Ольга Табакова
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Пушкинский бал».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе: «Пушкинский бал»
Автор: Табакова О. И.
Соавторы: Лантухова Е. М., Мансурова С. А.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Публикация «Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе „Пушкинский бал“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкинский бал
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Цель: формирование у дошкольников познавательного интереса к творческому наследию А. С. Пушкина. Развитие художественно-эстетических чувств, творческих способностей воспитанников.
Задачи:
- познакомить более широко с творчеством русского писателя А. С. Пушкина;
- развивать кругозор дошкольников;
- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей;
- используя технику-оригами закреплять навыки работы с бумагой;
- воспитывать у дошкольников эстетическое восприятие и любовь к родному языку, книге, музыке, через знакомство с произведениями А. С. Пушкина.
Развивающая среда:
- портрет А. С. Пушкина;
- интерьер пушкинского времени: стол, стул, подсвечник, книга «Сказки», чернильница с пером;
- ИКТ, запись музыкального сопровождения: (СД музыка) П. И. Чайковского, Т. И. Хренникова, М. И. Глинки, Ф. Шопена, Н. А. Римского-Корсакова, Э. Грига, Г. Свиридова;
- репродукции художников, рисунки и творческие работы детей к произведениям Пушкина;
- костюмы для инсценировки литературных отрывков и танцев;
- столы, на которых лежат листы 2-х сторонней цветной бумаги (А-4, ножницы для изготовления вееров способом оригами.
Действующие лица:
Ведуший, Арина Радионовна, Шамаханская царица – взрослые.
Кот Ученый, Царевна-лебедь и царь Гвидон, Белка, 7 богатырей, царица-мачеха с зеркальцем, молодая Царевна, девицы Шамаханской царицы, Золотой петушок – дети.
Предварительная работа:
- просмотр презентаций: «Биография А. С. Пушкина», «Викторина по сказкам Пушкина»
- чтение в свободное время сказок А. С Пушкина и стихотворений.
- выставка детских рисунков и поделок к произведениям А. С. Пушкина;
- оформление музыкального зала.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
Зал оформлен в стиле 18 века. На центральной стене висит портрет А. С. Пушкина. У окна стоит столик, на нем портрет Пушкина, подсвечник, книга, чернильница, перо. На стуле сидит няня – Арина Родионовна.
Няня (встает со стула, протирает портрет Пушкина): «Любезный друг мой, Александр Сергеевич…вы у меня беспрестанно в сердце и на уме; и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой Ангел, к нам, в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться.»
(Няня садится на стул, открывает книгу, читает и засыпает…
Звучит музыка, дети тихо заходят в зал, садятся на стульчики)
Слайд - «Дуб у лукоморья»
Ведущий: А няне снится дивный сон:
“У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
Идёт направо, песнь заводит
Налево, сказки говорит…. ”
(Няня просыпается) Ах, как много гостей сегодня ко мне пожаловало!
Вы попали во времена А. С. Пушкина.
Ах, милый Пушкин!
Он мамой называл меня,
Он называл меня голубкой…
Узнали дети вы меня?
Ответы детей: Да, вы няня Пушкина – Арина Радионовна.
Няня: Не гаснул долго огонек
В уютной маленькой избушке.
И слушал, слушал он меня,
И слушал мои сказки Пушкин,
А знаете вы Пушкина, друзья?
Дети: Да!
Ребенок читает стихотворение:
Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели.
(Дети садятся на стулья)
Викторина «А знаете вы А. С. Пушкина?»
1. Где же родился Александр Пушкин? (г. Москва)
2. Как звали родителей Пушкина? (Сергей Львович и Надежда Осиповна)
Слайд - (родители Пушкина)
3. На каком языке принято было разговаривать в семье Пушкина? (На французском языке)
4. Кто научил Маленького Сашу читать, писать и говорить прекрасным русским языком?
Слайд - (бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Радионовна)
5. Чем знаменит Пушкин? (Пушкин написал стихи, поэмы и Сказки в стихах)
6. Что объединяет все сказки А. С. Пушкина? (Волшебство, чудеса, в сказках добро побеждает зло, «в них русский дух, в них Русью пахнет)
7. Как звали жену Пушкина? (Наталья – Натали)
Слайд - Натали.
Ребенок читает стихотворение:
Родное имя Натали
Звучит загадочно и грустно.
Он с нею рядом и вдали
Весь полон трепетного чувства.
Не ведал мир такой любви,
Не ведал мир такой печали,
Он ей дарил стихи свои,
Что для нее в душе звучали.
Он столько лет в нее влюблен,
Его любовь неповторима.
И в каждом звуке слышит он
Ее божественное имя.
(А. Дементьев)
8. Где часто любили бывать А. С. Пушкин с женой? (на балах)
Слайд - (Бал)
Няня: О бал… Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком…
Вы хотите побывать на балу?
Дети: Да!
Няня: Сегодня волшебство случится-
К нам сказка в гости постучится.
Появляется (кувырком из-за экрана) Кот Ученый:
Ну и ударился я, ну и мяукнулся, если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье не собрать бы мне косточек. Мур- р. Мне велено отвести вас на бал.
Няня: Ребята, следуйте за котом, он приведет вас на Бал.
