Айгуль Щелкова
Конспект НОД в подготовительной группе «На помощь Снегурочке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
Цель:способствовать расширению, углублению, осмыслению у детей знаний о зимних явлениях в природе, созданию целостной картины образа зимы.
Задачи:
«Обучающие»Содействовать формированию представлений у детей о зимних изменениях в природе, о физических свойствах снега, льда; закрепить понятия: снегомер, карта, компас.
«Развивающие»Способствовать развитию познавательных, исследовательских процессов, речевого дыхания, синхронизации речи и движений, координации.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
«Воспитательные»Побуждать детей к проявлению бережного отношения к природе, друг другу.
Виды деятельности: Коммуникативная;Познавательно-исследовательская;Экспериментальная;Двигательная.
Методы:Словесные,Наглядные,Практические.
Предварительная работа:Наблюдения в природе;Разучивание игры «Весёлый бубен»;Разучивание стихотворений о зиме; дыхательного упражнения «Снежинки»; поговорок о зиме; зимней разминки «Мы в поход идти желаем»;Изучение следов животных и птиц на снегу.
Оборудование:Бубен;Снегомер;Компас;Магнитофонная запись с текстом Снегурочки;Карта;Вертушки;4 ключа с буквами;Шишки самодельные с загадками;Мельница;Заливаем озеро;Удочка;Следы на снегу – кошачьи и птичьи;Ларец с разноцветными льдинками.
Ход НОД:
Непосредственно-образовательная деятельность проходит на территории детского сада
Воспитатель вместе с детьми выходит на улицу.
Воспитатель: (под музыку зачитывает стихотворение Ивана Сурикова «Белый снег пушистый»)
- О каком времени года говорит русский поэт Иван Суриков в этом стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Зима – владычица трех месяцев. Каких?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Как изменилась природа зимой?
Ребёнок 1: Зимой на улице холодно; дуют сильные ветра; зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи; солнце стоит невысоко, греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт сне.
Ребёнок 2: Реки и озёра покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят.
Ребёнок 3: Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зелёные иголки.
Ребёнок 4: Насекомые не летают, они спят, спрятавшись в трещины деревьев и кустарников, под листья, в землю.
Ребёнок 5: перелётные птицы улетели в тёплые края, оставшиеся, зимовать живут около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года.
Воспитатель: А вам ребята нравится зима?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, а за что вы любите зиму?
Дети: мы зимой катаемся на санках, лыжах: катаемся с горы, лепим из снега постройки, снеговика.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите какой красивый снеговик стоит. А, он вроде и непростой, смотрите глазками, руками, ногами шевелит. Да, он же волшебный.
Снеговик:
-Я весёлый снеговик!
Стоять на месте не привык,
Ну –ка в круг ставайте
И со мною поиграйте.
Снеговик: Но, сначала, ребята скажите, а вы знаете откуда появились народные приметы?
Дети: Славяне пытались предсказать события, опираясь на знамения, приметы, которые они отмечали в окружающем мире (в природе, поведении животных и птиц, следствиях человеческих поступков и действий). Прошло немало времени, но приметы остаются актуальными и сейчас. И даже несмотря на достижения науки они влияют на нашу жизнь.
Снеговик: Правильно ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Весёлый бубен»(Дети стоят, по сигналу передают весёлый бубен, говорят скороговорку):
Ты беги, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого весёлый бубен,
Зимнюю примету скажет нам.
(У кого окажется в руках бубен, тот говорит примету о зиме)
Снеговик: какие вы ребята молодцы. Много примет знаете о зиме. (звонит мобильный телефон у Снеговика)
Снеговик: Ой, ребята, извините, Снегурочка звонит. Алло, говорит Снеговик.
Магнитофонная запись: Ребята, помогите! Меня Баба Яга закрыла в ледяном домике и заколдовала все ключи от замков. Ключи можно заработать, показав свою смекалку, а так же прочитав слово из букв которые написаны на ключах.
Воспитатель: Вот беда то, ребята поможем Снегурочке?
Дети: Да!
