Крылова Марина Васильевна
Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство с картиной И. И. Шишкина «Сосновый лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Область «Художественное творчество».
а) Воспитательные:
-воспитывать интерес к живописи, природе родного края;
-воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять.
б) Развивающие:
-развивать художественное восприятие пейзажных картин, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии;
-продолжать развивать коллективное творчество детей при составлении зимнего пейзажа.
в) Обучающие:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Знакомство с картиной И, И, Шишкина „Сосновый лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
-познакомить детей с творчеством И. И. Шишкина и его произведениями («Сосновый лес», «Утро в сосновом лесу», «Зима»,
2. Область «Коммуникация».
а) Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения.
б) Развивающие:
- развивать связную речь;
- формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих.
в) Обучающие:
- обогащать словарь детей эмоционально-окрашенной лексикой (снег пушистый, белый и т. д. ; зима морозная, вьюжная и т. д., эстетическими и искуствоведческими терминами (пейзаж).
3. Область «Познание».
а) Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук.
3. Область «Музыка».
а) Обучающая:
- учить слушать и понимать музыку и соотносить характер музыкального произведения с картинкой.
Предварительная работа:
- знакомство с разными видами жанра живописи: пейзаж, портрет, натюрморт;
- беседа о музее изобразительных искусств;
- рассказы о художниках;
- наблюдения в природе;
- чтение художественной литературы;
- составление рассказов о зиме;
- слушание музыки.
Словарная работа
- краснолесье;
- ельник;
- дремучий;
- сосновый;
- пейзаж.
Оборудование:
- картины И. И. Шишкина «Сосновый лес», «Утро в сосновом лесу», «Зима»;
- бумага,краски,кисти.
- диск с записью звуков природы.
Ход:
Вводная часть.
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие на выставку картин.
Отгадайте загадку.
Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всём? (художники)
- Кто такой художник? (рисует, пишет картины).
- Что делает художник красками? (пишет, рисует).
Обобщение.
Художники - это люди, которые пишут картины, рисуют иллюстрации для книг, делают красивыми многие предметы. В своих картинах они рассказывают о красоте окружающего мира.
Основная часть.
- Сегодня мы поговорим об удивительном художнике. Это Иван Иванович Шишкин (показ портрета).
Он очень любил природу России, её леса. поля, нехоженые тропки на земле русской. В своих картинах он хотел показать людям, естественную красоту природы.
И. И. Шишкин родился очень давно в городе Елабуга. В детстве он был очень красивым синеглазым мальчиком с чёрными кудряшками. Он очень любил рисовать. И именно свои детские впечатления художник перенёс в творчество.
Шли годы, он подрастал, учился в гимназии. После окончания учёбы поступил в Академию художеств.
Больше всего он любил рисовать сидя на пеньке в сосновом лесу. Любил бродить по сосновому лесу.
- Ребята. Посмотрите на эту картину. Она называется «Сосновый лес».
- Что вы видите на этой картине?
- Как можно назвать этот лес?
Стволы сосен розовато - оранжевые, мохнатые кроны высоко вверху. По стволам деревьев течёт душистая смола. Когда светит солнце, то освещает стволы, и они становятся красными. Недаром называют сосновый бор
«Краснолесьем» (словарная работа).
Как называют сосновый бор?
- Дети, а давайте, и мы погуляем по сосновому лесу. Подышим свежим воздухом, почувствуем запах смолы (дыхательная гимнастика).
Возвращаемся в нашу картинную галерею.
- Ребята, а эта картина называется «Утро в сосновом лесу».
Кажется, недавно бушевала тут буря, поломала деревья. А сейчас встаёт доброе утро, и медвежата веселятся на опушке старого дремучего леса.
- Ребята, а какие чувства выразил художник в своей картине? (радостные).
- А как вы догадались? (радостно от того светит солнце, весело играют медвежата).
- А ещё, ребята, картина спокойная - тишина, безветрие.
