Наталья Алгаева
Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
«Что подскажет совесть?»
Задачи:
Образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов на основе базовых понятий духовности, нравственности (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени и т. д.); основного понятия нравственного самосознания – совесть.
Воспитательные: пробудить у детей желание к приобретению добрых привычек и воспитывать в них неприятие вредных привычек; формировать представления о положительных и отрицательных качествах человека.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Что подскажет совесть?“» размещена в разделах
Развивающие: развивать умение сравнивать, познавательный интерес, мелкую моторику.
Материал для занятия:
• фонарик;
• картинка «Вредность»;
• иллюстрации к рассказам;
• музыкальный диск.
Раздаточный материал:
• альбомный лист, с нарисованными картинками;
• простой карандаш;
• «ладошки» из картона.
Музыкальное сопровождение:
«Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).
Словарная работа:
Введение и разбор слов: совесть, добросовестный, бессовестный; закрепление в активном словаре детей понятий: доброта, милосердие, жадность, хвастовство, лень, злобность.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о том, как отличить добро от зла. Скажите, какие добрые дела мы с вами можем сделать?
Дети: Помочь маме помыть посуду, убрать за собой игрушки; помочь папе почистить снег, поиграть с младшим братом, помочь пропылесосить, поделиться конфетами и т. д.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра «Хорошо – плохо».
(Воспитатель раздает «Ладошки»).
Хорошо. Плохо.
Защитил младшего Порвал одежду
Проведал больного Обидел сестренку
Помог слабому Поссорился с другом
Поделился с голодным Отобрал игрушку
Развеселил грустного Ударил, толкнул
Покормил птичек Сломал деревце
Воспитатель. Каждый день мы с вами совершаем разные поступки, при этом приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации. Как же узнать хорошо мы поступили или плохо?
Дети: - Не знаем, догадаемся.
Воспитатель: - Чтобы человек не ошибся в том, что хорошо, что плохо, внутри нас есть добрый помощник – совесть. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными. А которые поступают плохо, называют бессовестными.
Совесть приносит человеку сообщение-весточку: хорошо он поступает или плохо.
Например, ты получил новогодний подарок с конфетами. Совесть подсказывает: не жадничай, поделись с тем, у кого нет конфет. Поделился – хорошо. Ну, а если ты чувствуешь: жалко – съем сам, да и делаешь так – поступаешь плохо. Или: мама попросила помочь по дому, а ты ленишься – ладно, попозже сделаю?
А ещё, может быть, бывает так, что ты не слушаешься родителей, обзываешься плохими словами, дерёшься с кем-то из ребят?
Кто из вас, ребята, сможет назвать ещё какую-нибудь ситуацию, при которой совесть – наш добрый помощник – подсказала вам, как поступить, чтобы было хорошо?
Дети: - Если играю игрушкой, то надо поделить ею с другом.
- Покормлю птиц, когда им нечего кушать.
- Если я качаюсь на качелях, и кому-то тоже захочется покататься, я ему уступлю место.
Воспитатель: Молодцы! А какие поступки можно назвать плохими?
Дети: - Плохо драться, обзываться, отбирать игрушки, жадничать, ссориться.
Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы не совершать плохих поступков? Следует прислушиваться к тому, что велит совесть. (Зажигаю фонарик). Совесть как яркий огонёк светит в душе человека.
Если ты спрашиваешь у своей совести: хорошо ли я делаю, совесть обязательно даёт ответ. Только нужно учиться слышать свою совесть. Ты можешь постараться не делать плохого, а делать хорошее. И никакое доброе дело не пропадёт зря. А если человек забывает спрашивать совесть или ещё не научился слышать её, он начинает совершать плохие поступки: обманывать, обзываться злыми словами, обижать товарищей, лениться.
Люди должны помогать своей совести бороться против трёх самых главных врагов. Как их узнать? Один из них всегда говорит: «Не хочу!», второй – «Сделаю попозже!», третий – «А почему это должен делать я?». Этим врагам мы дадим такие имена: «Нехочулькин», «Попозжечек», «Почемуяшкин». Знакомы вам такие враги, ребята? Вы с ними встречались?
