Екатерина Михайлова
Конспект НОД в форме игрового модуля с детьми старшего дошкольного возраста «Есть ли воздух и вода в продуктах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей № 52 «Крепыш»
АН ДОО «АЛМАЗИК»
НОД в форме игрового модуля с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Есть ли воздух и вода в продуктах?»
Воспитатель: Михайлова Екатерина Сергеевна
Публикация «Конспект НОД в форме игрового модуля с детьми старшего дошкольного возраста „Есть ли воздух и вода в продуктах?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развивать интеллектуальные способности и любознательность дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, формировать представления об экспериментировании как одном из действенных способов познания мира
Задачи:
обучающие: учить находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности, делать выводы, прививать исследовательские навыки; расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.
развивающие: обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи, связную речь: монологическую и диалогическую, развивать любознательность, логическое мышление,
воспитательные: умение работать самостоятельно, проявлять инициативу, слушать размышления других и отстаивать свое мнение.
Словарь: продукты, сахар, дырочки, воздух, пузырьки, опускать, поднимаются, емкость, вода, шипение, погрузить
Предварительная работа с воспитанниками: чтение рассказов, сказок познавательного характера; эксперименты с водой, воздухом, с сахаром, солью; беседы с детьми на тему : «Воздух», «Продукты питания», «Вода».
Материально-дидактическое обеспечение: Для детей: стаканчики с водой (16 штук, ложки, сахар-рафинад, салфетки, шапочки, халаты. Для воспитателя: 4 стола, хлеб, нарезанный на кусочки, 2 аквариума – 1 круглый, другой цилиндрической формы, тарелки с апельсинами, мандаринами, огурец, овощи, нож, пинцеты 8 шт., лупы 8 шт.
2014 год
Содержание:
1. Создание игровой атмосферы, настрой на интересную совместную деятельность.
Вход – детей. Встречает их профессор экспериментальных наук.
Профессор - Здравствуйте, ребята! Я профессор экспериментальных наук. Надеюсь, что мы с вами подружимся, и вам будет интересно. … (звонок) включить звонок
Профессор – Ребята, извините, мне надо ответить на звонок.
Незнайка - (Включаю диктофон) «Здравствуйте, профессор! Это я, Незнайка. В школе дали задание провести эксперименты и ответить на вопрос: «Есть ли в продуктах воздух?». Вы мне поможете?
Профессор – Здравствуй, Незнайка. Ко мне в гости пришли мальчики и девочки старшей группы.
Незнайка –(Включаю диктофон) Ой как здорово, может, ребята согласятся мне помочь?
Профессор – Ребята, вы согласны помочь Незнайке?
Дети: Да, согласны!
Профессор – Оставайся, на связи Незнайка, мы обязательно постараемся тебе помочь
Профессор – Ну, ребята, раз уж вы готовы помочь Незнайке, вам надо переодеться. (дети снимают с вешалки и одевают халаты и шапочки)
Профессор – Все одели спецодежду? (Да)
Профессор – Мы готовы, Незнайка, задавай свои вопросы.
Незнайка –(Включаю диктофон) Мне надо узнать Есть ли в продуктах воздух?
Профессор - Хорошо, Незнайка, мы готовы отправиться в лабораторию, где постараемся ответить на твой вопрос. Оставайся на связи.
Профессор: Ребята, а вы Как думаете, Воздух в продуктах есть?
Дети: да, есть.
Дети: нет.
Профессор Хорошо, Значит, у нас есть 2 гипотезы.
Первая гипотеза Воздуха в продуктах нет, вторая – в продуктах воздух есть. Как нам узнать, какая из гипотез верна?
Дети: Проведем эксперимент.
Профессор – согласна.
2. Вовлечение в исследовательскую деятельность.
Профессор – ассистенты, подойдите поближе и посмотрите, что вы видите на столе?
Дети: Мы видим стаканы с водой, хлеб, лупу, пинцеты.
Профессор – возьмите пинцетом кусочек хлеба и поднесите к нему лупу (чтобы лучше рассмотреть). Что вы видите?
Дети: дырочки
Профессор – А что это за дырочки?
Дети: наверно, в них есть воздух.
Профессор – а теперь, возьмите кусочек хлеба, помните в руках и опустите в стаканчик с водой, что вы видите?
Дети: - Появились пузырьки.
Профессор -У всех в стаканчиках появились пузырьки? Как вы думаете, почему?
(Какой сделаем вывод)
Дети – Раз появились пузырьки – Значит, в хлебе есть воздух.
Профессор - Ребята, какая гипотеза была верна?
Дети – в хлебе есть воздух.
Профессор – ребята, нас ждет следующий эксперимент. Возьмите с собой лупы и пинцеты. И занимайте места за столом, (всем удобно)
Что вы видите на тарелочках?
