Елена Сергеенко
Конспект НОД «Тропинками истории родного края» по теме «Тамбов»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Тропинками истории родного края» для детей 6 – 7 лет
Воспитатель Е. Е. Сергеенко
МБДОУ «Детский сад «Ивушка» г. Тамбов
Цель:
Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории города, обогащать и углублять знания детей о русском народном костюме Тамбовской губернии, животном мире нашего родного края.
Публикация «Конспект НОД „Тропинками истории родного края“ по теме „Тамбов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Тамбовская область, Тамбов
- Темочки
Задачи: Создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города Тамбова; Ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием Тамбовского края; Развивать бережное отношение к городу, природе; Формировать духовно-нравственные качества личности, творческие способностей детей. Формировать навыки изготовления народной куклы – «Стригушка»;
Оборудование и материалы: Мяч, обруч в гирляндах (портал времени, картина «Тамбовская крепость», портрет Р. Бабарыкина, русский народный костюм, кукла стригушка, макет леса с животными, Красная книга Тамбовской области, для работы детям: трава сухая, верёвки, ленты, ножницы. Видеоряд: карта России, русская народная одежда, лес, крепость Тамбов. Музыкальный ряд: «Путешествие во времени» из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», русская – народная (гусли) для фона работы, русая – народная «Барыня» для танца кукол.
Ход НОД.
У каждого человека есть своя Родина, для нас Родина– это Россия. Но сегодня речь пойдёт не о России в целом, а о нашей маленькой родине – Тамбовской области, Наш тамбовский край - часть русской земли в самом ее центре. (показ на карте)
Для каждого человека город, в котором он родился и вырос, - особенный город. К нему на всю жизнь останется в сердце нежное чувство. Где бы ни жил он потом, в каких городах ни бывал, этот всегда будет единственным, любимым. Для нас с вами это город Тамбов.
В нашем городе очень много улиц и каждая имеет своё название. На какой улице вы живёте?
Игра «Назови улицу, на которой ты живешь» (по цепочке передаем массажный мяч)
Молодцы, название улиц знаете хорошо.
История Тамбова неразрывно связана с судьбой русского народа, его горестями и радостями, победами и достижениями. Хотите узнать, как появился наш город? Я предлагаю отправиться в далёкое прошлое и посмотреть, какой был раньше наш тамбовский край. Как вы думаете, на чем можно совершить такую экскурсию?
Нам нужен портал времени, который перенесёт нас на 386 лет назад. Отправимся? Дети становятся в круг, воспитатель берёт обруч – портал времени.
Но, чтобы портал заработал, нужно сказать хорошие слова о нашем городе. Тамбов, он какой?
Игра «Какой наш город?» (Большой, зеленый, красивый, уютный, дорогой, любимый, единственный, неповторимый, праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, старинный). Загораются лампочки на обруче и проводится игра с обручем.
Память листает былого страницы,
Нас переносит в семнадцатый век…
Подходим к картине «Тамбовская крепость»
Вот мы с вами и оказались в 1636 году, как раз тогда и образовался город Тамбов. В те далекие времена жили славяне. Жили они в маленьких селениях, мирно и дружно. Но вот на Русь стали нападать завоеватели – монголо-татарские кочевники.
Что же тогда приказал царь? (царь приказал на пути к Москве построить крепости, чтобы не подпустить врагов к стольному граду).
Воевода Роман Бабарыкин (портрет) согнал на строительство тысячи людей. И крепость была сооружена.
Посмотрите, какая была эта крепость? (Крепость была небольшой, деревянной). Много раз кочевники нападали на неё, но разрушить так и не смогли. Что же делало её неприступной для врагов? (С двух сторон крепости она омывалась реками, и была защищена искусственными рвами, которые наполнялись водой Студенца). Затем, когда кочевники были разбиты, наш город постепенно утратив своё оборонительное значение, стал мирным городом превратился в торговый город. Постепенно около крепости возводили дома, торговые палатки. Чем занимались люди? (пчеловодством, охотой, рыбной ловлей, разными ремеслами, торговлей). Так зародился наш Тамбов.
Друзья мои, а если бы мы встретили жителей Тамбовской губернии. Как бы мы поняли, что это жители из прошлого? (по одежде)
Ребята! А знаете ли вы, какую одежду носили ваши прапрабабушки? Как выглядели народные костюмы, как и зачем украшали их? Предлагаю посмотреть.
- Где сейчас можно встретить старинную одежду? (Ответы детей) У меня есть несколько фотографий из музея. Предлагаю посмотреть и вспомнить, как называлась одежда. Что носили женщины? (сарафаны, рубахи, юбки – понёвы).
Понева – клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник. Обязательно носили пояс- оберег, защищающий хозяйку от недобрых сил. Он прижимал рубаху к телу, сберегая тепло.
Как вы думаете, вся ли одежда была одинаковой? В народном костюме чётко соблюдалось деление на рабочий и праздничный. Какая была праздничная одежда? Её шили из дорогой ткани, обильно украшали и передавалась она из поколения в поколение. Чем украшен костюм? (В женском костюме много ленточек, есть кружева, затейливые узоры вышивки). Зачем нужна была вышивка на рубахе? ( она имела особое значение: не только украшала, но и оберегала, защищала женщину)
А какой была рабочая одежда? Рабочую одежду шили из прочной ткани и почти не украшали.
