Анна Жилинская
Конспект занятия «Осень» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для речевой активности детей через использование настольной дидактической игры.
Задачи:
-создать условия для обобщения и систематизации представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе;
- способствовать совершенствованию навыка рассматривания картин;
- способствовать развитию грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, слов-признаков, согласование прилагательных с существительными в роде и числе);
- способствовать развитию связной речи, дыхания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, мелкой моторики;
Публикация «Конспект занятия „Осень“ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
-способствовать формированию навыка слогового анализа слов;
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
- способствовать воспитанию эмоционального отклика на изображенное на картине;
Предварительная работа: разучивание считалки «Ветер по лесу летал», дидактические игры «С какого дерева лист», «Сколько капель - столько и частей» (положи столько капель над картинкой сколько в ней частей, слушание П. Чайковского «Осенняя песня», экскурсия в парк детского сада, на занятии по изодеятельности руководитель студии знакомит детей с картинами И. Левитана «Сумерки. Луна», рисуют осенний пейзаж, разучивание движений для общей моторики Н. Нищева «Вдруг закрыли небо тучи», работа по расшифрованию схем-карт.
Оборудование и материалы: магнитофон с записью П. Чайковского "Осенняя песня", осенний букет в вазе, настольная игра с препятствиями и кубиком, картина И. Левитана "Сумерки. Луна", портрет И. Левитана, магнитная доска, корзина с листочками разных деревьев на обратной стороне двухсторонний скотч, картинки деревьев на фланелеграфе, предметные картинки (утка, улей, капельки дождя, схема-карта с указание сюрприза, корзина с овощами и фруктами.
Ход деятельности:
1. Организационно-мотивационный этап.
(Создание эмоционального положительного фона. Тихо звучит «Осенняя песня» П. Чайковского. Кабинет украшен осенними листьями на столе стоит осенний букет и настольная игра с заданиями)
- Кто-то перед нами здесь побывал. Вы догадались, кто оставил эти подсказки? (Дети высказывают своё мнение) Что же осень нам хотела сказать? (Дети высказывают своё мнение)
- Наверное, вы правы, и нам нужно поиграть в нашу игру с кубиком, выполнить задания и получить желанный приз от осени.
2. Основной этап.
(Логопед направляет детей, чтобы они смогли договориться, кто будет первым кидать кубик. Дети считаются)
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной.
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(Первый игрок кидает кубик и делает ход)
-Первое задание: Осень просит вас назвать признаки осени и начать свое предложение со слова «Осенью….» (Ответы детей)
(Дети опять считаются и выбирают следующего игрока. Игрок делает ход и дети выполняют задание)
-Второе задание: Ребята скажите, а чем пахнет осень? (Логопед предлагает понюхать осенний букет. Проводится дыхательная гимнастика: сделать глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, выдох через рот. Несколько раз)
(Предположения детей. Логопед направляет детей в ответах)
-Осень пахнет цветами, сухими листьями, сыростью и т. д.
-Вы правы. Садитесь поудобнее. Давайте рассмотрим осенний пейзаж (дети рассматривают картину И. Левитана «Сумерки. Луна» несколько секунд. Делятся эмоциями друг с другом и с педагогом)
Рассматривание картины И. Левитана «Сумерки. Луна»
- Ребята вы знаете кто написал эту картину? (ответы детей). Эту картину написал Илья Левитан (показывает портрет художника)
-Рассмотрите внимательно и скажите какое время года изобразил художник? (Ответы детей)
- Посмотрите, что вы видите на переднем плане картины? (Логопед привлекает внимание детей к тем частям картины, о которых говорит)
(Ответы детей)
- Посмотрите, что вы видите по берегам озера? (ответы детей)
-Ребята, опишите небо, которое нарисовал художник. (ответы детей). Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? (предположения детей)
-Скажите, что вы видите на небе? (ответы детей)
-Опишите, какая луна на небе? (дети подбирают слова-признаки)
- Как можно назвать картину И. Левитана? (дети придумывают название картине)
-Илья Левитан назвал свою картину «Сумерки. Луна» (Логопед хвалит детей и благодарит)
Динамическая пауза
- Для того, чтобы продолжить игру нам нужно размяться.
(Логопед предлагает детям встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение)
Развитие общей моторики
Вдруг закрыли небо тучи, (поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий. (прыгают на носочках, руки на поясе)
Долго дождик будет плакать
Разведет повсюду слякоть. (приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге, (поднимают высоко ноги в коленях)
Поднимай повыше ноги.
- Давайте продолжим нашу игру! (дети считаются и делают ход)
-Третье задание. На картине вы видели много деревьев. Помогите листочкам найти своё дерево (Логопед высыпает из корзины листочки и обращает внимание, что на доске висят картинки с изображением деревьев. Дети самостоятельно берут по дереву, садятся за столы и наклеивают листочки на дерево, с помощью двухстороннего скотча.)
(Логопед подходит к каждому ребенку и спрашивает)
- Скажи с какого дерева упал твой лист (с березы). Какой у тебя лист? (березовый лист)
Как называются листья упавшие с березы, (березовые листья) и т. д.
(Логопед предлагает продолжить игру. Дети уже самостоятельно договариваются кто будет делать ход)
- Четвертое задание. На прошлом занятии мы делили слова на части. Сделайте это еще раз. ( логопед показывает предметные картинки слов: ут-ка и у-лей. Дети прохлопывают слова и определяют сколько частей в слове)
(Логопед помещает над картиной И. Левитана две капельки дождя)
- Подберите слова в картине, в которых тоже будет по две части (дети называют слова)
-Ребята это было последнее задание, обратите внимание на листочек на игровом поле (дети находят инструкцию где лежит подарок оставленный осенью. Дети могут расшифровать сами, если не справляются, то логопед помогает)
3. Заключительный этап
- Вы справились с последним заданием и получите приз (дети находят корзину с фруктами и овощами по схеме под столом). Теперь вы знаете, чем богата осень. Но об этом мы поговорим в следующей игре-занятии. Я буду вас ждать с нетерпением, а вы согласны со мной еще раз поиграть в нашу игру с кубиком? (Дети отвечают, делятся эмоциями и впечатлениями)
Список используемых источников:
1. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в подготовительной к школе логогруппе/О. С. Гомзяк. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2013
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа).-СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016