светлана мосеева
Конспект НОД в подготовительной группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
(эксперименты с водой)
Цель: расширение знаний детей о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать представление о воде, ее свойствах
2. Продолжать учить сравнивать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования
3. Продолжать учить читать схемы
4. Расширять словарный запас детей
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность любознательность посредством экспериментальной деятельности
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде
3. Соблюдать правила поведения в лаборатории
Материалы и оборудование: кубик, шар, колбочки разной формы на каждого, банка пластиковая с водой на каждого, стаканчики, «формочки» с солью и сахаром, ложечки на каждого, термос с теплой водой, трубочки на каждого, схемы опытов, стаканы с молоком, стакан с соком на каждого, краски, кисти,таз с водой, картинка «Капитошка»,кружки зеленые и красные, аудиозаписи шума воды.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели»
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:
Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети стоят в кругу.)
Игра на общение:
Станем рядышком друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
-ДОБРОЕ УТРО! (Дети садятся полукругом на стульчики)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие:
В морях и реках обитает,
но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
на землю падает опять (вода).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде (звучит шум воды из крана).
- Я слышу какие-то звуки. Что это за звуки? (журчание ручья)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы встречаем воду в природе? (Показ мультимедиа)
Дети: в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах.
Воспитатель: Правильно ребята, вода встречается в море, ручье и. т. д.
Воспитатель: Кому нужна вода? (животным, растениям, человеку)
- Для чего нужна вода человеку? (Питье, еда)
Дети: Вода нужна,чтобы умываться, мыть посуду, игрушки, стирать бельё, поливать цветы, готовить еду и т. д.
Воспитатель: Правильно, вода нужна чтобы пить, готовить еду, стирать одежду, мыть полы, умываться, поливать огород.
Воспитатель: Ребята, а что было бы, если бы не было воды?
Что бы произошло? Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Дети читают стихи:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: Я вам загадаю загадку и мы узнаем кто к нам сегодня в гости придет: (в это время шум дождя)
Зонтик буду я держать,
И стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Что же падает опять? (капли)
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Каплю висящую на двери, берёт её в руки).
Воспитатель : Ребята, посмотрите это капля – Капитошка! Как она к нам попала?
Голос Капли:
«Кто же я, откуда?
Где теперь мои друзья?
Где же Капли -Капитошки…
Разбежались по дорожке?
Ответы детей. Она попала к нам с дождём, её принесла туча т. д.
Воспитатель: А что такое дождь, капли? (Вода)
Воспитатель: Да, вода великая путешественница и твои капли действительно разбежались по свету, но мы с ребятами поможем тебе их найти. Давайте поиграем в игру «Капельки»
Воспитатель: Дети представьте, что мы с вами капельки, все капельки самостоятельны (Дети гуляют по кругу хаотично, но вот капельки встречаются друг с другом и образуют ручеек (пары двигаются друг за другом).Ручеек течет и впадает в море (дети берутся за руки и образуют большой круг).
Ребята, вы хотите больше узнать о воде, ее свойствах?
Воспитатель: - Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места, одевайте фартуки. (Дети рассаживаются за столы.)
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните правила поведения в лаборатории:
Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.
-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
-Нужно слушаться воспитателя.
-Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель - я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Проведем опыты с водой, выявим ее свойства, а Капитошка нам будет помогать.
Опыт №1 «У воды нет запаха»
А имеет ли вода запах? Что нужно сделать, чтобы определить имеет ли вода запах? (понюхать). Возьмите стакан с водой и понюхайте его. Добавьте в стакан с водой травянистый настой, размешайте. А теперь понюхайте. Что случилось, у воды появился запах.
Вывод: вода не имеет собственного запаха, запаха у воды нет. СХЕМА
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
А есть ли у воды вкус? Возьмите стакан с водой и отпейте из него. Какая вода на вкус? Возьмите стакан с соком и попробуйте. Какой вывод можно сделать?
Вывод: своего вкуса у воды нет, вода не имеет вкуса. СХЕМА
Опыт №3 «Какой формы вода?»
На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Проверим, возьмем две колбочки разной формы, нальем в в одну и во вторую воду, посмотрим, вода приняла форму того сосуда в какой она попала, Какой вывод можно сделать?
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску- СХЕМА
Опыт №4 «Вода прозрачная».
Перед вами два стакана: один-с водой, другой-с молоком. Возьмите чайные ложки и опустите их в стаканы. Что вы обнаружили? (В воде ложку видно, а в молоке- нет.)
Вывод: вода прозрачная. СХЕМА
Опыт № 5 «Вода – растворитель».
- Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Затем предлагаю детям размешать в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус. СХЕМА
Приглашаю вас пройти к моему столу
Опыт 6 «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Перед вами термос, что это такое? (термос нужен, чтобы сохранять тепло, любая жидкость в термосе остается горячей долгое время)
Воспитатель – перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?
Дети – температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? (нагреть) Значит, что можно сказать о воде?
Вывод: воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей. СХЕМА.
Опыт№7 «Способность воды отражать предметы» Скажите, что на нем стоит? (Таз с водой). Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Свое лицо, отражение.) А где еще можно увидеть свое отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.) Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение? (Очень плохо, оно размытое.)
Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечетко и размыто. СХЕМА
Итог: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что будет с водой, если в нее бросить грязь, мусор? Какая стала вода? (Чёрная, грязная). Можно ли пить такую воду? Почему? А смогут ли рыбы и водные обитатели жить в такой воде? (Высказывания детей.) Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно ребята, воду нужно беречь, не бросать в нее мусор и грязные вещества. А еще надо закрывать хорошо кран, чтобы сберечь водные запасы земли. Что произойдет если вода на земле исчезнет?
Дети: Все погибнут.
Дети проходят на места
Воспитатель: Дети, давайте проверим, правильно ли мы все поняли вместе с Капитошкой. Я предлагаю вам взять со стола по два кружочка -красный и зеленый, вместо ответа на утверждение Капитошки вы будете показывать кружочки, если согласны, поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный, Будьте внимательны!
1. Без воды можно прожить
2. У воды нет запаха
3. У воды есть вкус
4. Вода не имеет формы
5. Вода не имеет цвета, она прозрачная
6. Вода растворяет вещества и приобретает их вкус
7. Вода бывает только холодной
8. В воде отражаются предметы, как в зеркале
9. Вода- это жизнь
Воспитатель: Дети вы любите сюрпризы? Нам Капитошка приготовил сюрприз-фокус «заговор воды». Беру банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутренняя сторона крышки покрашена красной акварельной краской. Наливаю воду в банку и закручиваю ее крышкой. (В момент демонстрации нельзя поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхнуть банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной
Капитошка: Видите, какая вода-волшебница. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
Воспитатель: А мы с вами Капитошке подарим наш веселый танец про таких же маленьких Капитошек.