Дети: Да, каждый день.
Воспитатель: Кто поможет нам справиться с этими – «Нехочулькиными», «Попозжечкими» и «Почемуяшкиными»?
Дети: Наши друзья помогут справиться с ними.
- Мы сами справимся.
- Наша совесть поможет.
Воспитатель: Да – это наша совесть. Совесть подсказывает детям стыдиться злых поступков, исправлять злое добрым. Она говорит: «Пойди, помирись, поправь, что сделал плохо, не ленись».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что происходит с совестью, если не обращать на неё внимания?
Дети: - Не знаем.
Воспитатель: Если не обращать на совесть внимания – её огонёчек гаснет. (гашу постепенно фонарик). И тогда в душе наступает темнота. Человек перестаёт отличать доброе от злого, хорошее от плохого.
Но, чтобы этого не произошло, мы будем защищать свою совесть.
У каждого человека есть свои хорошие и дурные качества. Хорошие качества – это доброта, щедрость, трудолюбие, скромность. Дурные – лень, жадность, злость.
Предлагаю вам поиграть в игру «Сражение». Выходите поиграть на ковер, образуйте круг. (Игра с мячом).
Я буду «Вредностью», а вы будете «Добрыми детьми». Я буду пытаться навредить добрым детям. Придумывать и называть дурные качества (бросаю мяч, а вы – подбирать и называть противоположные добрые ваши качества. Называя ответ, вы будите защищаться (бросать мяч обратно).
Злые качества Добрые качества
Жадный Щедрый
Злой Добрый
Ленивый Трудолюбивый
Лживый Правдивый
Хвастливый Скромный
Упрямый Послушный
Жестокий Милосердный
Воспитатель: Молодцы, ребята! Одолели всех вредность!
Предлагаю вам послушать стихотворение Татьяны Дашкевич «Совесть подсказала». Я попросила Артёма выучить его наизусть. Послушайте внимательно стихотворение.
Совесть подсказала
Не спеши, постой, голубчик,
Не беги во двор играть.
Слышишь: кто-то тебя учит
Все игрушки подобрать,
Вымыть чашку из-под сока
И цветы полить скорей,
Поснимать машинки с окон,
Пластилин содрать с дверей,
Стул накрыть красивым пледом,
С пианино пыль стереть.
Ну, теперь на всё на это
Любо-дорого смотреть!
Папа, мама, проходите,
Посидите, отдохните.
Может, суп вам подогреть?
Это совесть научила
Потрудиться малыша.
Мама сына похвалила,
Расцвела её душа.
Воспитатель: Чему доброму учит человека совесть?
Дети:- Делать добрые поступки : не обижать, не ссориться, не брать чужого; не жадничать, помогать, не врать и т. д.
Воспитатель: - Благодаря этому «фонарику» внутри нас, мы совершаем хорошие поступки. Дарим свет другим людям. Но нам нужно учиться слушать и слышать, что нам говорит наша совесть. Не всегда человек её может услышать.
Поступая плохо, человек испытывает чувства беспокойства, неудовлетворённости. Люди говорят: «грызёт совесть», «совесть спать не даёт», «мучает совесть».
Воспитатель: Мы хорошо помним прочитанные рассказы, герои которых, мальчики и девочки, справлялись с ними.
Я буду показывать вам картинку, а вы узнав рассказ и героя, попробуете рассказать что же толкало их поступить так или иначе. (Показ иллюстраций. Примерные рассказы детей).
Рита: На этой картинке изображен мальчик Виталик и его кот Мурзик. Виталик сказал неправду про кота, будто это он съел рыбку. Мальчик солгал, и его мучила совесть. В конце концов, он сказал правду.
Семён: Это рассказ – «Как Андрейка перенёс Нину». Совесть подсказал Андрейке помочь девочке перебраться через лужу.
Полина: На этой картинке мальчик помогает подняться бабушке, упавшей на скользкой дороге. Это рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка». Совесть учит нас оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются. Особенно пожилым. И даже незнакомым.
