Андронова Татьяна Владимировна
Конспект НОД «Зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «познавательно-исследовательская деятельность», «развитие речи», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цель: закрепить и расширить знания о зимующих птицах в наших краях.
Задачи:
• формировать у детей умение связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками.
• закреплять умение различать птиц по внешнему виду и называть их.
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• способствовать развитию кругозора, интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
• активизировать психические процессы: память, внимание, речь, мышление.
• воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование и материалы:
Макет дерева.
Картинки с изображением зимующих птиц.
Кормушка.
Таблица «Корм для птиц»
Мисочки с различными видами корма для птиц /семечки, крупа, хлебные крошки, кусочки сала/.
Аудиозапись пения звуков зимующих птиц.
Словарь (лексический минимум)
Существительные Ворона, воробей, голубь, сорока, дятел, сова, синица, снегирь, клёст, свиристель, корм, кормушка, голод, холод, клюв, перья, грудка, хвост, когти, крылья, лапы, пиршество, защитник.
Прилагательные Зимующий, голодный, красногрудый, чернокрылый, пёстрый, длиннохвостый, говорливый, трусливый, резвый, трудолюбивый, нахохлившийся, задорный, шустрый.
Глаголы Летать, клевать, зимовать, замерзать, кормить, долбить, прятать, трещать, шелушить (шишку, кружить, прыгать, прилетать, трудиться.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Организационная часть:
-Ребята, сегодня к нам пришло письмо, давайте посмотрим, от кого оно. Да это пригласительный билет в зоопарк, и прислали его птицы. Они приглашают нас в гости. Посмотрите, как много здесь красивых птиц! Давайте, вспомним, что есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья). Что есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)
-Многие птицы нам уже знакомы. Давайте вспомним их. (Дети называют знакомых птиц, находят их изображение и вывешивают на дерево)
-Где они живут? (В нашем городе, в наших лесах.)
-Если птицы не улетают в тёплые края, так как не боятся зимних холодов, то как их называют? (Зимующие.)
(воспитатель включает аудиозапись пения зимующих птиц)
Основная часть:
Знакомство с зимующими птицами.
-Ребята, да, это поют зимующие птицы. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
- А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.
-Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.
(воспитатель снимает птичку с дерева и рассказывает о ней, по желанию дети тоже высказывают свои знания).
-Обратите внимание, какая красивая птица размером с воробья. Это поползень, зимующая птица. Он живёт в лесу, хорошо приспособлен к жизни на деревьях. Это единственная птица, которая может двигаться по стволу вниз головой быстро и ловко. Помогают ей сильные ноги и острые когти. Пойманных насекомых поползень расклёвывает, прижав лапой, а крупные семена вставляет в трещины коры и разбивает ударом клюва. Гнездо строит в старом дупле дятла и обмазывает его глиной. Только после этого поселяется. В отличие от других птиц, поползень запасает пищу впрок, засовывая в трещины деревьев жёлуди, орешки, семена клёна, липы.
Синица
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.
Снегирь.
Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса,– где только не обитает снегирь.
Дятел.
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона.
Клест.
Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!
А сейчас посмотрим, какие вы умные и внимательные. Игра «Отгадай загадки?»
Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (воробей)
Если воробьи нахохлились, притихли — будет снег.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока.)
Птицей мира он зовется.
С крыш стрелой к земле несется,
Если видит гору крошек.
Сизый, белый и хороший. (голубь)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клена
Своим пением … (ворона)
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
Хохолочек на головке,
Птица яркая.
Так ловко, будто дует кто в свирель,
Распевает …. (свиристель)
А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло
Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
Давайте вы все будете маленькими птичками, кто-то один — совой.
Подвижная игра «Сова».
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне обруч— "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то вы хлопаете в ладоши, а если утверждение неправильно, то молчите и не двигаетесь.
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
-Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-Чем человек может помочь зимующим птицам (ответы детей)
-Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
На фланелеграф вывешивается таблица «Корм для птиц»
-У каждой птицы свой любимый корм. Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.
Чем питается?.
-Воробей — питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите в конвертике на столе изображение птицы. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».
(на кормушке стоит разный корм: семечки подсолнечника, тыквенные семечки, хлебные крошки, кусочек сала, овес, рябина)
Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Столовая»:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
-Какое же угощение выберут птицы? (дети отвечают)
Молодцы, ребята. Проходите на места.
Заключительная часть:
Рефлексия.
Ребята, вы такие молодцы, так много знаете о зимующих птицах. Итак, что вы расскажите вашим друзьям о зимующих птицах? (Ответы детей).
Посмотрите, какая у меня есть кормушка. Мы с вами повесим эту кормушку на участке, насыплем корм и будем наблюдать, какие птицы будут к ней прилетать.