Дети : …
Профессор – Как вы думаете, а в сахаре есть воздух?
Дети – есть, нет.
Профессор – Ребята, у нас есть 2 гипотезы одна – в сахаре есть воздух, другая – в сахаре нет воздуха.
Профессор - возьмите по кусочку сахара и опустите в стаканчики с водой.
- Что вы наблюдаете?
Дети: пузырьки, значит, в сахаре есть воздух.
Профессор: возьмите еще кусочек сахара и опустите в стакан с водой и послушайте,
Что вы услышали? (Если прислушаться, можно услышать тихое шипение.)
Дети: Шипение
Профессор – все услышали шипение?
Дети: да
Профессор – значит, какая гипотеза верна?
Дети: гипотеза, что в сахаре есть воздух.
Профессор: уважаемые ассистенты вы провели два эксперимента с продуктами и что вы узнали?
Дети Мы узнали, что в хлебе, в сахаре есть воздух.
Профессор – Мы ответили на вопрос Незнайки? (Ответили)
Профессор А теперь нужно немного отдохнуть, зарядиться энергией (под музыку «Почему?») включить музыку Физминутка «Почему, почему?»
Профессор – Отдохнули, пойдемте, нас ждет еще эксперимент
Профессор - что вы видите на блюде?
Дети: фрукты
Профессор – какие?
Дети: мандарины
Профессор – Перед вами на столе две мандарина. Они чем-нибудь отличаются?
Дети: нет
Профессор Положи Никита, один мандарин в емкость с водой. Что вы видите?
Дети: Он плавает.
Профессор Давайте попробуем погрузить. Удалось погрузить?
Дети: Нет.
Профессор - Странно,
Профессор: возьмите другой мандарин и очистите его. Очистили? Положите его в воду. Что такое? Почему мандарин оказался на дне?
Дети: Мандарин утонул.
Профессор - Как же так? Два мандарина, но один мандарин утонул, а другой плавает?
Как вы думаете, почему? В чем тут дело? (Кто догадался)
Дети: в кожуре.
Профессор - Правильно, молодцы. Все дело оказывается в кожуре, в ней много пузырьков воздуха, и они не дают мандарину погрузиться до дна, пузырьки выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
Профессор –спросим Незнайку, что он еще хотел узнать?
Незнайка (Включаю диктофон) : У меня, ребята, к вам еще одно задание. Узнайте, Есть ли в продуктах вода?
Профессор: Хорошо Незнайка! Постараемся, узнать. Пройдемте к следующему столу. Ребята, Как вы думаете, есть ли вода в продуктах?
Дети: (да, нет)
Профессор – Значит у нас есть 2 гипотезы одна – В продуктах вода есть, другая – что в продуктах воды нет.
Профессор А как мы проверим?
Дети: может быть, проведем опыт.
Профессор - замечательно, что лежит перед вами на тарелке? (Овощи)
Профессор - нам нужно узнать, есть ли в огурце вода, или же нет.
Профессор - я сейчас возьму нож, порежу огурец на тонкие ломтики и разложу на тарелке.
Профессор - возьмите каждый салфетку, положите ломтик на нее и промокните.
Ну и что же вы заметили?
Дети: салфетка стала влажная, отпечаталась.
Профессор: значит какая гипотеза верна?
Дети: В продуктах есть вода. В данном случае в огурце,
Профессор: а в перце, в помидорах есть вода?
Дети: давайте, проверим? Согласны? Какая гипотеза оказалась верна?
Профессор Правильно! Молодцы!
3. Выход из игровой ситуации. Побуждение для умозаключений и формулирования вывода.
Ребята, вспомним, какие вопросы задавал Незнайка?
Дети: есть ли в продуктах воздух и вода …
Профессор - А теперь предлагаю рассказать Незнайке о наших экспериментах. (Дать трубочку детям).
Незнайка (Включаю диктофон) : Я вас внимательно слушаю….
Дети рассказывают Незнайке об экспериментах
Незнайка (Включаю диктофон) : Ребята огромное вам спасибо за помощь! Молодцы, если мне еще понадобится ваша помощь, вы готовы мне помочь? До свидания, до новых встреч!
Профессор: Ребята вы готовы вернуться в нашу лабораторию для дальнейших опытов?
Дети: Да. Конечно.
Профессор: И я с нетерпением буду ждать нашей следующей встречи!
До свидания!
Используемая образовательная программа (образовательная система) :
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы», Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва Мозаика – Синтез 2012 г.
О. В. Дыбина «Интеграция образовательных областей» Москва Мозаика – Синтез 2012 г.
Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Использованная литература: Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2004;