Антонина Еремина
Конспект НОД «Мордовский оберег для дома»
Конспект занятия : Моя малая Родина
Тема НОД: Моя малая Родина.
Мастер класс:»Мордовский оберег для дома».
Цель:
-Вызвать у детей интерес к родному краю, языку;
Стремление к общению на мордовском языке.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Мордовский оберег для дома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мордовия
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
-Учить детей воспринимать и понимать мордовскую речь на слух,пополнить словарный запас детей на родном мордовском языке : тейтерне (девочка, цёрыне (мальчик, масторава (мать земли).
Развивающие:
развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому родному языку; развивать эмоциональную отзывчивость; внимание, речь, память.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному краю, родному мордовскому языку; воспитывать трудолюбие, желание добиться результата.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» :
Расширять и углублять знаний детей о своей малой Родине, способствовать развитию любознательности.
«Речевое развитие»
развивать речь, передавать своё отношение средствами поэзии, обогащать словарный запас детей на родном мордовском языке.
«Художественно эстетическое развитие»
Знакомит детей с характерными особенностями мордовского творчетства, развивать творческие способности детей.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать у детей уважение и любовь к своей малой Родине, развивать взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, в процессе игры и творческой деятельности; использовать доступные речевые средства, развивать самостоятельность.
Словарик: шумбрачи-(Здравствуйте, тейтерне-(девочка, тёрыне-(мальчик, масторава-(Мать земли).
НОД: Звучит мордовская мелодия :»»
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята!
Шумбрачи
-Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними
познакомимся.
Дети: -Здравствуйте
-Здравствуйте
Воспитатель: А давайте поздороваемся по-другому
-Шумбрачи
Дети: -Шумбрачи
Воспитатель: -Кто знает на каком языке мы поздоровались?
Дети: (Ответы детей, на мордовском языке)
Воспитатель: -Правильно, на нашем родном мордовском языке
Мы живём в огромной многонациональной стране.
Как называется наша страна?
Дети: -Россия
Воспитатель: -А как называется место, где мы родились и живём?
Дети: -Село Кивать
Воспитатель: -Кивать это маленькая частица нащей необьятной России, здесь мы
живём, учимся, трудимся.
Есть места, которые дороги и близки нам, куда любих ходить с
родителями и близкими.
Чтение стихотворение: Источника святого сила,
Купелей чистых благодать,
И слышится мне вздох России
В селе с названием Кивать
Показ слайдов:
Воспитатель: -Где мы сейчас находимся?
Дети: -В садике «Родничок»
Чтение стихотворения: Над простором родничка
Слышен шелест камыша,
Родничок там голубой
Детский сад наш дорогой
Здесь играем и поём,
Дружно, весело живём!
Показ слайдов:
Воспитатель: -В нашем селе есть Храм назван в честь Иконы Казанской Божией
матери, по выходным и праздникам много людей и вы с родными
и близкими ходите в Храм. А кто настоятель Храма?
Дети: -Отец Александр, он ведёт все службы и в гости в садик к нам приходит, рассказывает много интересного, дарит подарки и сладости.
Чтение стихотворения: Казанской Божьей Матери Икона
Не раз спасала русских от беды
С мольбой просили люди «Богородица
Ты смилуйся над нами, помоги!»
Показ слайдов:
Воспитатель: Село наше окружено лесами, богатыми ягодами и грибами
Из подножья его бьют родники
С прохладной ключевой водой
Построены часовня и купели
Дети: -Мы с родителями ходим за ключевой водой.
Чтение стихотворения: Под горою родничок
Он людей к себе влечёт
Люди за водой идут
И домой её несут
Как прозрачна и чиста
И прохладна, и вкусна
Родниковая вода
Показ слайдов:
Воспитатель: -Ребята, ежегодно в Кивати в пойме реки Томышовка проходит Всероссийский межрегиональный этнографический фестиваль декоративно-прикладного творчества «Масторовань морот» (песни Матери земли).
Показ слайдов:
Воспитатель: К нам пришла хозяйка праздника «Масторава» (Мать земли). Поздороваемся, ребята.
Дети: Шумбрачи.
Масторава: Давайте познакомимся
Ребё нок: Настя
Масторава: Тон тейтерне? цёрыне?
Ребё нок: Мон тейтерне
Ребё нок: Илья, мон цёрыне
Ребё нок: Юля, мон тейтерне
Ребё нок: Карина, мон цейтерне
Масторава: Молодцы. А сейчас я научу вас делать своими руками мордовский оберег, чтобы в доме был уют и достаток.
Приготавливаем ножницы, лоскутки белой, цветной ткани, нитки, вата, гречневая крупа. В светлый квадрат кладём вату. Складываем квадрат уголок в уголок. Делаем личико, завязываем его ниткой. Из узкого отрезка ткани делаем узкий платок. Для юбки- лоскуток из хлопка, фиксируем его нитками. Для узелка кусок ткани кладём вату и гречневую крупу. Завязываем нитками.
Физкультминутка: Встали друг за другам
Вейке, кавто, колмо, ниле,
Тон ёвтык тон икелет кие?
(Один, два, три, четыре, ты скажи кто впереди тебя)
Ребёнок называет имя впереди стоящего
Масторава: Продолжаем выполнять подделку: отрезок белой ткани фиксируем в мешочек нитками, ручки приматываем к шее, на голову лоскуток яркой ткани.
Анализ подделок:
Рефлексия: на магнитную доску складываем из квад ратиков родничок.
Литература: Стихотворение «Родничок» автор С. Фоминых; словарь «Русского языка» под редакцией С. И. Ожёгова и И. Ю. Шведовой; стихотворение А. Большакова «Источника святого сила»; vseh-posdravim.ru стихи на день Казанской Иконы Божей Матери;
www.prodlenka.ru.