Наталья Юрьевна Чумурунова
Конспект НОД «Тайна волшебного пламени» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие
Конспект НОД «Тайна волшебного пламени»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 171» г. Иваново – Чумурунова Н. Ю.
Цель:
рассказать об истории огня, о его пользе, для человека.
Задачи:
Закрепить элементарные знания об основной группе пожароопасных предметов, познакомить со способами добывания огня в истории и практике;
Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём
уточнить правила безопасности в использовании огня;
Образовательная область в интеграции:
Художественно-эстетическая
Публикация «Конспект НОД „Тайна волшебного пламени“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Физическое развитие
Социально-коммуникативная
Материал: иллюстрации первобытного человека в пещере, камни, свечи, спички, зажигалка, дощечка и деревянная палочка, «корабль», халатики учёных, таз с водой, металлический поднос для опытов, правила работы с огнём, белая шляпа мышления, лэп-бук об огне, игрушечный огнетушитель, знак пожарной безопасности «Спичка- детям –не игрушка», символы (глаз, рука, ухо, нос)
Предшествующая работа.
1. Чтение художественной литературы:
Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;
Б. Житков «Пожар в мире», «Дым», «Пожар»;
Ф. А. Щербина «Миф о Прометее»;
С. Я. Маршак «Кошкин дом»;
С. Михалкова “Дядя Стёпа”,
А. Толстой “Пожарные собаки”,
К. Чуковский “Путаница”,
рисование на тему: “Огонь наш друг, огонь наш враг”.
Чтение пословиц и поговорок об огне.
Беседы:
«Польза и вред огня»;
«У огня – мастера много профессий»;
Словарная работа: лучина, кремень, свеча.
Ход занятия
(П-и «Море волнуется» в приёмной) Дети заходят в группу
Восп-ль: Ребята, давайте поздороваемся с гостями! (Дети здороваются.)
Воспитатель: Ребята, как называется наша планета? (Показать на глобус) (Земля). На нашей планете много неизведанного. Его даже не надо искать далеко, оно рядом. Отгадайте, о чём речь пойдёт?
Рыжий зверь в печи сидит-
Рыжий зверь на всех глядит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а, может два.
Ты его рукой не тронь - искусает всю ладонь,
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)
Отгадали, молодцы.
(В кругу, в группе, используется шляпа мышления Боно)
А что вы знаете и можете рассказать об огне? ( Ответы детей: шипит, обжигает, беспощадный, тёплый, уютный, всемогущий, согревает, любит кислород, боится воды, земли, песка, когда его накрывают, даёт свет, тепло, сильный и т. д.
Восп-лъ: Ребята, скажите, пожалуйста, какую пользу приносит огонь?
Дети: С помощью огня можно приготовить еду, согреться у костра, зажечь свечу, со- греть воду и обогреть свое жилище.
Восп-лъ: А какой вред приносит огонь?
Дети: Если с огнем обращаться неосторожно, то может произойти пожар.
Ребята, откуда пришел к нам огонь? (Ответы детей)
Дети, а вы хотите попасть в прошлое огня? На чем мы отправимся на далёкие острова, чтобы узнать тайну волшебного пламени? На корабле.
Занимайте места.
Начинаем наше путешествие (звучит музыка джунглей) Ну, а пока мы будем плыть, послушайте, что вам сейчас рассказу я про огонь. “Очень давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днём людей согревало солнце, а ночью они мёрзли от холода. Убежищем людям служили пещеры, где было холодно, сыро и темно. (Рассматриваем иллюстрации, сидя в корабле.)
Однажды, во время грозы от молнии загорелось дерево и кто-то из самых сильных и ловких первобытных людей догадался принести в пещеру горящую ветку. Как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере людям? (Ответы детей)
Правильно, но для того чтобы не погас огонь, людям надо было его всё время поддерживать, поэтому они подкладывали ветки и защищали от ветра и дождя огонь. Они его бережно хранили в ямках с угольками, подкладывали сухие листья, но огонь иногда потухал.
Первобытные люди не могли добывать огонь.
Ну, вот мы и приплыли. Ребята, вы видите остров?
Я тоже вижу. Тут какое-то устройство. Что это такое? Ваши предположения?
А хотите увидеть, как это получалось у древних людей? (Первый слайд)
Дети: «Если одну палочку потереть об другую, обе нагреваются. Когда трут сильно и долго, они могут загореться (показ иллюстрации).
А попробовать сами хотите?
Будем работать в парах: один из вас держит сил сухого дерева, а другой работает палочкой. Скажите, пожалуйста, что происходит?
Легко ли раскрутить палочкой, чтобы она стала горячей.
Да, нелегко, иногда на это уходил целый день.
1. Смотрите, а что на этом острове?
Камни.
А кто их оставил? (Ответы детей)
Для чего оны были нужны древнему человеку?
Однажды, обрабатывая камень, чтобы сделать из него топор, человек заметил, что от удара камень о камень, появляются искры, падают на сухую траву и появляется огонь. И название такому волшебному камню кремний.
Показать слайд с изображением. этого процесса и фото камня.