Давайте поиграем в игру «Медвежата».
Медвежата в чаще жили головой своей крутили.
Вот так, вот так головой они крутили.
Медвежата воду пили, низко голову склонили.
Вот так, вот так они голову склонили.
Медвежата мёд искали, низко лапы опускали.
Вот так, вот так они лапы опускали.
А потом они плясали, выше ноги поднимали.
Вот так, вот так они ноги поднимали.
- Ребята, мы рассмотрели две картины, подумайте и скажите к какому виду жанра живописи можно отнести эти картины? (художник изобразил на картинах пейзаж).
- А что такое пейзаж?
Пейзаж - это картины, на которых художники изображают природу.
- Ребята, внимательно посмотрите на этот пейзаж. Эту картину написал И. И. Шишкин. А называется она «Зима».
Я предлагаю вам полюбоваться красотой русской природы (рассматривание картины 1 - 2 минуты).
Беседа по содержанию.
Какое время года изобразил И. И. Шишкин на своей картине? (зима)
- Зима, какая? Придумайте красивые слова: холодная, лютая, суровая, снежная, морозная, сердитая, долгая, белая, пушистая, волшебная.
- Давайте вспомним названия деревьев, которые растут в этом лесу? (ели)
- А как называется лес, где растут одни ёлки (еловый или ельник).
- А сейчас посмотрите на этот лес и расскажите о нём?
Какой он? Лес красивый, как в сказке, деревья стоят в белоснежных шубах, как - будто зима одела им белоснежные шапки. Кусты и маленькие ёлочки стоят возле больших деревьев словно детишки. Их совсем занесло снегом. Они стоят все белые, будто пуховые варежки надели. Лес дремучий, непроходимый (деревья упали, лежат на земле под снегом, деревья наклонились, кажется, что они падают).
I
Обобщение. Лес большой, дремучий.
Огромные ели, ветви у них расположены высоко. Художник, когда писал свою картину, стоял очень близко к огромным елям, поэтому вершины деревьев не видел.
А в лесу такая тишина. Лес будто спит, отдыхает.
- А посмотрите внимательно: есть ли в лесу ещё кто-то живой? (птица)
Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.
Вот такая в лесу тишина.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Черного «Зима» :
Тишина! Шепнула белая поляна.
Тишина! Вздохнула вся под снегом ель.
За стволами зыбь молочного тумана.
Окаймила тихую постель.
-Воспитатель: посмотрите на картину, расскажите про снег.
Какой он (белый, пушистый и т. д.).
Придумайте красивые слова про снег.
Дети придумывают слова.
Обобщение воспитателя.
Кругом деревья, поэтому снег слегка кремовый, а в глубокой тени, голубоватый, потому что там среди деревьев есть просвет и луч солнца осветил поляну.
-Ребята, послушайте музыку (дети слушают отрывок из произведения Антонио Вивальди концерт «Времена года» часть 2 и 7).
-Воспитатель: одинаковая ли была музыка?
-А какая из них лучше передает настроение нашей картины?
- А почему (картина такая же грустная, тихая и спокойная как музыка?
-А как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину (грустное, печальное?
-Ребята, мы тоже с вами услышали и почувствовали красоту зимы.
-Воспитатель: вот так поэты, художники, композиторы передают зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты в словах, композиторы в звуках, художники в красках.
-Воспитатель: Дети, а Вам бы хотелось побывать в таком волшебном лесу? Закройте глаза и представьте, что вы попали в этот лес.
Расскажите, что вы там увидели?
Рассказы детей.
Игра с пальчиками.
Поиграем по-немножку,
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем, разжимаем.
А сейчас я вас превращу в художников.
Вы нарисуете каждый свою картину о зиме.
Итог.
С каким художником мы сегодня познакомились?
Вспомните и назовите картины, которые мы рассмотрели.
Какой жанр живописи И. Шишкин изобразил в своих картинах?.