Воспитатель: Дорога туда долгая, полная неожиданностей и трудностей, и преодолеть её мы сможем смелостью, дружбой и знаниями. Но прежде чем мы отправимся в путь, мы с вами сделаем разминку:"Мы в поход идти желаем"
Воспитатель: Ну, вот немного размялись, можно отправляться. Воспитатель берёт рюкзак, а он пустой.
Воспитатель: Ребята, рюкзак совсем пустой, а что же мы возьмём с собой в зимний лес?
Дети: снегомер.
Воспитатель: Снегомер? А, для чего нам снегомер?
Дети: Чтобы измерять глубину снега.
Воспитатель: Ещё, что возьмём?
Дети: Вертушёк, возьмём, чтобы узнать силу ветра.
Воспитатель: А, ещё что нужно?
Дети (перечисление): Компас, чтобы узнать в каком направлении идти. Карту, чтобы знать, где мы находимся.
Воспитатель: Молодцы ребята. Все эти предметы я сложу в рюкзак. Прежде чем мы отправимся в путь, мы с вами посмотрим карту, в каком направлении нам идти. (смотрим карту)
Ребенок: первая остановка «Ёлочка»
Воспитатель: Ну, что отправляемся в путь(Чтение стихотворения с сопровождением движений)
Лыжи надеваем мы
И идём кататься.
Посмотри-ка, как на них
Можно быстро мчаться.
Выпал снег, белый снег.
Всюду шум и всюду смех.
Я встаю на лыжню
Всех сейчас я обгоню.
Воспитатель: Устали, наверное, ребята. Давайте с вами сделаем привал. Как здесь дышится хорошо. А знаете дети почему?
Дети: Ель полезное дерево, быть рядом с елью, гулять возле неё полезно для здоровья: она красивая, на неё приятно смотреть; её ароматом полезно дышать, потому что ель очищает воздух, выделяя фитоциды.
Воспитатель: Ребята мы с вами рядом с елью сделаем дыхательное упражнение «Снежинки».
Дети делают обычный вход через нос и выдох через рот, изменяя характер выдоха: первый раз – сильный выдох («подул сильный порывистый ветер, сдул снежинки», второй раз – средний выдох («ветре чуть стих, снежинки не сдулись», третий раз – медленный, тихий выдох («снежинки чуть шевельнулись под дуновением легкого ветерка»).
Воспитатель: А ёлочка, то наша не простая, волшебная. Ой, какие красивые шишки висят на нашей елочке (срываю). АА шишки то не простые, а с загадками.
1. Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
2. На дворе горой, а в избе водой.
Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)
3. Драгоценным ожерельем
Спать ложиться на деревья.
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов. (Снег)
4. Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
5. Много-много звёздочек,
Тонких, как стекло
Звездочки холодные,
А земле тепло!(Снежинки)
Воспитатель: Спасибо тебе ёлочка, за интересные загадки. Мы с вами ребята знаем, что из-за Новогоднего праздника, наши ёлочки вырубают. Так, давайте мы с вами повесим плакат, чтобы люди не вырубали ёлки на следующий год, а берегли их.
Воспитатель вынимает плакаты, вешает на елочки и находит первый ключ.
Воспитатель: Ой, ребята смотрите, а вот и первый ключик. Какой он красивый, и не нем еще какая-то буква написана. Что, за буква ребята?
Дети: «Л»
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться в путь (Достает карту). Наша вторая остановка «Мельница». Встаем, ребята парами идем друг за другом.
Воспитатель: ребята, до нашей мельницы все дороги замело. Как, же мы с вами узнаем, где нам пройти, чтобы в сугробах не увязнуть.
Дети: Мы сможем определить высоту сугробов с помощью снегомера.
Воспитатель: Молодцы. Ну, что же давайте измерять.
(Измеряем и проходим)
Воспитатель: Ну, вот и мельница. Кто это вертит крылья у мельницы?
Дети: Ветер.
Воспитатель: А, что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Каким бывает ветер?
Дети: Ветер бывает лёгким, сильным, шквалистым, ураганным.
