Еделькина Людмила
Конспект НОД в подготовительной группе «Страна голубая Камчатка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Уточнить и расширить представление детей о родном крае (неповторимость и уникальность природы).
2. Развивать интерес к родному краю.
3. Учить видеть красоту окружающего.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию:
- Географический атлас
- Фотоальбом «Чудеса земли Камчатки»
- Фотоальбом «Камчатка. Горячая земля у студеного моря»
- Листы бумаги, с изображением контуров Камчатки
- Карандаши
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
Чтение стихотворения
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Страна голубая Камчатка“» размещена в разделах
Камчатские горные сопки, забыть я друзья не могу,
К суровой и нежной, цветущей и снежной
Я в сердце своем к ней любовь берегу.
Обманчиво дремлют вулканы
В присутствии близкой весны.
В долинах дымятся фонтаны
И вздрагивают валуны.
Какая таится загадка
В клокочущем сердце твоем?
Страна голубая, Камчатка!
Земля моя, милый дом!
• Сообщение цели занятия:
Сегодня мы поговорим о нашем крае в котором мы живем.
Это – Камчатка.
Мы с вами живем на полуострове.
• Уточнить, почему Камчатка – полуостров?
Работа с картой: найти полуостров, обратить внимание, что он окружен только с трех сторон водами Охотского моря и Тихого океана.
• Предложить детям подумать, что они знают о Камчатке.
Высказывания детей. Уточнение и обобщение ответов детей: Камчатка – это уникальный (неповторимый, непохожий) край. У нас одна из красивейших бухт мира: Авачинская бухта.
(Показ иллюстраций. Обратить снимание на заснеженные вершины сопок, красоту и величие природы).
• Уточнить у детей почему Камчатку называют «Страной гейзеров и вулканов».
(Уточнить, обобщить ответы детей).
На Камчатке около 300 вулканов и 29 из них действующие.
Работа с картой «Вулканы камчатки». Обратить, что они тянутся с севера на юг почти вдоль всего полуострова.
Показать детям как на карте обозначаются действующие вулканы в условных обозначениях, потухшие. Предложить найти на карте действующие вулканы, потухшие. Сравнить, где больше действующих вулканов (в Восточной вулканической зоне больше действующих вулканов, в вулканической зоне Срединного хребта больше потухших вулканов). Уточнить, что самый высокий действующий вулкан в мире у нас, на Камчатке – Ключевская сопка.
Заснеженные в летнее время склоны вулканов дают возможность для организации круглогодичного туризма (круглый год можно кататься на лыжах со склонов вулканов).
• Уточнить, что такое гейзер.
(Фонтаны кипящей воды и паровых струй. Иногда гейзеры достигают высоты 30 м. Зрительно сравнить высоту гейзера и рост человека. Посмотреть, каким знаком на карте обозначаются гейзеры, затем найти на карте долину гейзеров. Уточнить, что долина гейзеров находится в Кроноцком заповеднике).
• Уточнить у детей, что такое заповедник?
(природоохраняемая территория).
Отметить, что на территории Камчатки выделено несколько заповедников и Кроноцкий заповедник самый уникальный из них. Там живут 37 видов животных, 212 видов птиц, более 600 растений. Некоторые растения живут в кипящей воде.
Рассматривание иллюстраций из фотоальбома «Камчатка – горячая земля у студеного моря», «Чудеса земли Камчатки».
Рассматривание фотографий сопровождается рассказом воспитателя. В долине гейзеров более 20 крупных, множество мелких или карликовых гейзеров. Горячие фонтаны не постоянно фонтанируют, одни фонтанируют с периодичностью 30-40 мин (гейзер «Первенец», другие через каждые 3 минуты (гейзер «Сахарный» делает два выброса с интервалом 15-25 сек). Гейзер «Великан» - его высота достигает 30 м в высоту, период гейзера составляет 4-8 часов. Извержение длится менее минуты.
• Грязевые котлы и грязевые вулканчики – маленькие чудеса Камчатки. (Рассматривание иллюстрации «Чудеса земли Камчатки) Они встречаются в разных районах, но больше всего их в долине гейзеров и в Кольдере Узон. Грязевые вулканчики действуют почти как настоящие: дымят и извергаются, только активизация их вулканической деятельности начинается после дождя.
• Кальдера Узон. На месте Узона раньше был вулкан. После нескольких очень сильных извержений вулкан разрушился: земля под ним просела, скалистые горы кольцом окружили его, образовалась чаша Д – 10 км. За обрывистыми стенами «собраны» почти все, чем знаменита Камчатка : горячие источники и холодные реки, грязевые котлы и чистые озера, полные рыбы, ягодная тундра и березовый лес, горы и болота, звери и птицы («Камчатка – горячая земля у студеного моря»). Неотъемлемая часть Кроноцкого заповедника – медведи («Чудеса земли Камчатки)
• Подвести детей к выводу: природа Кроноцкого заповедника настолько уникальна и необычна, что объявлена одним из сокровищ всего человечества (Комитет ЮНЕСКО по всемирному наследию от 25.12.1996 г. о номинации «Вулканы Камчатки» включены в «Список Всемирного культурного и природного наследия»).
• Кроме этого на Камчатке много термальных источников. Они выходят на поверхность в виде спокойно изливающихся ключей.
Уточнить у детей, кто из них был в Паратунке, Начике?
Уточнить, что это и есть термальные источники.
• На Камчатке очень много красивых мест, одно из таких мест – Курильское озеро.
(Показать на карте, потом иллюстрацию Курильского озера, На Курильском озере нерестилище нерки, т. е. нерка, откладывает икру в водах этого озера. Здесь много беркутов и орланов. Летом и осенью здесь собирается много медведей (иллюстрации – «Камчатка – горячая земля у студеного моря»).
Курильское озеро, реки, которые впадают в Курильское озеро охраняются. Здесь Южно-Камчатский заповедник.
• Обобщение воспитателя: Нигде в России нет таких величественных вулканов, гейзеров, грязевых вулканчиков как у нас, на Камчатке. Вот в каком удивительном красивом крае, уникальном крае мы живем.
II. Включение детей в изображаемую ситуацию: ученые-исследователи Камчатки, которым на карте Камчатки предлагается отметить все уникальные места ее.
• Уточнить, что можно отметить на карте. Какими условными знаками будем обозначать вулканы, гейзеры, термальные источники грязевые вулканчики. Детям предлагается самостоятельно составить карту Камчатки.
• Рассматривание «составленных карт», уточнение, что дети обозначили на них.
III. Подведение итогов занятия: познакомились с чудесами земли Камчатка, «Заполнение» карты продолжим на следующих занятиях: мы еще не знаем, какие животные, птицы живут на Камчатке, какие растения растут, кто из людей появился впервые на земле Камчатке, какие они были, чем занимались. Мы еще многое должны узнать об удивительном крае, в котором мы живем.