Елена Федорова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по развитию элементов логического мышления «Зоопарк»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста по развитию элементов логического мышления.
Выполнила воспитатель
1 квалификационной категории
Федорова Е. С.
Тема: «Зоопарк».
Цель: Формирование умения графически строить модель классификационных отношений между выделенными понятиями, сравнивать понятия по объемам.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по развитию элементов логического мышления „Зоопарк“» размещена в разделах
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Старшая группа
- Темочки
- учить распределять объекты по группам по их существенным признакам;
- учить обобщать понятия, сравнивать понятия по объемам.
- формировать грамматически правильную речь, обогащать словарь;
Развивающие :
- развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать умение работать сообща, договариваться между собой в ходе выполнения заданий;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к преодолению трудностей,
- воспитывать доброе бережное отношение к животным,
Материал: карточки с изображением животных (по 4-5 карточки с изображением насекомых, по 7-8 карточек с изображением птиц, рыб и зверей, карандаши, бумага, бумажные аквариумы, поляна для насекомых плакат с деревом, конструктор для вольеров.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
План:
1. Организационный этап.
Приветствие.
Вхождение в игровую ситуацию.
Создание проблемной ситуации.
2. Основной этап.
Игра-загадка: «Кто живет в лесу?»
Игра: «Что лишнее?»
Физкультминутка «В зоопарке у слона»
Игра: «Аквариум»
Игра: «Угадай кто?»
3. Заключительный этап.
Решение проблемной ситуации, составление схемы.
Рефлексия
Ход НОД:
Организационный момент, приветствие Вхождение в игровую ситуацию.
- Ребята, скажите а кто из вас был в нашем Ярославском зоопарке?
- А кого вы там видели?
+…
-В Ярославском зоопарке обитателей великое множество. Там очень интересно, но к сожалению там были не все ребята нашей группы и сегодня я вам предлагаю в нашей группе организовать свой мини зоопарк, как вам мое предложение, согласны?
+Да, согласны
- Дружно за руки возьмемся, друг другу улыбнемся, и за дело примемся. Чтобы у нас сегодня все получилось нужно внимательно слушать задания, во время выполнения помогать товарищам (держась за руки проходим к столу).
Основная часть
Создание проблемной ситуации
Решение проблемной ситуации.
- Посмотрите, нам привезли обитателей для зоопарка, но вот беда они все перепутались.
Что нам делать, как быть?
+…
- Правильно нам нужно их распределить по группам.
Внимательно рассмотрите изображения, чтобы узнать какие группы обитателей есть в нашем зоопарке нам нужно выполнить несколько заданий.
И первое задание называется «отгадай загадки», я загадываю вам загадку вы ее должны отгадать, отгадав вы узнаете какого обитателя нужно найти и определить в отдельную группу.
Загадки: «Кто живет в лесу?»
1)Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк, да щёлк,
Очень страшный серый (Волк)
2)Плутовка,
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та,
Как зовут её?
(Лиса)
3)У него рога ветвисты,
А бока чуть-чуть пятнисты.
Всех катать ему не лень,
Возит саночки. (олень)
4)Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)
5)Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Ёж)
6)Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах.
Дальше от него держись —
Быстро нападает. (рысь)
7)Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами,
С пятачком на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)
8) Бурый, лохматый,
по лесу рыщет малину ищет
(медведь)
- Молодцы! Как назовем эту группу обитателей зоопарка?
+Звери.
-Давайте выложим картинки с изображением зверей на отдельный стол, ребята, а в зоопарке звери где живут?
+В вольерах.
-Сейчас мы построим для зверей вольеры,
Ребята, только нужно помнить, что крупных хищником поселим отдельно (рысь, волк, лиса) а более миролюбивых в другой вольер (олень, кабан, белка, еж)
(Выкладывают картинки с изображением зверей в две группы и строят вольеры).
- Ребята у меня есть условные обозначения, посмотрите какое условное обозначение подойдет для этой группы.
- Молодцы! Вернемся назад к столу.
Следующая игра: «Что лишнее?»
Наша задача, из предложенного ряда определить кто лишний и у выделенных обитателей определить группу:
- Собака, свинья, пчела, лошадь.
- Одуванчик, ромашка, бабочка, василек.
- Лиса, заяц, медведь, жук.
- Сова, муравей, сорока, воробей.
-Слон, жираф, стрекоза, бегемот
- Итак, у нас получились: пчела, бабочка, жук, муравей, стрекоза.
- Как мы назовем эту группу?
+Это группа - насекомые.
- Ребята, а кто-нибудь из вас знает как называется в зоопарке отдел где находятся насекомые?
-ИНСЕКТАРИУМ, вот такое сложное и интересное слово.
-Давайте все вместе повторим: ИНСЕКТАРИУМ.