Воспитатель: Послушайте, как о ветре писал великий поэт А. С. Пушкин. "Ветер, ветер! Ты могуч"
Дети: Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть, завывать, поднимать пыль, кружить снежинки, свистеть.
Воспитатель: Да, ребята, ветер многое умеет, еще умеет играть вот с такими умными ребятишками, как вы. Ну-ка, где наши вертушки, по тому, как и с какой силой ветер вращает вертушки мы сможем узнать какой сегодня ветер.
(Дети берут вертушки, пока они вращаются, воспитатель читает стихотворение)
Дуйте, дуйте ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи
Чтобы завтра из муки,
Испекли мы калачи.
Воспитатель: Какой сегодня ветер?
Дети: сегодня ветер слабый.
Снеговик: Глядите, глядите. Я нашёл второй ключик. И на нем написана какая-то буква.
Дети: Это буква «Ё».
Воспитатель: Ой, ребята, мы с вами здесь задержались, а нам ведь еще один ключик надо найти.
(Достает карту, следующий пункт назначения «Озеро». К озеру ведут следы в двух направлениях: птичьи и кошачьи)
Воспитатель: Ребята, а вот и следы какие-то, наверное они ведут к озеру. Интересно, а по какому следу мы пойдем? Давайте узнаем чьи это следы. (Дети рассматривают следы, и называют их)
Воспитатель: Мы с вами разделимся: девочки и я пойдем по кошачьим следам. А Снеговик и мальчики по птичьим. Интересно, кто быстрее дойдет.
(Доходят одновременно)
Воспитатель: А вот и наше озеро (трогает, гладит). Какое оно гладкое, холодное. А мне всегда казалось, что озеро – это вода. А почему оно такое ребята?
Дети: При низкой температуре вода замерзает и превращается в лед. Лед твердый, по нему можно ходить.
Снеговик: Ой, а сколько здесь рыбок, они наверное все замерзли?
Дети: Нет, рыбки не замерзают зимой, потому что лед защищает рыб от морозов. Некоторые рыбки уходят на дно и спят до весны, а некоторые плавают подо льдом.
Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь кто-то оставил удочку. А давайте мы с вами порыбачим.
(Удочка звенит, воспитатель вытаскивает удочку, а на ней последний ключик)
Воспитатель: Ура! А вот и последний ключ, ребята. И на этом ключике написана какая-то буква. Что это за буква?
Дети: «Д»
Воспитатель: Давайте соединим все буквы и прочтем, где можно найти Снегурочку.
Дети читают слово «Лёд»
Снеговик ложится на лед и кричит: Снегурочка, ты здесь? Нет, ребята там её нет. Где же она. (Ходит около озера и видит стоящую Снегурочку) Ой, ребята вот же она. (Трогает Снегурочку) Снегурочка совсем заледенела, что же нам делать?
Воспитатель: Я знаю, что делать. Не переживай Снеговик сейчас мы её оживим. Но сначала мы с ребятами проделаем небольшой опыт. Ребята, смотрите, сколько льдинок возле озера. Давайте возьмем их в руки и посмотрим, что с ними произойдет.
(Дети берут льдинки в руки, они начинают таять)
Воспитатель: Что с ними происходит?
Дети: От нашего тепла льдинки начинают таять.
Воспитатель: Правильно, значит, мы можем спасти Снегурочку нашим теплом. Давайте дотронемся до Снегурочки и своими теплыми ладошками оживим её.(Звучит музыка, Снегурочка оживает)
Снегурочка: Я здесь! Спасибо, ребята, выручили меня. За это я вам дарю ларец с подарками.
(Воспитатель и дети благодарят Снегурочку, открывают ларец и находят в них разноцветные льдинки)
Воспитатель: Спасибо Снегурочка, какие красивые льдинки, как только мы придем в детский сад. Мы ими украсим наш участок.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие закончилось. Понравилось вам сегодняшнее путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: А, что именно понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну, а сейчас нам пора в детский сад. Давайте посмотрим по карте как возвратиться в детский сад. (Смотрят карту). Попрощаемся со Снеговиком и Снегурочкой. Дети вставайте парами и в путь.