Слайд - (Сказочный пейзаж)
(А. Р. уходит, убирается столик и стул, дети идут змейкой за котом, садятся на стульчики)
Слайд - (Бал)
Кот Ученый:
Бал объявляется открытым!
Приглашаю в пары встать,
Менуэт старинный танцевать!
Танец Менуэт.
Кот Ученый: Ну что ж, настало время встречать гостей. Отгадайте, кто придет первый? «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»?
Дети: Царевна -Лебедь!
(Звучит «Царевна-Лебедь», музыка Н. А. Римского-Корсакова, входит Царевна-Лебедь, кланяется).
Гвидон (вбегает к Лебеди):
О! Готов душою страстной
За царевною прекрасной
Я пешком идти отсель,
Хоть за тридевять земель.
Лебедь: Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя
Ведь царевна эта - я.
(Гвидон провожает Царевну-Лебедь до стульчика, сам садится рядом)
Кот Ученый: Из какой сказки наши первые гости?
Дама: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Кот Ученый: Белка к нам спешит ручная, да затейница такая! (Звучит «Белка» музыка Н. А. Римского-Корсакова – вбегает белка.)
Белочка: Я затейница такая!
Всем я песенки пою
И орешки всё грызу
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
Помогите мне расколоть орешки и разложить скорлупки и ядра отдельно на тарелочки.
Игра с орешками. (на столе по 2подноса и орешки в корзинке по количеству участников).
Выходит царица с зеркальцем.
Царица: Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?.
Кот Ученый:
Вы царица не сердитесь,
Успокойтесь и садитесь. (Кот отводит Царицу на стул)
Ведущий:
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять…
Что за гости к нам спешат?
Дама: Это семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Танец богатырей под песню «Богатырская сила»
Слайд - (Светлица)
(Царевна выходит и кланяется, богатыри и царевна уходят на стульчики)
Кот Ученый: Из какой же сказки гости?
Дама: Это «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Дама: «Ой, что-то душно стало мне, я веер позабыла…»
Кот Ученый: «Сударыня, сейчас поможем Вам, мы быстро смастерим их сами, а пока Вы посетите галерею.
(все мальчики делают веера из цветной бумаги у столов, а девочки рассматривают картины и читают стихи в картинной галерее)
Продуктивная деятельность: "Изготовление веера из бумаги"
Ведущий: Обратите внимание, милые дамы, на картины, что объединяет их?
Дамы: Это пейзажи – картины о природе. Картину «Осень» написал великий русский художник Исаак Ильич Левитан.
Осень - любимое время года А. С. Пушкина, он писал прекрасные стихи.
Дама читает стихотворение на фоне музыки:«…Уж небо осенью дышало»
Игорь Грабарь написал картину «Иней», ласково называл Пушкин зиму
"Зима - это волшебница, это проказница, это матушка. "
Ведущий: «Весна – это утро года»
Картина «Грачи прилетели» художника Алексея Саврасова. Художник показал в картине трепет ранней весны, игру света и тени на снегу и в первых проталинах, а Пушкин выразил пробуждение природы в стихах.
Стихи на фоне музыки Чайковского: «Гонимы вешними лучами…»
Кавалер: О! Браво! Браво! Приглашаем вас дамы поиграть!
(кавалеры дарят дамам и гостям веера)
Игра «Пришла матушка весна, отворяй-ка ворота…»
(все идут друг за другом через ворота, поют и садятся на стульчики)
Кот Ученый: В гости к нам спешит девица – Шамаханская царица!
(Звучит «Танец Анитры» муз. Э. Грига, входит Шамаханская царица, танцует).
Золотой петушок: (забегает, машет крыльями)
«Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»
Я принес вам телеграмму! (отдает Коту)
Кот Ученый: Спасибо! От кого телеграмма?
Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети оба наши сокола! Горе! Смерть моя пришла». (Царь Дадон. Сказка о золотом петушке.)
Кот Ученый: (Берёт волшебный мешок)
Из сказок Пушкина лежат тут фанты! Вам, господа надобно назвать, кому сей фант принадлежит и как названье сказки! А зеркало волшебное ответ покажет нам!
Игра в «Фанты»
(Дети вынимают предметы из сказок А. С. Пушкина, называют сказку А. С. Пушкина, а на проекторе появляется иллюстрация сказки А. С. Пушкина)
• яблоко (Чернавка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
• колпак (Мудрец, «Сказка о золотом петушке»)
• невод (старик, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
• шлем (Дядька Черномор, «Сказка о царе Салтане…»)
• золотая цепь (Кот Ученый, поэма «Руслан и Людмила»)
Кот Ученый: Прекрасен бал. Но гаснут свечи.
Бал окончен! Нам нужно отправляться домой. (Звучит волшебная музыка. Дети за Котом змейкой идут по залу, садятся на стульчики)
Ведущий: Вот мы и в детском саду.
К нам приходят пушкинские сказки яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы на вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы…(девочка открывает книгу и исполняет песню: «Колыбельная для книги»)
Рефлексия:
Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Хочу поблагодарить всех, кто присутствовал на нашем балу! И подарить портреты А. С. Пушкина.
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса!
Уверена, все, что вы сегодня услышали, увидели, узнали обязательно пригодиться вам в жизни. (Дети прощаются с гостями, уходят)