Светлана Федорушкина
Конспект НОД с детьми старшего возраста «Гостья из волшебного леса»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гостья из волшебного леса"
[/b]Конспект НОД с детьми старшего возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Пензы № 101, Детский сад «Радужный».
Автор: Федорушкина Светлана Александровна – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
Задачи:
Обучающие:• привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего возраста „Гостья из волшебного леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• знакомить детей с шедеврами мировой классики, фортепианной музыкой П. И. Чайковского и симфонической музыкой А. Лядова;
• побуждать детей различать средства музыкальной выразительности, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями;
• закреплять знания детей о музыкальных инструментах, учить различать их по тембру;
• продолжать прививать детям интерес к здоровому образу жизни, занятию спортом;
• обучать детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга;
•учить детей беречь свое здоровье, заботиться о нем;
• познакомить детей с историей Олимпийского движения;
• пополнять словарный запас;
Воспитательные: • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к музыке;
• воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса, потребность в общении с музыкой;
• воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движении;
• воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, умение заботиться о своем здоровье;
• вызвать желание поделиться своими знаниями;
• помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
• воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, гордости за российских спортсменов.
Развивающие: • развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
• развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которой связаны с миром сказки;
• развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах /гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности/;
• развивать физические качества: ловкость, силу, скорость, желание систематически заниматься физическими упражнениями;
• совершенствовать представление о значимости гигиенических процедур; прививать культурно-гигиенические навыки;
• формировать практические навыки ухода за собой, умение соблюдать правила игры, выдержку, внимание;
• расширять знания о правильном питании и его значимости;
• развивать мелкую моторику руки, умение выполнять несложные движения по тексту;
• расширять знания о зимних видах спорта;
•развивать мыслительную деятельность детей, способствовать к умозаключению.
Материалы и оборудование: портреты композиторов А. Лядова и П. И. Чайковского; музыкальный центр; CD с записью музыкальных произведений «Баба-Яга» А. Лядова и П. И. Чайковского, релаксирующая музыка для проведения стретчинга; иллюстрации сказочного персонажа; атрибуты для «Супчика Бабы – Яги» /котелок, ложка, сушеная трава, коряги, лягушки, мухоморы и т. п. /; муляжи овощей; раздаточный материал для выполнения коллективной работы по кол-ву детей: заготовки «части тела», «спортивные снаряды», клей-карандаш, ватман. Костюм Бабы - Яги, метёлка Бабы – Яги; таблица «Полезные продукты»; магнитная доска.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомство с русским композитором П. И. Чайковским. Давайте внимательно послушаем фортепианное произведение, которое Пётр Ильич назвал - «Баба Яга».
Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Баба Яга».
Музыкальный руководитель: Опишите, пожалуйста, музыкальный образ Бабы Яги. Расскажите, какие звуки использовал композитор? /предполагаемые ответы детей: музыка рисует персонажа короткими, острыми и злыми звуками. Баба-Яга злая, неуклюжая, ворчливая, сердитая, угрюмая/Всё верно, пьеса начинается с напористого, отрывисто-короткого и острого восходящего мотива. Композитор словно видел стремительный полет сказочной героини в ступе. Таких резких, напряжённых, неустойчивых звучаний в пьесе, очень много. Мы можем представить себе, как она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым, «колючим» взглядом; её полёт в ступе беспокойный и тревожный. А какую картину наше воображение может нарисовать в конце музыкального произведения? /предполагаемые ответы детей: Баба - Яга летит в своей ступе потом начинает подниматься выше исчезает/. Это музыкальное произведение немного фантастическое. Оно насыщено тревожной стремительностью, беспокойством и имеет несколько мрачный характер. Я попрошу вас, представить себя Бабой-Ягой своём сказочном лесу, и изобразить её с помощью движений.
Танцевальное творчество – импровизация движений на заданный музыкальный образ, под музыку П. И. Чайковского «Баба-Яга».
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы очень точно передели в движениях образ ворчливой, злой Бабы-Яги. Давайте закроем на минутку глаза и представим себе другую Бабу - Ягу, образ которой передал нам с помощью музыки ещё одни замечательный русский композитор А. Лядов
Слушание музыкального произведения «Баба Яга» А. Лядова.
