублей можно купить меньше товара, чем на 100, а на 100 рублей больше, чем на 50. Значит Мальвина купит больше товара, чем Буратино.
5. Дидактическая игра «Что и когда лучше продавать?». Цель: расширять знания о спросе на разные товары, о влиянии фактора сезонности на реальный спрос.
Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года, мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезонами, особое внимание уделяется покупке школьных принадлежностей. Их можно купить круглый год, но чаще их покупают перед школой.
Вопросы:
- Почему школьные принадлежности чаще покупают перед школой?
- Для чего покупают школьные принадлежности в течение года? ( Дети указывают причины: сломали, потеряли; вспоминают правила пользования и хранения школьных принадлежностей).
6. Рефлексия.
Дети отвечают на вопрос: «Для чего нужны деньги?». (При ответах на вопрос помочь детям раскрыть практическое значение денег как предмета жизненной необходимости, их покупательной способности).
Литература.
1. Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей. М., 1994.
2. Попова. Т. Л. Сказка о царице экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. М., 2003.
3. Романова Н. И. Экономическая игротека. М., 1997.
4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики. Санкт-Петербург «Детство-Экспресс», 2002.
5. Шатова А. Д. Дошкольник и… экономика : Программа. М., 1996.