Татьяна Завгородняя
Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: «Семья, какая она»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему:
"Моя семья".
Задачи:
Образовательные:
Расширить представление детей о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, закреплять умение рассказывать о семье.
Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, подбирать к словам прилагательные и глаголы.
Развивающие:
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
Воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о близких, вызвать чувство гордости за свою семью.
Оборудование: выставка фото коллажей «Моя семья», игрушка Домовёнок Кузька, мяч, камин; "язычки пламени", солнышки и тучки, заготовки куколок, лоскутки ткани, шерстяные нитки, подушки -"думочки" (по количеству детей, веник, прутики от веника.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вот таким хорошим и пригожим, я предлагаю встать в круг. Ребята, с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня.
Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.
Воспитатель: - Дети, сегодня к нам пришёл ещё один гость – Домовёнок Кузя. Он принёс с собой стихи-загадки. Если вы их отгадаете, то узнаете, о чём Домовёнок Кузя хочет поговорить с вами.
Воспитатель: - Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
Воспитатель: - Конечно же это - мама.
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (добрая, красивая, терпеливая, умная, требовательная, заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная и т. д.)
Воспитатель: - Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть
И друзьями дорожить?
Воспитатель: - Правильно, папа. Скажите хорошие слова о папе, какой у вас папа? (мужественный, умелый, отзывчивый, добрый, смелый, сильный, трудолюбивый, любимый, строгий, умный.)
Воспитатель: - Ароматное варенье,
Пироги и угощенье,
Вкусные оладушки,
У любимой. - Правильно, у бабушки.
Воспитатель: - А какими ласковыми словами вас называет бабушка?
Воспитатель: - Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он мудр и сед
Мой родной любимый. " - Правильно, дед.
Воспитатель: - А как вы ласково называете деда
Воспитатель: - Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая. " (сестрёнка)
Воспитатель: - Сестренка, она какая? весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая
- Молодцы, вы правильно отгадали, что эти загадки о маме, папе, бабушке, дедушке, братишке и сестрёнке. А все они. (семья)
Воспитатель: - Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о семье. Ой, ребята, а Домовёнок Кузя говорит, что совсем запутался, кто кем в семье приходится! Поможем ему разобраться?
Воспитатель: - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто кем приходится?». Я буду по очереди каждому из вас задавать вопрос и бросать вам мяч, а вы должны поймать мяч, правильно ответить на поставленный вопрос и бросить мяч снова мне.
Воспитатель: - Вероника, ты для мамы и папы кто? (дочка)
- Ульяна, ты для дедушки и бабушки кто? (внучка).
- Георгий, папа для дедушки и для бабушки кто (сын)
- Бабушка кем приходится твоему папе? (мама)
- Ростислав, ты для папы и мамы кто? (сын)
- Тимофей, сестра твоей мамы кто тебе? (тётя)
- Рома, а ты кто для тёти? (племянник)
- Артём, дедушка кем приходится маме твоей? (папа)
- Ева, дети твоей тёти кем тебе приходятся (двоюродные братья или сёстры)
Воспитатель: - Ну, что Кузя все понял? Вот и хорошо! Домовёнок Кузя приглашает нас к домашнему очагу. Послушайте, что мне рассказал Кузя, о том, как же появилась семья.
(Дети располагаются у камина на подушечках -"думочках".
Воспитатель: - В стародавние времена, когда древние люди мало чем отличались от диких зверей, человеку было очень трудно добывать себе еду, согреваться холодными ночами, защищаться от хищников. И вот однажды, во время грозы, молния ударила в сухое дерево, оно загорелось. А когда дерево почти догорело, от него остались угольки, от которых шло тепло. Это заметила женщина. Она решила принести угольки в холодную пещеру, служившую людям домом. Пещера наполнилась теплом и светом.
Так женщина стала хранительницей очага, тепла и домашнего уюта. А мужчина стал добытчиком, он старался прокормить себя, женщину и своих детей. Люди научились заботиться о своих близких, родных. Так появилась семья.
Воспитатель: Семья объединяет родных людей: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев и сестёр. Это наши родственники и родня.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что есть у всех людей, но у каждого человека своё? (Имя)
- У каждой семьи есть что-то общее, что же это?
- Правильно, у каждой семьи своя фамилия, свой дом, свои традиции.
Воспитатель: -Домовёнок Кузя хотел бы послушать рассказы о ваших семьях.
- У нас выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.
(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на фотографии; мою маму зовут, папу зовут, Ф. И. бабушек и дедушек, которые на фотографии; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете? (Радость, хорошее настроение, любовь)
Воспитатель: - Почему? (Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня)
- Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья. А какие ваши семьи дружные вы рассказали, а сейчас еще и покажем!
физ. минутка: «Семейная зарядка».
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей. (шаги на месте).
Встанем в круг и по порядку (встаем в круг)
Дружно делаем зарядку. (руки на пояс)
Мама руки поднимает, (руки вверх)
Папа бодро приседает (приседание).
Повороты вправо, влево (повороты)
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой (покачивание головы из стороны в сторону).
Воспитатель: - Дом, семья-это то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Чтобы так было всегда, нужно делать добрые дела.
Игра "Добрые дела".
Воспитатель:- Я вам раздам язычки пламени, вы будете называть по очереди доброе дело и затем прикрепите "язычок пламени" к общему "костру-очагу")
- поливаю цветы
- мою посуду
- заправляю свою кровать
- складываю свои вещи аккуратно
- накрываю на стол
- помогаю пылесосить
- убираю игрушки на место
- играю с братиком младшим
Воспитатель: - Вот мы и позаботились о домашнем очаге, чтобы в нём не погас огонь.
Воспитатель:- Семья - это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним. Дети смотрят на картинку и называют пословицы (презентация)
1. Вся семья вместе так и душа на месте
2. В семье и каша гуще
3. Лучший клад, когда в доме лад
4. Дерево держится корнями, а человек семьёй
5. В дружной семье и в холод тепло
6. В тесноте, да не в обиде
7. В гостях хорошо, а дома лучше
8. Отца с матерью почитать - горя не знать
Воспитатель: - Пословицы и поговорки, говорят о том, что все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих близких и дорогих.
Д/и «Радость и печаль»
Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке испачкали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Вы съели на завтрак всю кашу;
- Вы подрались с другом;
- Разбросали по комнате все игрушки;
- Помогли маме мыть посуду;
- Нагрубили бабушке;
- Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
- Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
- Хорошо вели себя в детском саду.
Воспитатель: - Так давайте будем совершать только хорошие поступки, чтобы не разочаровывать своих близких.
Воспитатель: - Ребята, я хочу вам открыть один семейный секрет. Посмотрите, у меня есть веник. Давайте попробуем, можно ли его сломать? (дети пробуют: не ломается). А отдельные прутики? (дети ломают). Так и наша семья: когда мы все вместе, то она очень крепкая и ее нельзя «сломать».
Воспитатель: - И с этим согласен Домовёнок Кузя. Он помогает следить за хозяйством, за порядком в доме.
- Ребята, а Кузя спрашивает, что вам сегодня понравилось7
- А что-то новое узнали сегодня?
- Что вам понравилось?
- Хотите, чтобы и в вашей семье появился такой помощник? (Да)
Воспитатель:
- Домовёнок Кузя приготовил вам сюрприз. (в корзинке под салфеткой спрятаны заготовки куколок-оберегов и лоскутки ткани.)
Воспитатель: - Как хорошо, ребята, что у всех вас есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, заботятся друг о друге, дружно живут вместе.