Воспитатель: Значит, можно научиться слышать сообщение, которое посылает нам наш огонёк. И нам по силам победить дурных-вредителей.
Физ. минутка «Это тоже я могу»
Воспитатель: Мы же не дочитали с вами рассказ про девочку Олю. Пришло время узнать, что же там произошло (читаю рассказ).
Итак, ребята! Как вы думаете, что сейчас сделает Оля?
Дети: Побежит играть с планшетом.
Поможет маме помыть посуду!
Поиграет с братиком, чтобы мама смогла сделать свои дела.
Воспитатель: Ребята! На этом столе лежат листочки с изображением – планшета, грязной Олиной кружки и братика Саши. Возьмите карандаши и обведите то, что по вашему мнению выберет Оля: помоет посуду, побежит играть в планшет или поиграет с братом?. (работа детей).
А теперь мы дочитаем рассказ.
Дети: Оля услышала голос совести и помогла маме.
Воспитатель: Да, ребята, давайте и мы будем учиться прислушиваться к голосу своей совести и перед началом любого дела советоваться с ней: хорошо ли я поступаю? Поступая хорошо, мы пойдём по дороге добра, о которой поётся в этой песне. (Звучит песня «Дорога Добра»).
Сказка или повесть про Олину совесть
– Пора вставать! Будем завтракать! – сквозь сон услышала Оля мамин голос. Через секунду девочка уже открыла глаза, потянулась в кровати, сбросила одеяло и с улыбкой побежала одеваться.
Просыпаться – дело трудное. Это все знают.
Бывает, снится тебе, например, морское плавание с пиратами за сокровищами или поход с тремя богатырями в заколдованный лес, где прячется Соловей-Разбойник. Интересно – дух захватывает! А главное, в кровати – хорошо, тепло.
И вдруг будят родители. Нужно идти в садик. Исчезают и пираты, и богатыри.
Но сегодня всё было не так.
В окна ярко светило ласковое солнышко. На улице стояла прекрасная погода. Воскресенье! Вся Олина семья – вместе, дома. С кухни тянуло вкусными-превкусными запахами. Это мама сделала блины – аппетитные, лакомые, сытные. Можно есть с маслом, со сметаной или с бабушкиным вареньем – пальчики оближешь!
Оля быстро умылась, почистила зубы, улыбнулась себе в зеркало и даже подмигнула. Вприпрыжку помчалась одеваться, так что чуть в папу не врезалась.
– Доброе утро, попрыгунья! – обнял девочку отец. Он собирался спуститься во двор мыть их машину, чтобы та была чистой и сверкала на солнышке.
– Доброе утро! – коснулась Оля его колючей щеки.
«Какое сегодня чудесное настроение!» – подумала она, зайдя в свою комнату. И правда, радость так и трепетала у неё на душе. Больше, чем обычно. И, конечно, неспроста.
Вчера мама с папой приехали из магазина и говорят: «Олюшка! Мы видим и знаем, как хорошо ты ведёшь себя – не капризничаешь и не споришь, прибираешь за собой игрушки, вовремя ложишься спать. И в детском садике тебя хвалят – слушаешься воспитателей и нянечек, кушаешь замечательно, стараешься на занятиях, других ребят не обижаешь, а наоборот, стараешься, чтобы все играли вместе – дружно и весело. В общем, мы, как обещали, принесли тебе подарок…» – и протягивают Оле коробку, повязанную праздничным бантиком.
«Вещь дорогая – не всем ребятам родители могут такую купить, так что не забывай делиться. Вещь опасная – у тех, кто играет с ней чересчур много, потом часто болит голова и в глазах всё расплывается. Вещь умная – так что, старайся не только развлекаться, но и проводить время с пользой.»
Оля открыла коробку, а там… планшет! Приветливо зажёгся большой экран, на нём – яркие окошечки, за каждым из которых – игры, музыка, мультфильмы…
– Ничего сказать не забыла? – с улыбкой спросили родители девочку, от изумления и любопытства так и застывшую с открытым ртом.