Повторите, пожалуйста, это слово и запомните. Высекания огня из кремня дошло и до наших дней.
Современные люди придумали зажигалку с кремневым камешком.
Мы тоже попробуем сейчас поработать с камнями как древние люди. (Проводим эксперимент). Трудная эта работа? Да, это трудная работа. Но люди научились добывать огонь и теперь могли не боятся потерять его. Если вдруг ливень или сильный ветер гасили костёр, можно было разжечь новый.
Вывод: Так люди приручили огонь и теперь носят его в кармане в виде спичек, зажигалок.
Воспитатель: В наше время мы тоже используем трение – спички о коробок. Но между древним и современным способами добычи огня громадная разница. Зажечь спичку для нас не займёт большого труда, а чтобы добыть огонь из дерева, даже очень сухого, нужно приложить много усилий
Показ спички
Спичка! Крохотная деревянная палочка с коричневой с булавку размером головкой. Проведёшь резким движением по одной из сторон коробка - и загорится пламя.
Мы с вами пользуемся хозяйственными спичками. Для моряков и охотников изобрели специальные спички. Они не гаснут при ветре, ливне и шторме. Ещё имеются спички сигнальные, каминные двадцати - сантиметровые спички. (Показ охотничьих спичек)
У этой малышки даже есть день рождения- 10 апреля.
Какие поговорки о спичке вы знаете?
• Спички – детям - не игрушка. (Показать знак)
• Не шути с огнём- обожжёшся.
• Не подкладывай огню соломы
• Спичка маленькая, а беда- большая
Почему так говорят? Большая беда?
Восп-лъ: Ребята, давайте поиграем в игру «Горит - не горит» Я буду вам называть предметы, материалы, вещества, а вы, если это горит, будете показывать руками вверху «язык» пламени, если не горит - руки с лентами опускаем.
Воспитатель называет следующие слова:
2. Бумага
3. мебель
4. ложка
5. тетрадь
6. вода
7. бензин
8. стекло
9. Книга
10. лед,
11. Снег
12. Металл
13. Торф
14. Бензин
15. Лимонад Молодцы.
Видите, как много материалов может сгореть от огня.
Чем же можно тушить огонь - ваши предположения, гипотезы?
А хотите проверить это в саду, в нашей лаборатории?
Тогда пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в корабле, а пока плывём, вы скажете, с помощью каких органов мы будем иследовать огонь? (органы зрения, слуха, обоняния, рукой)
Приплыли. Выходите из корабля и одевайте халаты исследователей.
Подходите к столам.
Кто напомнит нам правило обращения с огнём?
ПОМНИ ПРАВИЛО:
«ОГОНЬ НИКОГДА ОДИН НЕ ТРОНЬ!»
Повторяют все хором.
Воспитатель: А теперь мы проведём опыты с огнём.
Какие материалы нам для этого нужны? Принесите их, пожалуйста.
(дети располагаются вокруг стола с металлическим подносом, на котором свеча). Воспитатель зажигает свечу и обращает внимание детей на пламя.
1.
Прислушайтесь ребята, что вы слышите? (Потрескивание.)
Что вы видите? (Огонек покачивается из стороны в сторону.)
Что вы ощущаете, если поднесете руку ближе к огню? (Тепло.)
Воспитатель: «Но, если слишком близко поднести руку к огню, можно обжечься».
2. Проводится опыт свеча и баночка. Свеча горит хорошо, пока её не накрыли банкой
Почему? (Нет доступа кислорода, а тот, что был, сгорел)
Вывод: Огонь может дышать так же, как и люди.
3. А чем можно потушить огонь?
Опыт: показать, какими средствами можно тушить пламя.
Как вы думаете, почему вода гасит огонь?
Она перекрывает ему доступ воздуха (кислорода, огонь погибнет.
4. Продолжение опыта с песком, землёй, лимонадом, глиной, плотной тканью (мокрой и сухой, стиральным порошком.
Почему огонь гаснет?
Вывод: Главное правило- перекрыть доступ кислорода к пламени. В воздухе есть газ кислород. Он нужен людям, животным, растениям и огню. Когда пожар-надо закрыть ддвери, окна, перекрыть доступ кислорода огню.
Итог:
Восп-ль: Сегодня мы много говорили про огонь, так кем же он может быть для человека?
Дети: Огонь может быть и другом, и врагом.
Восп-ль: Как вы думаете, чего больше приносит огонь - пользы или вреда?
Дети: Пользы.
Восп-ль: Правильно, пользы больше, потому что огонь делает нашу жизнь интересней и теплее. Ребята, я хочу, чтобы вы были осторожней и внимательней, и тогда беда обойдет вас стороной.
• Вам понравилось наше путешествие?
• Что вам понравилось делать?
• Что вы запомнили?
• О чём расскажете своим родителям дома?
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Я хочу вручить вам медальки за хорошую работу и знаки «Спички детям-не игрушка». Этот знак вы повесите дома как напоминание об осторожном обращении с огнём.
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня.
Нам огонь самый лучший друг,
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.