Шевчук Марина
Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» в старшей группе детского сада по теме «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства воды»
О. Ц. : Прививать интерес детей к исследовательской деятельности. Расширять и закреплять представления о свойствах воды. Научить детей выполнять опыты с водой.
Возрастная группа : старшая
Публикация «Конспект НОД в ОО „Познавательное развитие“ в старшей группе детского сада по теме „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область: О. О. Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
Образовательные: уточнить представления детей о воде и её свойствах; систематизировать знания о свойствах воды, её назначении. Учить анализировать, делать простейшие выводы.
Развивающие : развивать исследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения опытов с водой, развивать логическое мышление, стимулировать познавательную активность детей.
Воспитательные: воспитывать умение действовать в коллективе, воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к воде как природному ресурсу, любознательность.
Словарная работа: океаническая, озёрная, родниковая, болотная.
Материал и оборудование: столы для экспериментирования, емкости с водой, индивидуальные салфетки, соломинки (на каждого ребенка, лимон, сахарный песок, кофе, пластмассовый шарик, резиновый шарик, металлический шарик, конверты, цветные фанты, гуашь.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему: «Вода»; знакомство с основными свойствами воды в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей (окрашивание воды).
Условия проведения НОД: проветривание групповой комнаты, влажная уборка.
Форма организации деятельности: с подгруппой детей, стоя за столом, в свободном движении, в круге.
Методы и приё мы: репродуктивные- игровой, исследование, описание, загадки, вопросы, мотивация: социально-значимая задача.
Репродуктивно-самостоятельные: причинно-следственные (Почему вода приняла форму другого сосуда, вопросы исследовательского характера (Какого цвета стала вода, логические вопросы (Утонет ли резиновый шарик? Пластмассовый? Металлический, право выбора (конверты с фантами).
Организация и методика проведения НОД
Дети, сегодня у нас много гостей. Давайте все друг другу улыбнемся. У Вас хорошее настроение? ( Дети: да). Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку). Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдет речь.
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я
Кто я такая? (Вода).
Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Ребята я сегодня утром увидела у себя на столе шар. А хотите узнать, что в нем находится?
Давайте вместе откроем и посмотрим.
В нем баночка с водой, а в воде какое-то послание.
Это послание от жителей другой планеты. Хотите послушать? (Да, хотим).
Текст послания: «Ребята, злой волшебник перекрыл нам источник воды и всё живое на планете гибнет, а помочь нам сможете только вы. Выполните несколько опытов с водой. Ребята, поможем? (Поможем)
А чтобы нам провести опыты мы должны отправиться в путешествие в страну экспериментирования.
Топ, топ
Хлоп, хлоп
Покружись
И в стране экспериментирования окажись.
Вот мы и в волшебной стране, в которой узнаем много нового о воде.
Но вначале, нам бы хотелось послушать стихи, ведь дети вы знаете стихи? (Знаем).
Дети читают стихи о воде.
1 ребенок:
Она прозрачна и чиста
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца
2 ребенок
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она
3 ребенок
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели
Жить нельзя нам без …ВОДЫ.
А сейчас предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны? (Согласны).
Сейчас подходим к первому столику и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов нужно одеть фартучки, и в этом мы попросим наших гостей нам помочь.
Напоминаю вам о технике безопасности во время работы с водой.
Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело
Если разлилась вода
Тряпка под рукой всегда.
Экспериментально-исследовательская деятельность.
Опыт № 1. «Вода – это жидкость»
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? (В стакан, в ведро, в бутылку, в тарелку).
Что ещё можно сделать с водой? (Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой).
Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода- это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2. «Вода не имеет вкуса».
Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду, вкуса я не почувствовала. Я думаю, что у воды вкуса – нет.
А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у неё вкус?
(Вкуса нет у воды).
А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон в воду и попробуем на вкус, что изменилось? (Мы изменили вкус воды, она стала кислая).
А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус? (Вода стала сладкая).
Вывод: вода стала сладкая.
Опыт №3. «Вода не имеет собственного запаха».
Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах? (Нет запаха)
Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода? (Вода пахнет кофе).
Вывод: чистая вода без запаха, но если в неё добавить что-либо, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
А сейчас немножко отдохнем. Игровое упражнение: «ВОЛНЫ»
Встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная
Налетел легкий ветерок, стал играть с водой
Подул ветер сильнее – вода забурлила, заплескалась, стих ветер (водная гладь спокойная).
Дети выполняют игровое упражнение под музыку П. И. Чайковского «Звуки природы» - «Шум воды»
Дети плавно разводят руки в стороны
Дети выполняют движения кистями рук вверх-вниз
Дети выполняют движения быстрее, а потом затихают.
Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за столами и продолжим изучение воды.
Опыт № 4. «Тонет – не тонет».
Перед вами лежат три шарика: пластмассовый, резиновый, металлический.
Давайте опустим в стакан с водой сначала пластмассовый шарик, как вы думаете, что с ним произойдет? (Пластмассовый мячик не утонет, потому что он легкий, внутри него находится воздух).
Затем опустим резиновый мячик. А что произойдет с ним? (Резиновый мячик тоже не утонет, потому что он легче воды, внутри него находится воздух).
И наконец опустим в стакан с водой металлический шарик. А что будет с ним? (Металлический шарик утонет, так как он тяжелый).
Вывод: легкие предметы не тонут в воде, а тяжелые – тонут.
Опыт № 5. «Цветная водичка».
В конвертах лежат цветные фанты. Каждый из Вас берет конверт и достает свой фант. Какого цвета вам достанется фант, в такой цвет вы будете красить водичку. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется вода. Вы поняли задание? (Поняли).
У нас получилась цветная водичка.
Вывод: вода не имеет цвета, но приобретает его с помощью той краски, которую добавили в воду.
(синяя краска – вода получилась синяя, краска жёлтая – вода жёлтая и т. д).
А сейчас игра «Доскажи словечко»
В морях и океанах вода – солёная,
Вода в море … (морская)
Вода в океане… (океаническая)
Вода в реках … (речная)
Вода в родниках … (родниковая)
Вода в болотах… (болотная)
Вода в озёрах … (озёрная)
Ребята Вам понравились опыты и почему? (Опыты были интересные, нам очень понравились).
А какие опыты больше всего понравились? (С шариками и цветной водичкой).
Ребята вы большие молодцы!
Ваши действия были правильными, ответы полные. А когда вы придете домой то поэкспериментируйте со своими родителями: создайте «цветную ледяную мозаику».
Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой.
4. Поставить в холодильник.
5. Утром посмотреть, что получилось.
6. В детском саду рассказать о результате своего эксперимента.
Ну что ребята, вы справились с заданиями и помогли жителям другой планеты победить злого волшебника.
А теперь нам пора возвращаться в группу :
Топ, топ
Хлоп, хлоп
Покружись
В нашей группе окажись.
Ребята, спасибо всем за участие.