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, чем отличается произведение П. И. Чайковского от произвед. А. Лядова? Какой состав инструментов исполняет пьесу А. Лядова? /предполагаемые ответы детей: произведение А. Лядова испоняет симфонический оркестр. Произведение П. И. Чайковского было исполнено на рояле. Можно услышать хруст, треск и шум/. В то же время слышен сухой, звонкий и в то же время щелкающий звук, который создает представление о “костяной ноге”. Мы слышим что «что-то» проносится в быстром темпе, то приближаясь, то удаляясь от нас, хлопая тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми инструментами. Очень выразительно композитор изобразил и местность, где обитает злая колдунья и откуда (а может и куда) совершает свой полёт. Программа музыкального произведения изложена самим композитором по книге А. Н. Афанасьева “народные русские сказки”
Воспитатель читает отрывок: “. Баба-Яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели”.
Звучит отрывок из произведения А. Лядова, в музыкальный зал влетает Баба - Яга
Баба - Яга: Это кто меня потревожил? Пригнал сюда? Я только на печи засыпать стала, а тут на тебе, вытащили меня из избушки. И для чего?
Воспитатель: Мы, Баба - Яга, и не думали тебя тревожить. Просто закрыли глаза и представили тебя. Ты сразу и появилась.
Муз. руководитель: Ребята, а вы догадались, что помогло свершиться такому волшебству? Конечно же, это волшебная музыка русских композиторов: П. И. Чайковского и А. Лядова.
Пальчиковая гимнастика «Баба Яга».
В тёмной чаще /сжимают и разжимают пальцы в замке/
Есть избушка, /складывают руки домиком/,
Стоит задом на перёд. /поворачивают кисти рук тыльной стороной/.
В этой маленькой избушке /складывают руки домиком/.
Бабушка Яга живёт. /делают окошечко из рук, качают головой/.
Нос такой кривой /дразнятся/.
Глаз такой косой /выполняют перекрещивающиеся движения пальцами/
Костяная нога /постукивают кулаком о кулак/
Здравствуй, Бабушка Яга! /Разводят руки в стороны/. (И. Бодраченко)
Баба - Яга: Здравствуйте, коль не шутите, а вот за то, что дразните меня, быстренько вас к себе увезу, да в печь посажу! Гуси, сюда, скорее…
Муз. руководитель: Да ты не сердись на них Бабушка, вид – то у тебя такой неопрятный. Вот и дразнят тебя.
Воспитатель обращает внимание детей на неряшливый вид гостьи, проводится беседа о гигиене, здоровом образе жизни.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Бабе Яге, зачем нужно умываться.
/предполагаемые ответы детей: чтобы быть чистым и опрятным; чтобы на теле человека не было микробов; чтобы быть красивым/
Воспитатель: А еще Бабушка Яга, наши дети расскажут тебе о режиме дня.
Баба Яга: Какой такой режим?
/предполагаемые ответы детей: это когда дети спят, едят, играют в свое время/
Воспитатель: Баба Яга, а ты зарядку делаешь?
Баба Яга: Не-е-е-т, я только на метле умею летать.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужно делать зарядку?
/предполагаемые ответы детей: чтобы быть сильными, ловкими,
чтобы не болеть/
Муз. руководитель: Ну что Бабушка, запомнила, о чем сейчас рассказывали?
Баба Яга переминается с ноги на ногу, качает головой. Дети подсказывают Бабе Яге, что нужно делать, чтобы выглядеть опрятно и не болеть.
Воспитатель: А питаешься Бабушка ты правильно?
Баба Яга: Конечно! Я вот вам сейчас и супчик фирменный сварю.
Супчик Бабы Яги.
Пока Баба Яга «варит суп» в центре, дети образуют вокруг неё круг. В продвижение по кругу, дети выполняют движения по тексту
1. Суп варить Яга решила. 2. Притащила свежей тины,
Змей сушеных накрошила. Волчьих ягод три корзины,
Развела большой костер Для приправы – бузины,
И поставила котел. Для отравы – белены.
3. Между сосен и полянок 4. Вышел супчик то, что надо:
Собрала ведро поганок. Целых двадцать литров яда!
