Александра Серкина
Проект «Животные севера и юга» (старшие-средние группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Место проведения:
МБОУ СОШ №18 с. Тенгинка им. Суворова
Воспитатель Серкина Александра Анатольевна
Краткосрочный проект.
Актуальность проекта
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Публикация «Проект „Животные севера и юга“ (старшие-средние группы)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Проекты
- Животные севера. Проекты
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
По своей природе дети дошкольного возраста очень любознательны и познают мир с большим удовольствием. Задача педагога поддерживать и развивать интерес к окружающему миру. Наша планета очень велика и побывать в каждом уголке практически невозможно, однако, это не значит, что кругозор детей должен быть ограничен только той местностью, в которой они живут. Надо как можно больше рассказывать им о людях и животных других стран, воспитывая тем самым толерантность, бережное отношение к природе и расширяя кругозор. Стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Проблема
Наша планета очень большая и многие уголки очень интересны и неизвестны детям. Почти все дошкольники бывали в зоопарке и знают как выглядят животные других стран, однако, мало кто из дошкольников знаком с особенностями образа жизни животных, связанных с климатом, в котором они проживают; особенностями внешнего вида, который также обусловлен особенностями климата.
Детей очень заинтересовали эти вопросы и мы решили как можно больше узнать о климате Северного полюса и Африки, а также о животных, проживающих в этих местах.
Цель проекта
Формирование у детей представлений о животных Северного полюса и Африки, их особенностях, климате. Формирование понятий о том, что человек как может быть полезен природе, так и навредить ей.
Задачи
Обогащать и систематизировать знания детей о животных Севера и Африки, обенностях их образа жизни;
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края;
Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы; у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Ожидаемый результат
Повышение любознательности;
Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к животным;
Развитие сплочённости коллектива.
1 Этап
Целипологание
- изучение литературы по данной проблеме
- опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме
- создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды
- рассказы, беседы с детьми о Северном полюсе и Африке
- определение цели и задач проекта
- ознакомление родителей с планом работы по проекту
- определение продукта проекта.
Чтобы вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности, педагогам было проведено интегрированное занятие «Путешествие в Арктику и Африку», на котором детей познакомили с климатом и животными Арктики и Африки.
В конце занятия детям была предложено самостоятельно сделать альбом, в котором рассказывается о климате, коренных жителях и животных. А также показан макет пустой льдины и Африки и вместе с детьми было решено заполнить его животными, сделанными своими руками.
Так же подгруппе детям было дано задание: выбрать любого обитателя Арктики и с помощью родителей найти информацию о его образе жизни и составить рассказ.
Другой подгруппе детей было дано задание выбрать любого обитателя Африки и с помощью родителей найти информацию о его образе жизни и составить рассказ.
- рассматривание детьми картин, иллюстраций, пособий, детских энциклопедий о Северном полюсе и Африке
- осознание и принятие детьми проблемы
- приобретение необходимой информации в группе и дома
- участие в обсуждении
- принятие задач проекта темы.
На занятии дети были очень заинтересованы, внимательно слушали воспитателя, рассматривали иллюстрации местности. Активно отвечали на вопросы, участвовали в обсуждениях. Увидев макеты, некоторые дети принялись вспоминать северных животных, увиденных в зоопарке. Идею о создании альбома дети восприняли с восторгом, принялись обсуждать картинки каких животных там разместят.
2 этап
Проектировочный
- планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по образовательным областям
- планирование работы с родителями
3 этап
Практический
«Познание», «Коммуникация»:
- занятия «Первооткрыватели севера. Подвиг В. Чкалова», «Жители севера», «Россия-огромная страна», «Животные Арктики», «Путешествие в Африку», «Животные Африки», «Северные Олени» (составление рассказа по сюжетной картине)
- беседа «Что было бы, если бы животные севера и юга поменялись местами»
- рассматривание иллюстраций
- математический досуг «Вокруг света»
- чтение и обсуждение рассказа «Почему у белого медведя нос черный?»