Наш инсектариум будет находиться тоже на отдельном столе, и насекомых мы поселим туда.
Какое условное обозначение из предложенных подойдет для этой группы?
-Вижу что вы немного устали, отдохнем выполним вместе с самым большим обитателем зоопарка интересные упражнения
«В ЗООПАРКЕ»
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Вот мы и отдохнули! Но нам нужно закончить работу по обустройству нашего мини зоопарка.
- А следующих обитателей нам необходимо поселить в специальные домики «Аквариумы»
- Как мы назовем эту группу?
+ Эту группу назовем рыбы.
- Вам нужно отобрать тех обитателей, которые живут в аквариумах и расселить их, согласно специальным значкам.
Игра: «Рассели в аквариум» (согласно цвету и форме условных обозначений).
-Молодцы, еще одну группу нашли и поселили.
Какое условное обозначение подойдет для этой группы?
-Ребята, посмотрите кто из обитателей остался на столе, как мы назовем эту группу?
+Эту группу назовем птицы.
А сейчас я предлагаю взяться за руки и немножко отдохнуть (звучит аудиозапись «пение птиц»)
-Какие звуки вы слышали?
- пение птиц
-Да, мы прослушали удивительно красивое пение птиц, а вы знаете что у каждой птицы своя неповторимая манера пения.
Я предлагаю вам поиграть в игру:
Игра «Угадай кто?»
- Я буду называть птицу, а вам нужно сказать какие звуки она издает, и наоборот.
Воробей - чирикает,
Кукушка -…кукует
Голубь - …воркует
Филин -…ухает
Утка - …крякает
Соловей - …поет
Сорока -…трещит
Ворона-… каркает
- Правильно. Молодцы!
Птиц мы поселим на это замечательное дерево.
Это будет птичий двор нашего зоопарка.
И у нас осталось последнее условное обозначение, как вы думаете, оно подойдет для обозначения этой группы?
-Итак. Сколько групп мы с вами выделили?
+Мы выделили четыре группы.
- Да правильно. А сейчас присядьте за столы, теперь нам нужно схематически изобразить отношения между выделенными понятиями!
(Во время работы карандаш держим правильно, спинка прямая, ноги плотно стоят на полу).
- Как называются выделенные группы.
+ Птицы, звери, рыбы, насекомые.
- C помощью чего мы можем изобразить получившиеся группы.
+С помощью кругов.
-Сколько кругов мы нарисуем?
+Четыре круга.
-Давайте их подпишем.
Звери «З», насекомые «Н», птицы «П», рыбы «Р»
-Ребята, давайте подумаем, можем ли мы объединить получившиеся группы?
+Можем, так как это все животные.
- Верно!
-Давайте изобразим это графически. Обозначим обобщающее понятие животные буквой «Ж».
- Ваши получившиеся схемы будут служить памятками для посетителей нашего зоопарка.
- А теперь, нам нужно полученные понятия сравнить по объему. Посмотрите на схему и подумайте:
- Кого больше животных или рыб?
+Больше животных
-Правильно, а почему?
+ В понятие животные входят все: и птицы, и рыбы, и насекомые, и звери, а в понятие звери только звери.
-Кого больше животных или птиц?
-Кого больше зверей или животных?
-Кого больше насекомых или животных?
-А как это мы это отразили на схеме?
+Животные это обобщающее понятие мы его обозначили большим кругом
- Ребята, а скажите, как вы думаете, кого больше птиц или зверей?
+. ответы детей
-А можно ли сказать кого больше?
-Решить это очень сложно так как птиц, зверей, а так же насекомых великое множество на планете, и поэтому давайте с вами договоримся на будущее при изображении этих понятий на схеме круги, обозначающие эти группы животных, будут примерно одинаковые.
-Мы плодотворно поработали и нам пора закачивать.
Свои схемы памятки вы посетителям нашего зоопарка, а сейчас давайте повторим как нужно вести себя в зоопарке.
+ Нельзя шуметь, кричать, можно напугать обитателей.
+Нельзя залезать в вольеры с животными, они могут быть опасны.
+Нельзя кормить животных, они могут укусить, или наоборот эта пища может быть опасной для здоровья животного.
- Совершенно верно, теперь посетители зоопарка никогда не запутаются в нашем мини зоопарке и будут знать каких правил должны придерживаться, чтобы не навредить животным.
-Наше занятие подходит к концу.
Рефлексия - Вам понравилось самим быть организаторами зоопарка?
- А что понравилось больше всего? В чем возникла сложность?
На столе лежат смайлики, сегодня вы все очень старались активно работали и за вашу работу можете взять себе по смайлику, пусть он вам сегодня напоминает какие вы молодцы и дарит свою улыбку.
-Всем спасибо за работу, вы большие молодцы.