Нестерова Анна
Конспект НОД в подготовительной группе «Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления детей о климатических зонах нашей страны; расширять представления об образе жизни животных и птиц холодных стран; знакомить с животными, занесенными в Красную книгу.
Задачи: 1. Расширять и углублять представление детей о животных и птицах Севера и Антарктики : белый медведь, северный олень, тюлень, овцебык, морж, полярная сова, пингвин и др.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
3. Воспитывать бережное отношение к животным и природе;
4. Знакомить детей с причинами невозможности встречи полярного медведя и пингвина.
Материал: ноутбук, глобус, фигурки животных холодных стран (выставка, бумага, цветные карандаши.
Ход занятия.
Звучит аудиозапись
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось…
В. : Сегодня мы отправляемся в путешествие! На противоположных полюсах земного шара лежат покрытые снегом и льдами Антарктика на юге и Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабые, что не греют – это время называют полярным днем. Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?
Ответы детей.
В. : Отправимся в путешествие на Север.
Дети встают в круг: Вокруг себя, ты повернись на Севере, ты очутись.
Слайд 1: (снежная пустыня)
В. : Ну, вот мы и на месте. Здесь очень мало растительности – низкорослые кустарники карликовой березы, полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?
Ответы детей: В Арктике долгая и холодная зима, а лето короткое.
Слайд 2: (растения севера)
В. : Повсюду только снег и лед. Очень холодно. Давайте погреемся.
Пальчиковая гимнастика «Животные севера»
Кто на севере живет? (хлопки ладошки-кулачки попеременно)
Кто там ест, и кто там пьет («Замок» меняя положение пальцев)
Звери необычные к холоду привычные (соприкосновение пальцев поочередно, образуя колечки)
Вот песец из норки смотрит (пальчики шагают)
Белый мишка важно ходит (пальчики шагают)
Ну, а морж, как капитан покоряет океан (ладони лодочкой)
Гордый северный олень грузы возит целый день (ладони вместе, пальцы раздвинуты)
В. : Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Слайд 3 (белый медведь)
Дети: белый медведь!
В. : А, как рычит белый медведь?
Ответы детей
В. : Давайте послушаем.
Аудиозапись «Рычание белого медведя»
В. : Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?
Дети: шерсть его белая и снег белый.
В. : А, что может выдать белого медведя? И почему?
Ответы детей черный нос. Его хорошо видно на белом снегу
В. : Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Почему?
Ответы детей: Море – это его родная стихия! Мех медведя почти не промокает, т. к. имеет густой подшерсток. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное.
В. : А, еще, подушки лап у него покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду. Чем питается белый медведь?
Ответы детей.
В. : Посмотрите, пожалуйста, на слайд. На нем различные продукты питания, которые употребляют разные животные, давайте определим, что может кушать белый медведь.
Слайд 4 (мед, кора дерева, рыба, грибы, мышь и т. п.)
Ответы детей.
В. : Правильно, белый медведь-хищник, он питается рыбой.
Видеофрагмент: «Охота белого медведя»
В. : Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться от него подальше. А, как вы думаете, почему белый медведь никогда не встретится с пингвином?
Ответы детей.
В. : Посмотрите на глобус. Белые медведи живут на Северном полюсе, а пингвины на Южном. Между ними тысячи километров.
Слайд 5 (пингвин)
В. : Пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам.
Видеосюжет пингвины плавают под водой.
В. : Посмотрите, какие они грациозные под водой, как быстро плавают и как ловко выпрыгивают из-под воды.
В. : Ребята, а как вы думаете, пингвин издает какие-либо звуки?
Ответы детей.
В. : Давайте послушаем.
Аудиозапись крика пингвина.
В. : Давайте немного поиграем с пингвинами
Физкультминутка
«Пингвины»
Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом)
По огромной белой льдине.
Друг за другом, все гуськом,
По снегу прямо босиком.
Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг)
Начинают подготовку.
Чтоб рачка в воде поймать,
Нужно воздуха набрать. (надувают щеки)
Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы)
И расправить перышки.
В. : А, наше путешествие продолжается, предлагаю, поехать дальше на санках. А, кого же запряжем мы в санки, отгадайте.
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Слайд 6 (северный олень)
В. : Да, это олени. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег. А чем питаются северные олени, если вокруг снег?
Ответы детей: особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, поэтому они не скользят, а разгребают копытами снег, чтобы добраться до еды
В. : Олени питаются мхом и ягелем, спрятанным под снегом. Посмотрите, как выглядят эти растения
Слайд 7 (мох, ягель)
В. : А, что так украшает этих животных?
Ответы детей (рога)
В. : Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А, вот еще одно животное, которое лежит на льдине, отгадайте кто это.
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он -. (тюлень)
Слайд 8 (тюлень)
В. : Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Детёныши тюленя белые, их называют – бельки. Как вы думаете, почему?
Слайд 9 (белек)
Ответы детей он белый
В. : А, почему он белого цвета, а не такого как его мама и папа?
Ответы детей чтобы быть незаметным на снегу и прятаться от хищников.
В. : А, каких еще животных и птиц, живущих в холодных странах, вы знаете?
Ответы детей (овцебык, морж, полярная сова, полярный волк, песец, кулик)
В. : Посмотрите, пожалуйста на слайд. На нем изображены различные животные и птицы, назовите тех, которые обитают на севере?
Слайд 10 (бурый медведь, северный олень, лиса, песец, голубь, северная сова, морж, собака и т. п.)
В. : Правильно, всех этих животных и птиц вы можете рассмотреть на нашем «Севере» (фигурки на выставке) или на картинках на доске.
Видеофрагмент северного сияния
В. : Ребята, посмотрите, что за чудо, что за диво – небо так горит красиво! Кто знает, что это такое?
Ответы детей
В. : Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво! Благодаря этому явлению полярная ночь становится не такой темной.
А наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути.
Ответы детей
В. : Все эти животные занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться, т. к. их осталось очень мало, и они могут совсем исчезнуть. Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего.