Могутова Светлана
Конспект НОД в подготовительной группе «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Дрозды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.
Основные задачи:
1. Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.
2. Формирование графических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.
3. Формирование зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
4. Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Перелётные птицы».
Методические приё мы:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Пересказ рассказа И, Соколова-Микитова „Дрозды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Моделирование, беседа, чтение рассказа, лексико-грамматические упражнения, звукобуквенный анализ слов.
Оборудование:
Графические схемы, картинный материал «Дрозды», предметные картинки «Дрозды» (8 шт., картина- трансформер, аудиокассета.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов о перелётных птицах;
- Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Дрозды»;
- Знакомство с творчеством писателя;
- Составление описательных рассказов по теме «Перелётные птицы»;
-Дидактические игры по теме «Перелётные птицы» («Лото», «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки»).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в весенний лес к необычной птичке, а чтобы узнать, к какой, соберите слово.
Дидактическая игра «Собери слово». Развитие навыков звукового анализа слов.
Буквы: Д,Р, О, З, Д.
Дети собирают слово из букв.
Прочитайте собранное слово.
Дети читают.
2. Подготовка к восприятию текста. Развитие слухового внимания.
Педагог выставляет картинку дрозда.
- Дрозд не зимует у нас, это какая птица? Дрозд перелётная птица.
-Какие перья у дрозда? Перья у дрозда серого или чёрного цвета.
-На что похож его клюв? Клюв похож на клещи.
- Для чего дроздам такой клюв? Чтобы добывать корм себе и птенцам.
- С помощью своего клюва дрозд ловко достаёт червяка из земли и выклёвывает из ягод рябины семена. Весной у дроздов очень много корма, поэтому они постоянные жители опушек смешанных лесов и редколесья.
3. Чтение адаптированного рассказа «Дрозды». Развитие слуховой памяти, речевого слуха.
- Послушайте рассказ Ивана Соколова-Микитова «Дрозды»
Кому посчастливилось побывать ранней весною в лесу, наверное, слышал весёлые, звонкие песни дроздов. Одновременно с нашими друзьями-скворцами прилетают из теплых краёв дрозды. Ещё не оделся листьями лес, кое-где пятнами лежит снег, надулись на берёзах смолистые почки. На вершинах голых деревьев распевают прилетевшие дрозды. Есть что-то радостное, весёлое в песнях дроздов. Ранним утром, когда только покажется солнце, начинают петь дрозды. Идёшь по лесу, справа и слева раздаются их голоса. Хороша песня весёлого певчего дрозда, силён и звонок его голос. После песни соловья песню певчего дрозда можно считать, лучшей. В ней есть радостные, звонкие переливы. Песня дрозда – лучшая музыка весны в пробуждённом от зимней спячки лесу.
4. Беседа по содержанию рассказа. Развитие диалогической речи.
- С какими птицами одновременно прилетают дрозды? Со скворцами.
- Когда начинают петь дрозды? Когда покажется солнце.
- Каков голос дрозда? Силён и звонок.
- Какие переливы есть в песне дрозда? Радостные, звонкие.
5. Лексико-грамматические упражнения по тексту.
а). Дидактическая игра «Скажи по-другому». Формирование навыка подбора и употребления синонимов.
- В рассказе встречаются трудные слова. Подумайте, что они обозначают, как можно сказать по-другому?
Надулись – набухли.
Распевают – поют.
Покажется – выглянет.
Пробуждённый – проснувшийся.
б).Дидактическая игра «Кто внимательный?» Употребление предлогов.
- Найдите место для дрозда в весеннем лесу. Составьте предложения, используя предлоги.
Выставить предметную картинку с изображением дрозда и схему предлога на картине-трансформере. Дети составляют предложения с предлогами.
Дрозд сидит на вершине дерева. Дрозд сидит в гнезде. Дрозд поёт на дереве. Дрозд летит к дереву. Дрозд выглядывает из-за ветки. Дрозд летит над деревом. Дрозд сел на ветку дерева.
в). Игра «Договори». Обучение договаривать предложения.
С нашими друзьями-скворцами прилетают. Ещё не оделся листьями… На вершинах деревьев распевают… Идёшь по лесу…
Динамическая пауза. Игра (с мячом) «Посчитаем». Закрепление навыка согласования порядковых числительных с существительными.
Дети «летают» друг за другом, музыка заканчивается – дети становятся в круг, передавая мяч друг другу, считая птиц:
«Первый дрозд, второй дрозд»
6. Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ. Развитие долговременной памяти.
- Послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить.
7. Составление графического плана рассказа. Обучение выстраиванию графическоймнемодорожки.
Дети находят и выставляют опорные схемы.
8. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.
(Парами или по цепочке)
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали?
- Чем необычны дрозды?