Дубовицкая Яна
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию фонематических процессов «Звук [Ш] и буква «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию фонематических процессов. «Звук и буква Ш»
Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ш в слогах, словах и скороговорках.
Задачи:
1 - закрепление у детей правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и скороговорках;научить характеризировать по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;
совершенствовать навыки чтения;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по развитию фонематических процессов „Звук [Ш] и буква „Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
2 - развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;упражнять детей в определении места звука в слове;развивать у детей общую и артикуляционную моторику;развивать дыхание и голос;
3 - воспитывать у детей самоконтроль за речью;формирование положительной установки на образовательную деятельность.
Оборудование:
карточки для игры «Четвёртый лишний» и «Охотники», трафарет буквы Ш, емкости с фасолью, цветные карандаши, мольберты,макеты кочек разных цветов с написанными на них слогами, макет паровозика с вагонами-кармашками,предметные картинки (лесные животные, пассажиры, карточки с заданиями, макеты ключей, игрушка – змейка, мешок, конверт с письмом, плакат для звуко-буквенного анализа, плакат с изображением замка, телеграмма и посылка, раскраски «Шапокляк», надувные шары.
Предварительная работа.
Просмотр мультипликационного фильма «Шапокляк» (1974г., мультфильм)
Ход занятия.
Логопед:- Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте!
Логопед: - Ребята, чтобы занять свои места и начать наше занятие вам предстоит поиграть в небольшую игру и отгадать, какое слово лишнее! Игра «Четвертый лишний».
Шуба, кепка, платок, колпак.
Кактус, фиалка, шмель, роза.
Волк, шапка, лиса, белка.
Дети занимают места за партами. На столах находятся: цветные карандаши, трафареты с буквой Ш, емкости с фасолью.
Стук в дверь.
Голос почтальона: - Это д/сад «Жар-птица»?
Логопед: - Да.
Почтальон: - Вам письмо! (подает письмо).
Логопед: – Спасибо.
- Ребята, нам прислали письмо, давайте прочитаем.
Дорогие ребята!
Пишу вам я, известная сказочная героиня, живу я в одной очень хорошей книжке, но у меня плохой характер. Я пакостная женщина преклонного возраста с большой крыской Лариской на поводке. Не смотря на то, что я стреляю из рогатки, переворачиваю мусорные урны и мой девиз: «Хорошими делами прославиться нельзя», в душе я очень добрая и чуткая женщина. Со мной приключилась беда, злой волшебник Звуколов похитил звук из моего имени и спрятал у себя в замке за 8 замками. Чтобы открыть замки и найти украденный звук, вам необходимо выполнить все задания Звуколова и получить 8 ключей!
Я прошу Вас, помогите!
Подпись: .апокляк.
Логопед: - Ребята, а кто знает, какой сказочный герой прислал нам это письмо?
Ответ детей: - Шапокляк.
(Логопед демонстрирует детям картинку сказочного персонажа).
Логопед: - Ну, а кто догадался, какой звук похитил Звуколов?
Дети: - Звук [Ш].
Логопед: - Правильно ребята, Звуколов похитил у Шапокляк звук [Ш].
Ну что, постараемся помочь Шапокляк освободить звук [Ш] и получить 8 заветных ключей?
Дети: - Да.
Логопед:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
А вот вам и первое задание Звуколова. Давайте мы с вами вспомним, какой это звук. Дайте характеристику звуку [Ш].
Дети: - Звук [Ш] согласный,шипящий,глухой,всегда твердый, обозначаем синим цветом. (Логопед наглядно демонстрирует характеристику звука).
Логопед: - Звук [Ш] живёт в букве Ш.
Ребята, перед вами лежат трафареты буквы Ш, воспользуйтесь карандашами и закрасьте кружок рядом с буквой в синий цвет.
- Молодцы! Все отлично справились с заданием!
Команда получает первый ключ красного цвета.
Логопед:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (наглядно показывает)
А теперь, внимание, второе задание!
Ребята, вам нужно выложить букву Ш по трафарету с помощью фасоли.
Дети выполняют задание и команда получает второй ключ синего цвета.
Логопед: - Молодцы. Ну что, движемся дальше?
Дети: - Да.
Логопед: - Отлично! Тогда отправляемся в путь.
Ребята, кажется, мы с вами попали в лес, где живут дикие звери.
Посмотрите, каждый из них чем-то занят. Пришло время третьего задания.
Давайте поможем лесным обитателям и получим третий ключ.
Все готовы?
Дети: - Да!
Логопед: - Белочка прячет в дупло орешки (упр. «Орешки»), лисичка собралась печь блины, давайте ей поможем (упр. «Блинчик»), ёжик несёт на колючках грибы (упр. «Грибок»), волк злой и голодный рычит (р-р-р-р-р, медведь есть мёд, вкусно (упр. Вкусное варенье), заяц играет на балалайке (упр. Балалайка)
- Молодцы! Отлично справились со всеми упражнениями. Вот вам и третий ключ красного цвета.
Логопед: - Ну, что, продолжаем наш путь.
- Ой, мне кажется, что мы заблудились. Что же делать, ребята?.
Давайте мы с вами 3 раза тихо скажем АУУУУУУ…
Дети кричат: - АУУУУУ.
Логопед: - Кажется, нас никто не слышит. Давайте 3 раза крикнем громко АУУУУ!
Логопед: - Посмотрите кто к нам приполз, это же змейка Шуня, она нам и покажет дорогу, но она очень любит звук [Ш] и просит вас поиграть с ней в игру «Охотники». Итак, четвертое задание.
Ребята, сейчас змейка будет произносить звуки, слоги и слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в них звук [Ш].
Змейка Шуня произносит:
- звуки: С, М, Ш, З, Ч, Ш, С, Т, Ш, Ж, Ч, Ш.
- слоги: са, на, ша, шу, ту, му, шу.
- слова: камыш, лампа, кошка, свинья, мышка, тапки, чашки.
Логопед: - Ну что ж, порадовали змейку, выполнили ее задание. Шуня дарит вам четвертый ключ синего цвета.
Давайте мы тоже превратимся в змеек и отправимся в путь.
Дети идут змейкой и произносят звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед: - Всё ребята, змейка нас больше не сможет проводить, ей пора домой к своим деткам. Давайте скажем ей спасибо.
Дети: - Спасибо.
Логопед: - Дальше мы с вами поедем на поезде.
На мольберте поезд с вагонами-кармашками и карточки с изображениями пассажиров.
Логопед: - Посмотрите, пассажиры стоят и не могут понять, в какой вагон им сесть, давайте поможем им и получим за это пятый ключ.
Предметные картинки со звуком [Ш]. Дети определяют позицию звука Ш в словах. В первый вагон садятся пассажиры, в названии которых звук Ш находится в начале слова, во второй вагон садятся пассажиры, в названии которых, звук Ш находится в середине слова и в последний вагон садятся пассажиры, в названиях которых звук Ш находится в конце слова.
(Мышь, лягушка, малыш, кошка, шут, шмель).
Логопед: - Молодцы! Справились и с этим заданием. Вот ваш пятый ключ!
Команда получает ключ зелёного цвета.
- Ну а теперь садимся и мы в поезд, отправляемся дальше.
Дети имитируют езду на поезде, произнося, Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед: - Дальше ребята мы не проедем на поезде, ведь впереди болото. Придется идти пешком. Чтобы не провалиться в него, нам нужны надёжные кочки, а вот и они. Но, ребята, кочки эти заколдованы, и пока что в них нет силы, а чтобы их расколдовать, нужно прочитать слоги, которые в них записаны, и составить из этих слогов слова.
Будьте внимательны, слоги соединяются в слова по цветам кочек.
КА-ША, ШАП-КА, ШУ-БА, ША-ЛУН, КА-МЫШ.
Логопед:
- Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием, расколдовали кочки. По ним мы сможем двигаться дальше. А вот и шестой ключ!
Команда получает ключ красного цвета.
Логопед: - Друзья, посмотрите какой красивый замок виден вдали!Наверное это замок Звуколова! (все смотрят вдаль). Мы почти добрались до него! Скорее в путь!
- Ой, ребята, а это что? Мешок (мешок преграждает путь). Наверное, это проделки Бабы-Яги (огорченно). Смотрите, тут какая-то записка…
Давайте ее прочтем.
«Ну, что мои голубчики, в мешке спрятан седьмой ключ и получит его только тот, кто сможет быстро и четко проговорить скороговорку:
МАША ПОД ДУШЕМ МОЕТ ШЕЮ И УШИ»
Подпись: Баба-Яга.
Дети дружно хором проговаривают скороговорку.
Логопед: - Отлично! Молодцы! Нам нужно торопиться, скорее забираем седьмой ключ!
Команда забирает ключ синего цвета.
Вот мы и добрались! А замок и правда, очень красивый! Но что же нас здесь ждет!
Ребята, вспомните, звук Ш спрятан за 8 замками. Семь ключей у нас уже есть. Здесь последнее задание Звуколова, выполнив которое, мы получим заветный восьмой ключ! Готовы?
Дети: - Да.
Логопед: - Ребята, вам нужно выложить звуковую схему слова Шапокляк с помощью собранных вами ключей. Будьте внимательны, посмотрите на цвета ваших ключей!
Дети выкладывают схему слова и получают восьмой ключ синего цвета – это и есть украденный звук Ш.
Логопед: – Друзья мои, какие же вы молодцы! Быстро и дружно справились со всеми заданиями!
Вам понравилось наше путешествие? Вспомните, какой звук мы вернули Шапокляк? Кто похитил этот звук? Кто помог нам выбраться из леса? Что вам запомнилось больше всего?
Ребята, на этом наше занятие завершается.
Стук в дверь, голос почтальона:
- Вам телеграмма и посылка. Распишитесь.
Логопед: - Спасибо!
- Ребята, нам прислали телеграмму. Давайте прочитаем!
Дорогие «Почемучки»!
Спасибо вам большое! Вы самые ловкие и находчивые искатели ключей! Не побоялись хитрого Звуколова и выполнили все его задания! Если бы не вы, то не знаю, что со мной могло бы случиться! В посылке вам от меня подарки!Встретимся с вами в новой серии мультфильма
«Чебурашка. Секрет праздника».
Подпись: ваша Шапокляк.
- Давайте посмотрим, что же нам прислала Шапокляк!
Логопед открывает посылку и раздает детям подарки (раскраска Шапокляк и воздушные шары).