Файруза Исагужина
Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хлеб – всему голова»
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : 05.02.2018г. – 02.03.2018г.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома, всему он голова!
Крепкою державой его звали встарь,
Публикация «Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Хлебушек по праву в государстве – царь!
Он дороже злата, серебра ценней,
Крепкого булата хлебушек сильней!
(Т. А. Шорыгина)
Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе.
Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
• дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
• обратить внимание детей на содержание труда людей, на их слаженность, взаимопомощь в работе;
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• сформировать представление о пословицах, поговорках и о народных приметах о хлебе;
• обогащать знание о злаковых культурах, об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, полезных свойствах злаков;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Ход проекта.
I этап. Подготовительный.
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.
Совместимая деятельность:
• введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся опыту;
• формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
• определение круга актуальных и посильных задач.
II этап. Основной.
Организованная образовательная деятельность.
Беседа на тему «Злаковые растения».
Цель: Дать детям представления и знания о злаковых культурах, об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, полученных свойствах злаков. Обогащать словарный запас, развивать у детей связную речь. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Беседа на тему «Как в станину выращивали хлеб».
Цель: Дать детям представление о том, как наши предки выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Познакомить детей с орудием труда в старину. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Беседа на тему «Хлеб – всему голова».
Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий. Воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду хлеборобов.
Беседа на тему «Как машины помогают хлеб растить».
Цель: Познакомить с трудом хлебороба и его помощниками-машинами, чтобы у людей всегда лежал на столе ароматный каравай хлеба.
Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь», Г. Мясоедова «Страдная пора» (Косцы).
Цель: Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную идею, устанавливать связи между содержанием и средствами выразительности. Продолжать знакомить детей с профессией хлебороба, рассказать о том, как в старину убирали хлеб. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Чтение художественной литературы о хлебе.
В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб – всему голова», «Мельница», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», К. Паустовский «Теплый хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Митяев «Мешок овсянки», В. Крупин «Отцовское поле», А. Мусатов «Откуда хлеб пришел?», В. Приходько «Дом зерна».
Художественное творчество.
Рисование на тему «Золотится на солнце ржаное поле».
Цель: Продолжать знакомить со злаковыми растениями. Совершенствовать умение размещать изображение на весь лист. Закрепить умение различать оттенки цветов и передавать их в рисунки. Воспитывать умение видеть красоту изображения.
Рисование на тему «Намели нам, мельница, из зерна муки».
Цель: Совершенствовать умение рисовать предмет по образцу. Закрепить технику рисования карандашами. Дать детям представление о разных видах мельниц. Развивать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Лепка (пластилинография) на тему «Пшеничный колосок».
Цель: Продолжать знакомить со злаками. Формировать умение передавать форму основной и других частей, их пропорции. Воспитывать интерес к заданной теме.
Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия».
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Формировать умение передавать некоторые характерный признаки хлебобулочных изделий, их пропорции, усвоенные ранее приемы лепки. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Конструирование «Крылья ветряной мельницы».
Цель: Продолжать учить складывать квадратный лист по диагонали, умение работать с ножницами. Дать представление о том, для чего нужны крылья для ветряной мельницы. Развивать у детей познавательный интерес.
Труд в природе «Посадка семян пшеницы и овса».
Цель: Дать наглядное представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. Развивать умение сравнивать, делать выводы. Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.
Сюжетно-ролевые игры «Магазин хлебобулочных изделий».
Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, учить правильно называть их. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Закрепить с детьми знания о культуре поведения в магазине. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Хороводная игра «О чем мечтают зерна», муз. И. Фирсенковой, сл. В. Нестеренко.
Цель: Подводить детей к самостоятельному исполнению хоровода, учить красиво, плавно выполнять хороводный шаг. Способствовать формированию обобщенных представлений о выращивании хлеба. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Дидактические игры.
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Что раньше, что сейчас»;
«Найди правильно»;
«Чего не стало»;
«Закончи пословицу».
Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Кто на ниве потеет – тот хлеб имеет
Будет хлеб, будет и обед
Хлеб да вода – богатырская еда
Хлеб-батюшка – водица-матушка
Хлеб кушай – добрых людей слушай
Худ обед – коли хлеба нет
Пот на спине, так и хлеб на столе
Хлеба ни куска – так и в тереме тоска, хлеба край – так и под елью рай
Знакомство с приметами.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Взаимодействие с родителями.
• Оформление папки-передвижки «Хлеб – всему голова»
• Предложить детям вместе с родителями испечь хлебобулочные изделия.
• Собрать из «Лего» сельскохозяйственные машины.