Елена Лукина
НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР «День Матери»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе компенсирующей направленности
с ОНР
«День Матери».
Цель:
Формировать дальнейшие представления о празднике День Матери.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
(О. О. «Речевое развитие»)
- продолжать детей учить образовывать и практически употреблять относительные прилагательные (по теме «Продукты питания», «Посуда»)
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР „День Матери“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- День Матери, ноябрь
- День матери. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять умение детей составлять предложения по сюжетным картинкам;
- расширять и активизировать словарь
по теме «Продукты питания» :
гороховый, рыбный, вермишелевый суп
рисовая, гречневая каша
яблочный компот и т. д.
по теме «Посуда»:
Существительные:
посуда, чайник, кастрюля, сковородка, ковш, тарелка, ложка, вилка, ножик, масленка, солонка, хлебница.
Глаголы:
пить, есть, готовить, резать, чистить.
по теме «Мама»
(нежная, умная, ненаглядная, ласковая, прекрасная, трудолюбивая, чудесная, милая и т. д.).
Развивать связную речь детей:
- продолжать развивать диалогическую речь, побуждать к монологу;
- продолжать формировать умение чётко отвечать на вопросы;
способствовать умению детей рассуждать, высказываться на темы из личного опыта, обогащать речь образными словами и выражениями.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительно-моторную координацию (игровое упражнение «Маму я свою люблю»);
- сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
(О. О. «Физическое развитие»)
- развивать логическое мышление, умение классифицировать посуду по ее назначению;
- совершенствовать фонематическое восприятие; - упражнять в правильном дыхании;
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление; умение слушать.
- продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус, развивать эмоциональную отзывчивость. (О. О. «Художественно-эстетическое развитие»)
Коррекционно-воспитательные:
(О. О. «Социально-коммуникативное развитие»)
-способствовать воспитанию любви, уважения и внимательного отношения к маме, развивать стремление помогать маме, радовать её делами и словами, делать ей подарки своими руками
- способствовать гармоничному общению детей, ведущих совместную деятельность, повышать уровень их коммуникативных умений. Вовлекать детей в общий разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Методы и приемы:
словесный:
рассказ логопеда из личного опыта, художественное слово, беседа, объяснение, вопросы поискового характера, обращённые к личному опыту детей, советы
практический:
игровые действия : «дети гладят бельё», «стирают одежду», «варят обед», «уборка в доме», «накрывают на стол»
наглядный:
рассматривание фотографий мам, сюжетных картинок:
«дети гладят бельё», «стирают одежду», «варят обед» ,«уборка в доме», «накрывают на стол»;
просмотр компьютерной презентации
Оборудование:
фотографии мам, компьютерная презентация и оборудование для неё.
1 - доски для глажения, утюги
2 – тазики для стирки белья
3 – контейнеры с различными крупами и мучными изделиями, муляжи фруктов и овощей, 3 кастрюли, муляжи пирогов, плита, чайный сервиз, кухонная и столовая посуда)
4 – веники, совки
5 – ведро и швабра
сюжетные картинки:
«дети гладят бельё», «стирают одежду», «варят обед» ,«уборка в доме», «накрывают на стол»
Предварительная работа:
рисование портрета мамы; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений и пословиц о маме; предварительная беседа в кругу семьи (ребёнка с мамой о её труде дома, рассматривание иллюстраций и фотографий по теме «Мама»
I.
Организационный момент.
Звучит лирическая мелодия. Дети собираются около педагога
Логопед привлекает внимание детей рассказом из личного опыта:
- Мне хочется рассказать вам одну историю.
Иду я сегодня по улице. Холодно. И вижу мальчика. Он что-то прижимает к себе и укрывает от ветра. Я никак не могла догадаться что это.
беседа
- А вы догадались, что нёс мальчик?
(Предполагаемые ответы детей: котёнка… цветок)
- Интересно, кому мальчик несёт этот нежный цветок?
(Предполагаемые ответы детей: маме)
- А почему сейчас, в ноябре он хочет сделать подарок маме?
(Предполагаемые ответы детей: День Матери)
- Конечно.
Нет на свете праздника важнее,
Чем прекрасный праздник матерей.
-Как вы думаете, какое первое слово говорит маленький ребенок?
(Предполагаемые ответы детей: мама)
Слайд «Мальчик дарит маме цветок»
II. Основная часть. Сообщение темы занятия.
-1-
Логопед: - А что значит слово МАМА?
(Предполагаемые ответы детей: та кто тебя родила?
- А для меня Мама – самый дорогой человек на свете! Мама делает всё для того, чтобы её дети были счастливы. К ней мы идём со своими радостями и бедами. Она всегда всё поймёт, утешит.