– Ой, спасибо, мамочка и папочка, мои любименькие! – бросилась к ним Оля с «обнимашками».
Почти весь субботний вечер она провела за новеньким светящимся экраном – стреляла из рогатки разноцветными птичками, учила английские слова в компании львёнка Лео, рубила надвое летящие фрукты, будто острой саблей, просто проводя пальчиком по экрану…
Потом раздался строгий голос:
– Дочь, ты, кажется, обещала не сидеть с планшетом слишком долго.
Оля подняла голову от экрана, огляделась. Она и не заметила, что был уже глубокий вечер, за окном стемнело, скоро была пора ложиться спать. К ней, недовольно нахмурив брови, обращался папа. На руках он держал Олиного младшего брата, которому всего полтора годика.
– Поиграй-ка лучше с Сашей. Этим вечером он тоже рассчитывал на твоё внимание.
Оля отложила планшет. «Так и быть! Скоро будет завтра – можно будет снова пострелять птичками, или порубить фрукты, или ещё скачать что-нибудь новенькое.»
И вот оно, заветное утро нового дня!
Оля вошла на кухню и села за стол:
– Привет, мам!
– Привет, Олюшка! – мама как раз наливала ей чай.
– Иве-е! – закричал Саша, сидевший в своём детском стульчике, и выронил из ручки свою игрушку – медвежонка Копатыча.
– Привет, Сашка! – поздоровалась с ним Оля и стала завтракать, а мама со словами «Ох, сынок, ну, чего ж ты игрушки бросаешь? У мамы и так дел – посмотри сколько!» подняла и отряхнула смешарика.
Дел у неё, и правда, была уйма – на плите пофыркивали кастрюли, на столе блестели вымытые овощи, которые мама нарезала для супа и салата, на полке просыпался мешочек со специями, и нужно было убирать. Ещё и Сашка раскричался, требуя, чтобы кто-нибудь с ним поиграл.
– Не помешала бы мне сейчас помощь… – тихо, себе, сказала мама, оглядывая кухню.
Меж тем, Оля, в предвкушении новых приключений и открытий за яркими окошечками планшета, быстро расправилась с блинами и чаем. Через пять минут она уже добавила свою тарелку и любимую кружку с нарисованными Машей и Медведем в гору немытой посуды, стоящей в раковине.
– Спасибо, мамочка! – прощебетала Оля, и уже почти выбежала из кухни, но вдруг остановилась. «Кажется, как будто чего-то не сделала» – подумала девочка и оглянулась.
Мама, едва успев прибрать рассыпавшиеся специи, переставляла на плите кастрюли с чем-то кипящим, приговаривая: «Сейчас, сейчас!» Сашке, который опять уронил Копатыча и громко заплакал. Верхом на грязных тарелках в раковине, с любимой кружки смотрели Маша и Медведь.
Как бы вы сейчас поступили, будь на месте Оли?
Оля вернулась в кухню:
– Мамочка, давай я помогу тебе! Хочешь, могу посуду помыть. Или с Сашей поиграть.
– Ой, дочка, – улыбнулась ей мама. – Вот спасибо! Успокой Сашку, пожалуйста, а с посудой я сейчас сама разберусь.
Оля подняла и отряхнула упавшего Копатыча, протянула его брату. Сашка сразу же прижал медвежонка к себе, но плакать не перестал. Тогда Оля запела его любимую песенку про Фиксиков, потом стала смешить – показывать язык, хлопать, кружиться. Через пару минут Сашка уже заливисто хохотал, радостно махал руками, и даже изображал, как Копатыч танцует под Олину песенку.
Как бы девочке ни хотелось поскорей играть с рассерженными птичками или львёнком Лео, она точно знала, что должна быть здесь, развлечь брата – помочь маме. Та как раз закончила с посудой, подошла к Оле и обняла её:
– Спасибо тебе, дочка – выручила! Совсем ты взрослая стала.
Развеселившийся Сашка захлопал в ладоши. На душе у всех было как-то особенно светло и хорошо. Оля точно знала, что поступила правильно.
Что подсказало ей сделать так, а не иначе?