«Здоровье», «Физическая культура»
- музыкальная зарядка Железновых «Жираф»
- физминутка «На Севере»
- утренняя гимнастика «Мы летим на Северный полюс»
- организация в группе оздоровительных процедур с целью закаливания организма.
«Художественное творчество»
- аппликация «Арктичесские пингвины» (из рваной бумаги, «макет животные юга» (силуэты объёмные)
- рисование нетрадиционной техникой «Белый медведь», «крокодил», «Морж на льдине», Жираф», «Африканская саванна»
- лепка «пингвинчики»
- ручной труд с использованием природного материала «Просторы Северно-Ледовитого океана»
- изготовление альбомов об Африке и Арктике, изготовление макетов с животными Севера и Юга.
«Социализация»
- сюжетно-ролевые игры «Экспедиция на Северный полюс», «Создадим свой зоопарк», «Семья», «Юные исследователи»
- дидактические игры «угадай где живет», «Четвертый лишний», «Найди животное по описанию», «Разрезные картинки», «Хитрые вопросы», «Что изменилось?»
- игры со строительным материалом «Зоопарк», «Исследовательская станция на Северном полюсе»
«Чтение художественной литературы»
- чтение народных сказок «Кукушка», «Сова», «Кто оленя научил быстро бегать»
- заучивание стихотворений
- конкурс загадок
Взаимодействие с семьей
- помощь родителям в определении источников информации
- знакомство родителей с ходом работы над проектом
- оформление стендовой информации «Как помочь ребенку найти информацию?»
На данном этапе проекта с детьми проводились различные беседы и познавательные занятия, активными участниками которых были дети.
Также нами был подготовлен математический досуг «Вокруг света» с различными заданиями на счет, сравнением множеств и величин между собой, решением элементарных примеров, расположение предметов в убывающем и возрастающем порядке.
- поиск необходимой информации о животных
- создание совместно с родителями индивидуальных проектов по выбранной теме
- обсуждение полученной информации со сверстниками и воспитателями группы
- подбор лексического материала (стихи, загадки)
Большинство детей с удовольствием защищали свои мини-проекты об обитателях Арктики и Африки, с интересом слушали рассказы товарищей, участвовали в обсуждении. Очень гордились своими поделками.
Параллельно шла работа над изготовлением альбомов, дети с большим интересом писали заголовки и приклеивали картинки и текст о жителях и животных. С интересом обсуждали проделанную работу в свободной деятельности.
На всех познавательных занятиях дети были самыми активными участниками, небольшое затруднение у детей вызывали занятия по коммуникативной деятельности. Сложновато было придумать рассказ по картине, но послушав рассказы товарищей, которым это задание далось легко, смело выходили и с небольшой помощью педагога составляли достаточно интересные рассказы.
Во время математического досуга дети были очень активны, так как это одно из любимых занятий детьми. Они с большим удовольствием сравнивали высоту животных, толщину стволов африканских деревьев, легко сравнивали количество детенышей разных животных.
Конечно, дети, как правило, очень творческие, поэтому одним из любимых занятий были творческие (аппликация, лепка, рисование). Дети с большим удовольствие создавали работы и любовались результатом.
Также с большим интересом ребята строили исследовательскую станцию и зоопарк, в эти постройки ребята играли по несколько дней.
5 этап
Аналитический
Анализ выполнения проекта.
За время проекта дети стали более сплоченными, расширили свой кругозор, узнали о частях света и их обитателях.
Подведя итоги проекта, мы пришли к выводу, что, в целом, задачи проекта решены успешно.
Выводы:
Знания детей об обитателях Арктики и Африки, особенностях их образа жизни систематизированы, дети могут устанавливать связь между климатом и особенностями поведения и внешнего вида животных;
Ребята познакомились с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
Повысилось экологическое просвещение родителей;
Познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания окружающего мира по итогам проекта более развиты;
У детей более внимательное, разумное, бережное отношение к животным;