Римма Карагозян
Конспект НОД в подготовительной группе «В зимнем царстве Берендея»
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».
Цель: эстетическое развитие средствами природы.
Задачи: продолжать развивать умения детей рисовать деревья, передавая характерные особенности строения ствола, веток березы и дуба, их окраску; закрепить умение детей составлять пейзаж на панно, учитывая основные свойства передачи пространства (чем дальше, тем меньше; чем ближе, тем крупнее); подвести девочек и мальчиков к ассоциативному осмыслению художественных произведений: «березонька» - девочка (белая, кудрявая, стройная, в сарафане); «дуб» - мальчик (могучий, крепкий, выносливый); развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и др. материалами; совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя художественное слово.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „В зимнем царстве Берендея“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением деревьев; знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецов, И. Левитана; беседы о характерных особенностях березы, дуба; знакомство с художественным словом; дидактическая игра «Чья тень», «Перспектива».
Вести в активный словарь детей новые слова и выражения: Берендей, тонкий стан, чуб, крона, выносливый, дума вековая, дубрава, роща, заиндевелый, могучий, пороша.
Материал и оборудование: тонированные листы в форме овала (на каждого ребенка); гуашь; кисти разных размеров; иллюстрации дуба и березы; звукозапись «Зимняя сказка», «Звуки леса»; настенное панно (с изображением на переднем плане – «снежная гладь» на дальнем виднеется – лес); игрушка сорока.
Методические приемы: путешествие в царство Берендея; проблемная ситуация; вопросы и ответы; художественно слово; панорама «Царство Берендея»; письмо от царя леса.
Ход НОД:
1 часть. Организационный момент.
Дети входят в студию.
Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня вы пришли не в студию, а прямо в зимнее царство Берендея – владыки леса. Эти двери не простые, это проход в лесную сказку (дверь украшена тканью и снежинками).
- Вы хотите поскорее отправиться в сказочный лес? Тогда проходите и посмотрите как здесь красиво (звучит звукозапись «Звуки леса»).
- Я слышу чей-то голос. Посмотрите, это же сорока хочет нам что-то сообщить. У нее письмо есть, давайте посмотрим, кому оно адресовано и от кого.
Открываю письмо.
Это письмо от самого царя леса – Берендея, а адресовано оно тому, кто первым попадет в лес, значит нам, ведь мы пришли сюда первыми. «Случилась в моем царстве беда! Леший с Кикиморой заколдовали все мои березки, все мои дубы, лес опустел без них. Помогите!»
2 часть. Основная.
Обращаю внимание детей на лес (панно). Ребята, посмотрите, и в правду в этом чудесном лесу нет ни одной березки, ни одного дуба. Как же так? Что же делать?
Дети: Давайте поможем и нарисуем деревья.
Педагог: Прежде чем рисовать, давайте вспомним образ березки, какая она?
1. ребенок: «Русская красавица
Стоит на поляне
В кружевной кофточке,
В белом сарафане».
Педагог: Как березку называют в стихотворении?
Почему ее называют русской красавицей?
Что у березы называют кружевной кофточкой? Что белым сарафаном?
2. ребенок: «Стоит Алена: кудри завила, косы заплела.
Тонкий стан, белый сарафан».
Педагог: В этом стихотворении говорится «тонкий стан» - что это значит?
Каким девичьим именем названа березка?
Почему в стихотворениях, песнях березку сравнивают с девочкой?
Белокорая, чернобровая красавица березка – это эмблема российских лесов, украшений пейзажей нашей Родины.
3. ребенок: «Развесив свой кудрявый чуб,
Стоит плечистый, крепкий дуб.
Летом нас от жары спасает,
Да желуди бросает».
Педагог: О каком кудрявом чубе говорится в стихотворении? Что это?
Почему его называют плечистым? (из-за раскидистых ветвей)
Какой у дуба ствол?
4. ребенок: «Дуб пурги и снега вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Задевая тучи головой седою,
Дуб стоит могучий с думой вековою».
Педагог: Ребята, а почему дуб не боится ни пурги, ни снега?
5. ребенок: Дуб – это могучее по силе дерево и красивое.
6. ребенок: Дуб – это символ крепости, прочности, здоровья.
Педагог: Недаром в народе говорят: «Могуч, как дуб, потому и люб».
Чем похожи березка и дуб, что у них общее? (ствол, ветви, листья)
А чем отличаются? (по форме кроны, толщине веток, ствола)
Подумайте, каким способом можно изобразить зимнее – то или иное дерево.
Сегодня я предлагаю девочкам нарисовать «подружек в белых сарафанчиках» - березок.
А мальчики нарисуют – крепкие и могучие дубы.
(во время рисования фоном идет звукозапись «Зимняя сказка»)
Физминутка (сидя на местах) :
Ветер ветками играет,
\руки поднять вверх, покачать ими
Снегом землю засыпает.
\опускаем плавно руки вниз покачивая из стор. в стор.
Сыплет снежная пороша
\потряхиваем кистями рук
Прямо в детские ладоши
\хлопок ладошками и показываем их
3 часть. Заключительная.
Педагог: А теперь пришло время заселить лес нашими деревцами, но прежде чеммы приступим к этому ответственному моменту, напомните мне, пожалуйста, по какому принципу будем размещать деревца, ведь они получились у всех разного размера? (закрепляю детские работы на панно)
Ребята, посмотрите, как стало красиво в сказочном зимнем лесу!
Девочки посадили так много березок!
А как, одним словом можно назвать место, где растут одни березки? (березовая роща)
Мальчики, а как называется лес, в котором растет много дубов? (дубрава)
Я предлагаю мальчикам, внимательно посмотреть и сказать какие получились у девочек березки? Справились ли они?
А девочки скажут, какие у мальчиков получились дубы? Справились ли они?
Педагог: У нас получился замечательный лес, полный сказок и чудес. Вы научились передавать особенности строения веток, стволов их окраску. Умело пользовались предложенными вам материалами.
Ну а теперь самое время рассказать какой у нас получился сказочный зимний лес.
1. ребенок: «В зимний лес заиндевелый
Приведет меня тропа.
Как старик в тулупе белом,
Дремлет дуб средь бела дня.
2. ребенок: Снег укрыл стволы и корни
Елей, сосен и рябин;
Иней хрупкий и узорный
На ветвях берез лежит.
3. ребенок: Все бело – тропинки, кочки.
И уснули до весны,
На ветвях деревьев почки,
Спят они и видят сны.
Педагог: Словно в сказке открывает
Лес – волшебник чудеса:
Ледяная, но живая
Леса зимняя краса!»
Сегодня мы на славу потрудились, думаю, что лесной царь – Берендей, увидев наши деревца, которые мы заселили, очень обрадуется. А сорока ему о нас обязательно расскажет.
Ну что же, вам пора возвращаться в детский сад! До свидания!