Наталья Кулакова
Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Как появились буквы?»
Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности.
Задачи:
Образовательные:
• формирование представлений о происхождении славянского алфавита;
• познакомить со славянскими просветителями – святыми Кириллом и Мефодием.
Развивающие:
• развитие аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Как появились буквы?“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.
Воспитательные:
• воспитание интереса к истории жизни наших предков.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте ребята! Предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и глядя в глаза своему соседу сказать ему несколько добрых, приятных слов.
Психологический этюд
«Скажи что-нибудь приятное»
Дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, хвалят. Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.
Введение в тему.
Педагог: - Отгадайте-ка, ребята, мою загадку: «На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей».
Дети: Буквы.
Педагог: Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи. А вы знаете буквы? Назовите их. (Ответы детей). (слайд 2)
Педагог: Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если
отправимся в прошлое. У нас есть часы, которые помогут нам оказаться в прошлом. «Назад стрелки закрутились, и мы в прошлом очутились».
(беру часы, кручу стрелки назад).
(Звучит музыка)
Педагог: Вот мы с вами и попали в прошлое. (слайд 3).
Присаживайтесь на стульчики.
Основная часть.
Педагог: Было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать историю их рождения.
А вы ребята хотите узнать как появились первые буквы и кто их придумал? (ответы детей)
В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(слайд 4,5,6)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (слайд 7)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. (слайд 8) Это Кирилл и Мефодий. Они были очень образованными людьми.
Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. (слайд9) Каждая буква имела свое название : «Аз», «Буки», «Веди». Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. (слайд 10)
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете»,«земля»,«люди». В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
А теперь предлагаю вам поиграть.
Игра «Собери букву из частей».
Детям раздаются конверты с разрезными буквами старославянского алфавита.
Педагог: буквы из прошлого распались на части, вам необходимо «спасти» их: собрать из частей.
Дети работают в подгруппах.
Педагог: Молодцы, вы отлично справились.
«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая. В Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. (слайд 11)
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Педагог: Пришла пора нам возвращаться в детский сад.
«Вперед стрелки закрутились и в саду мы очутились» (беру часы, кручу стрелки вперед)
Пальчиковая игра «Мы учимся письму».
Мы учимся письму.
Для чего? И почему? Дети руками показывают на тетрадь.
Из крючков, из крючков, Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.
Из кружков, из кружков Пальцы складываются колечками.
Сможем буквы написать, Имитация в воздухе движений как при письме.
Если будем мы стараться –
Буквы будут получаться. Руки на поясе, наклоны головы в стороны.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились. Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.
Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем! Энергичное встряхивание кистей рук.
Практическое творческое задание.
Педагог: А теперь вам ребята, я предлагаю с помощью разноцветных жгутиков попробовать создать свои необычные буквы и украсить их.
Работа детей.
Заключительная беседа.
Педагог:
- Понравилось вам наше путешествие?
-Что интересного вы сегодня узнали?
-Что было для вас трудным?
- Как в прошлом люди обменивались информацией?
-На чем делали надписи? (Ответы детей.)
-Кто создал славянскую азбуку?
-Назовите старославянские буквы, которые вы запомнили. (слайд 12)
Итог. - Мы сегодня познакомились со старославянскими буквами, с историей их рождения. Я думаю, что в школе вы будете прилежными и старательными учениками. Научитесь быстро читать и красиво писать.