Как хорошо, что есть праздник, посвящённый маме - День Матери!
-2-
Слайд «Мама и дети»
Логопед:
- Что может быть подарком для мамы?
- Ребята, а радовать маму можно каждый день или только в праздник?
- Мама приходит с работы уставшая. А ещё столько дел ее ждёт дома. Как вы поступите?
-Как можно маме помочь с домашними делами говорится в нашей игре «Маму я свою люблю».
Маму я свою люблю, (Сжать руки на груди)
Я всегда ей помогу: (Сжимать и разжимать кулачки)
Я стираю, (Тереть кулачок о кулачок)
Полоскаю, (Пальцы сжаты в кулак, двигать кистями рук из стороны в сторону)
Воду с ручек отряхаю. (Трясти кистями рук)
Пол я чисто подмету (Воображая в руке веник подметать пол)
И дрова ей наколю. (Воображая в руке топор, рубить дрова)
Маме надо отдыхать, (Ладошки обеих рук положить под щёку)
Маме хочется поспать. (Голова слегка наклонена в сторону)
Я на цыпочках хожу, («Ходить» указательным и средним пальцем правой руки по левой руке)
И ни разу, И ни разу (Показать правой рукой отрицание)
Не словечка не скажу (На последнем слове поднести указательный палец правой руки к губам)
-3-
Игровое задание «Кто что делает».
Логопед:
- Дети, а вы можете превратиться в маминых помощников прямо сейчас. Посмотрите вокруг. Столько дел нам нужно переделать (обращает внимание на сюжетные картинки - дает образец высказывания:
«Нужно накрыть стол для чаепития», дети составляют фразу по другим картинкам).
-Здесь все, что нужно для работы. Постарайтесь выбрать то, что вам необходимо.
- Нам надо всё успеть сделать пока звучит музыка.
Обращения к детям во время игры:
- Что ты делаешь?
(Предполагаемые ответы детей: мою, протираю, подметаю, стираю, варю и т. д.)
- Что ты выбрал для работы? Ты ничего не забыл?
(Предполагаемые ответы детей: «уборка в доме»: веник, совок, швабра, тряпка, ведро и т. д.)
- какой суп ты варишь?
(Предполагаемые ответы детей: вермишелевый, гороховый и т. д.)
- какую кашу?
(Предполагаемые ответы детей: (гречневую, рисовую, манную и т. д.)
- какой компот?
(Предполагаемые ответы детей: грушевый, яблочный)
- какой пирог?
(Предполагаемые ответы детей: капустный, яблочный)
- какую посуду вы поставите на стол для чаепития столовую, кухонную или чайную?
-4-
Слайд «Грустная и весёлая мама»
Игровое упражнение «Ласковые слова».
(фотовыставка «Моя мама»)
Логопед:
- Я думаю, каждая мама будет рада, если в доме есть такие замечательные помощники и захочет вас назвать ласковым словом. Вы со мной согласны?
-Как тебя ласково называет мама? А тебя?
(Предполагаемые ответы детей: котёнок, доченька)
- Как много разных ласковых слов мы услышали.
-Ребята, а можем маму порадовать приятными словами? А это будет для нее подарком?
- Полюбуемся на фотографии ваших мам.
Мамы смотрят на вас, и им тоже хочется услышать добрые слова.
- Какая твоя мама?
(Предполагаемые ответы детей:
«Моя мама красивая», «Моя мама добрая»
(нежная, умная, ненаглядная, ласковая, прекрасная, трудолюбивая, чудесная, милая и т. д.)
Слайд «Мама и дети»
- Что ты пожелаешь своей мамочке?
(Предполагаемые ответы детей полными предложениями:
«Я пожелаю мамочке счастья».
«Я пожелаю мамуленьке здоровья» и т. д.)
Логопед:
-Много разных ласковых слов вы подарили своим мамам.
III. Рефлексия занятия.
Логопед:
- Сегодня мы узнали, что каждый из вас может порадовать маму по-своему. И вы показали, что вы - настоящие мамины помощники. Внимание на экран:
(Предполагаемые ответы детей:
подарок можно нарисовать или слепить; можно делать для мамы добрые дела и дарить ей приятные слова).
- Как вы думаете, какой подарок для мамы будет самый желанный?
- Да, любой маме будут приятны все добрые слова и дела.
На свете добрых слов живет не мало,
Но всех добрее и важней одно.
Из двух слогов простое слово: «Мама».
И нету слов нужнее, чем оно.
Нет человека роднее и ближе матери, поэтому любите и берегите ваших мам и обязательно им помогайте.