Показ костюма. Это современный русский женский костюм. Он сшит для исполнения русского народного танца. Конечно же он отличается от того костюма, который надевали ваши прапрабабушки. Но главное сохранилось. Это силуэт, фасон, яркие цвета. Давайте рассмотрим.
Из чего состоит мужской русский костюм? (Из штанов и рубахи - косоворотки. Шили их из холста. Рубахи носили поверх штанов, навыпуск. Рубаху подпоясывали поясом.
Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки,
А как одевались дети? (Дети до 5 лет ходили в длинных рубахах – и мальчики и девочки.)
- Как видите ребята, одежда русских людей в старину была удобной и красивой.
Жители Тамбовского края очень любили ходить в лес. Что же так привлекало людей в лесу? (Они охотились, собирали грибы, ягоды, лекарственные травы, занимались сбором мёда - бортничеством).
Отправимся и мы с вами на лесную поляну, где нас ждут жители нашего леса. Вы лепили из пластилина зверей, а теперь посмотрим, какие животные с давних времён жили и живут в лесу Тамбовского края? (дети перечисляют). Посмотрите, что в нашем лесном уголке не правильно? (утка с утятами, так как утята выводятся весной, а осенью они уже выросли и умеют летать).
Игра с мячом «Хвастуны».
Собрались однажды звери на поляне и стали хвастаться.
У меня острые зубы, - говорит волк. Какой волк? Острозубый.
У меня длинный хвост, - говорит лиса.
У меня длинные ноги, - говорит лось.
У меня короткие лапы, - говорит еж.
У меня длинные уши, - говорит заяц.
У меня пушистый хвост, – говорит белка.
У меня косые лапы, – говорит медведь.
У меня крутые рога, – говорит лось.
Игра «Что было бы, если бы?»
Ребята, представьте себе, что было бы, если бы: заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю? (Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя).
А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок? (Ему трудно было бы спасаться от врагов).
Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму? (Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей).
Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста? (Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль).
Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Сейчас многие животные, растения находятся на грани вымирания, поэтому занесены в особую книгу Тамбовской области. Вспомните, что это за книга? (Это Красная книга, в ней записаны все животные и растения, которых надо беречь) Показ.
Напоминаю, что мы перенеслись в далёкое прошлое, в детство ваших прабабушек и прадедушек. Мы поговорили чем занимались взрослые жители, а вот интересно, чем занимались дети в те времена? (помогали родителям, ухаживали за домашними животными, помогали в сборе урожая)
А в свободное время играли так же, как и вы. А как вы думаете, какие игрушки были в старину у крестьянских детей? Такие же, как у вас? (Это были игрушки – самоделки. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было).
Так из чего же делали игрушки? (из разного материала, из того, что было под рукой. Лепили из глины, стругали из дерева, вязали из ниток). Как вы думаете, легко ли было сделать игрушку для ребёнка?
Предлагаю сделать такую игрушку. А какую именно, разгадайте загадку.
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла).
Показываю куклу.
Посмотрите, какая забавная кукла.
Такую игрушку мастерили из соломы, травы, прутьев, тонких веток. И назывались такие куклы – Стригушки.
- Как вы думаете, почему их называли стригушки? (Ответы детей). названия придумывали на ходу, долго не размышляя об этом. Стригушка – потому что подстригали ей ладошки, подол юбки. Вот так имя сходу и появилось.
Такая куколка – игрушка с сюрпризом. А каким, мы узнаем в конце нашего путешествия.
Хотите научиться делать кукол – стригушек? Тогда давайте её хорошенько рассмотрим.
Вопросы к детям.
1. Из чего кукла сделана?
2. Из каких частей она состоит?
3. Какая часть самая большая?
4. Какой она формы?
5. Что можно сказать о величине юбки по отношению к голове и туловищу?
-Теперь пройдите и займите места за столами. Я буду показывать и рассказывать, как делать стригушек. Если у вас будут затруднения, мы с О. Г. вам поможем.
Последовательность выполнения работы:
- Перед вами 2 пучка травы. Чем они отличаются?
- толстый пучок связываем посередине сгибаем пополам и завязываем вверху. Это голова куклы.
-берём тонкий пучок, рассоединяем толстый пучок и вставляем руки;
- Немного отступив от края завязываем верёвкой.
- под ними стягиваем ленточкой. (талия);
- низ юбки ровно подрезаем ножницами, и «руки» тоже.
Под спокойную русскую народную мелодию дети выполняют работу.
По окончании работы дети ставят кукол в хоровод и рассказывают о них.
- А сейчас я покажу вам обещанный сюрприз. Наши куклы - стригушки будут танцевать под русскую народную музыку. Для этого мы должны постучать по столу ладошками. (Дети играют).
- Я думаю, нетрудно представить, сколько радости доставляли эти простые и забавные игрушки детворе. А вам?
Ну, что, друзья, наше путешествие в прошлое Тамбовского края заканчивается и нам пора возвращаться в наш современный мир. Подходите к нашему порталу времени.
Под музыку возвращаемся.
Понравилось наше путешествие? А что понравилось?