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор.
Проводиться игра «Котелок Бабы яги».
Детям предлагается рассказать Бабушке Яге о здоровом питании. О полезных продуктах, в которых есть необходимые для организма витамины. Дети предлагают Бабушке сварить новый суп из овощей. Воспитатель предлагает детям рассказать о продуктах, которые выбрала Баба- Яга для супа.
Воспитатель: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья. / можно проговорить несколько раз вместе с детьми/.
Муз. руководитель: Бабушка, а знаешь ли ты, для того чтобы прошли все твои болезни и хвори, мало одного здорового питания, нужно ещё и спотом заниматься. А то вон у тебя, я смотрю, суставы все закостенели, мышцы слабенькие, скрючилась вся, сгорбилась.
Баба Яга: Спортом-то я занимаюсь. За гусями вон бегаю, окаянными. На метле летаю, с Кощеем по праздникам танцы устраиваем.
Воспитатель: Ну, это разве занятие спортом? Вот ты лучше послушай, какие виды спорта бывают.
Предлагает детям рассказать Бабушке о разных видах спорта.
Воспитатель: Будешь заниматься спортом, обязательно попадёшь на Олимпиаду.
Баба Яга: Да как же я туды попаду? Змей Горыныч вчера мне сказал, что она уж вовсю идёт /она уж закончилась давно/ Да и не готова я ещё.
Воспитатель: Не расстраивайся Бабушка, Олимпиада проводиться один раз в четыре года, подготовиться успеешь.
Муз. руководитель: Предлагаю не терять время. Для начала займёмся твоими суставами, и мышцами.
Дети показу муз. руководителя выполняют движения игрового стретчинга.
«Лес Бабы Яги».
Гремучие змеи. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращаем сначала поочерёдно кистью, потом вращение руки от локтя, сначала поочерёдно, потом одновременно.
Цветок папоротника. Из положения стоя, ноги крест накрест, постепенно принимаем положения сидя/ по – турецки/. Постепенно встаём, руки имитируют раскрытие цветка. Исходное положение сидя на полу, «паровозиком» продвигаемся по полу к центру, берёмся за руки и медленно цветок раскрывается и закрывается.
Бабочка. Сидя на полу ноги вместе, работа ступнями ног.
Цапля. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. Поднять левую ногу, согнув её в колене назад и взять левой рукой стопу левой ноги. 2. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед, голова поднята.
Лягушка. Ноги на ширине плеч. Руки в стороны как «лапки». Делаем три маленьких приседания, на счет четыре вытягиваемся на носочках, руки на верх – «Ква!».
Горка и мухоморчки. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки в упоре сзади. 1. не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носочки, медленно поднять их в вертикальное положение, стараясь коснуться лицом коленей. Тянем на себя носочки
Букашки-таракашки. Из положения сидя, руки и ноги – упор в пол, понимаем и опускаем туловище, приподняв туловище продвигаемся к центру и от центра.
[b]Веточка. Брёвнышки. [/b] Лечь на спину, ноги вместе, носочки натянуты. Руки вдоль тела ладошки внизу. 1. Медленно поднять ноги в вертикальное положение (не сгибать ног в коленях, сохранять натянутые носочки) таз не отрывать от пола.
Больной животик. Из положения сидя, ноги в разные стороны, либо одна нога согнута в колене, выполняются наклоны, носочки ног оттянуты.
Муз. руководитель: Будешь, Баба Яга заниматься каждый день, обязательно на Олимпиаду попадёшь!
Воспитатель: Ребята напомните нашей гостье, какие олимпийские игры проходили в г. Сочи? Правильно- зимние, поэтому спортсмены и соревнуются в зимних видах спорта.
Баба Яга: Это что ещё за зимние виды спорта?
Воспитатель: Сейчас всё тебе Бабушка расскажем, а заодно и покажем.
Выполняется коллективная работа «Зимние виды спорта».
Аппликация из заготовок «части тела», «спортивные снаряды».
В завершении занятия дети дарят бабушке Яге свою работу. Бабушка Яга прощается и обещает заняться собой: внешним видом, здоровым образом жизни.