Айгуль Кулманова
Конспект НОД по развитию речи «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ "Детский сад №1 Ручеек" Саратовской области г. Новоузенска
с использованием ИКТ
Тема: «Хлеб – всему голова»
подготовила воспитатель Кулманова А. К.
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о хлебе, какой путь проходит хлеб, прежде чем дойти до стола.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Хлеб — всему голова“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: Расширить представления детей о хлебе.
Научить видеть и уважать труд хлебороба.
Прививать детям бережное отношение к хлебу
Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.
Задачи:
• обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, обогащать словарь детей прилагательными;
• развивать коммуникативные способности, развивать логическое мышление, память, творческое воображение;
• воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, объяснение и заучивание поговорок о хлебе, сравнение колосков пшеницы, ячменя
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте им подарим свои улыбки, поприветствуем их.
«Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Ты мой друг и я твой друг
Дружат все друзья вокруг»
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, вы попробуете себя в нескольких профессиях, но чтоб узнать, о чём идёт речь,
(на столе перед детьми красивая коробка)
Ребята вы хотите узнать, что лежит в этой коробке?
Для этого нужно отгадать загадку. Ребята! Послушайте загадку
"Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место"
(хлеб)
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Дети: (Белый, булки с изюмом, мягкий).
Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
Дети: (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Дети подходят к столу, на котором, под салфеткой находятся хлебобулочные изделия. Дети поднимают салфетку.
Теперь я приглашаю вас посетить отдел продуктового магазина, где продают хлеб. Ребята давайте назовём то, что мы видим. (дети называют).
Воспитатель: А как всё это можно назвать, одним словом?
Правильно хлебобулочные изделия.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?
Дети: (Мама купила в магазине) Дети садятся за столы
Воспитатель: А вы хотите узнать, откуда берётся хлеб? Познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают и пекут. А самое главное – попробуете и вы себя в некоторых профессиях. А почему, говорят «хлеб - всему голова», «без хлеба – нет обеда»?
Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить; он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба.
Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?
Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнеры, хлеборобы, пекари.
Сегодня на наших столах, всегда лежит хрустящий, с аппетитной корочкой хлеб. Но как он появляется? Откуда он берётся?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле.
Трудно и тяжело достаётся хлеб. Много людей помогают ему «дойти» до стола.
Воспитатель:
Я предлагаю посадить маленькое зёрнышко
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Воспитатель:
Сейчас предлагаю совершить виртуальную экскурсию, что бы узнать всё о хлебе.
(просмотр презентации)
1 слайд
«Хлеб - всему голова»
2 слайд
Россия издавна славилась хлебом.
3 слайд
Хлеб и сейчас - богатство нашей страны.
4 слайд
А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
5 слайд
Недаром народ сложил о хлебе столько пословиц и поговорок:
6 слайд
«Одно зерно горсть даёт»
Воспитатель:
А какие пословицы о хлебе вы знаете?
(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
• Плох обед, коли хлеба нет.
• Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
• Без хлеба и у воды худо жить.
• Без хлеба не обедают.
• Будет хлеб - будет и обед.
• В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
• Глубже пахать, больше хлеба жевать.
• Горька работа, да хлеб сладок.
• Ешь пироги, хлеб береги.
• Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
• Много снега - много хлеба.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Хлебушко - калачу дедушка.
• Хлеб да вода - чем не еда?
• Хлеб да вода - богатырская еда.
• Хлеб всему голова.
7 слайд
Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается.
8 слайд
Как же его выращивают? Кого мы должны благодарить за хлеб на нашем столе? Кто знает, как называются люди, которые выращивают хлеб?
(ответы детей)
9 слайд
Отправимся в небольшое путешествие на поле.
10 слайд
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.
11 слайд
Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях, появляются зеленые ростки - всходы.
12 слайд
Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен.
13 слайд
Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами - комбайнами.
15 слайд
Зернышки достают из колосков - обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.
16 слайд
Зерно перетирают - мелят и получают муку.
В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.
17 слайд
Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки. Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.
Воспитатель:
Ребята, как называется тот человек, который выпекает хлеб?
(ответы детей)
18 слайд
И получается вкусный, ароматный хлеб.
19 слайд
(ребёнок рассказывает стихотворение)
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
Воспитатель:
Ребята, мне очень хочется прочитать вам стихотворение Сергея Михалкова
«Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель:
Ребята, в завершении нашей беседы, мне хотелось бы поблагодарить вас и сказать вам спасибо,теперь вы много, что узнали о хлебе нового!
Воспитатель:
Я предлагаю вам показать свои рисунки нашим гостям
мы заранее нарисовали колоски пшеницы.
(Художественное творчество)